ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Урок 58. К. Бальмонт «Золотое слово».
Цели:ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов К.Д. Бальмонта, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывков наизусть.
III. Введение в тему
1. Работа с пословицей
• Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. (Примерный ответ. Я понимаю ее так: осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает все красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И все-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной все зеленеет и становится красивым.)
— Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.
— Расшифруйте, что здесь написано.
А | Б | В | Г | д | Е |
Ж | 3 | И | й | к | Л |
М | Н | О | п | р | С |
Т | У | Ф | X | ц | ч |
Ш | Щ | Ь | ы | э | ю |
12 3 4 5 6
5,2; 3,3; 2,3; 6,3; 1,4; 1,1; 2,3; 1,4; 3,2; 2,3 5,1; 1,3; 3,2; 1,4; 5,3; 3,2; 6,1; 3,1; 3,2; 6,4 2,1; 1,1; 6,2; 3,5; 1,3; 3,3; 2,3; 1,4 {Константин Дмитриевич Бальмонт.)
— Сегодня мы ознакомимся с творчеством этого поэта. Прочитайте еще раз его имя на с. 173, рассмотрите его портрет.
2. Чтение стихотворения «Золотое слово»
— Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. Как вы думаете, почему оно так называется? (Предположения детей.)
— Проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем. Беседа после чтения.)
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.)
IV. Физкультминутка
Подсолнушек золотой,
Ты красивый, молодой!
Ты головкою вращаешь,
Солнышко все провожаешь.
Но вот солнышко зашло,
И головка опустилась,
А как только рассвело,
Она снова закружилась. (Дети вращают головой.)
V. Работа по теме урока.
1. Работа над стихотворением «Золотое слово»
— Прочитайте стихотворение вслух так, как вы его поняли.
— Объясните значение слова «кутерьма». Кутерьма (разг.) - суматоха, беспорядок.
— Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».)
— Кто обещал все озолотить? (Все озолотить обещала осень.)
— А кто все это сделал на самом деле? (На самом деле все это сделала весна.)
— Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чем они? (Весной солнце золотится. Лютик — золотой, ведь он желтый. Речка серебрится, вода залила все вокруг. А там, где нет воды, — лютик золотой и желтый одуванчик.)
— Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»? (Одуванчик сначала желтый, а потом, когда созревают семена, становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.)
— Почему же автор так назвал свое стихотворение?
2. Выразительное чтение стихотворения
— Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. Не забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе.
3.
Знакомство с жизнью и творчеством поэта
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт и переводчик. Первые свои стихи К. Бальмонт сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.
4. «Фейные сказки»
К. Бальмонт написал произведения для своей дочери Нины (он звал ее Ниника). Для нее поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» образовано от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом»: она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.
— Послушайте его посвящение.
Солнечной Нинике, с светлыми глазками — Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После — блеснешь мне зелеными глазками,— В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретится Много нам: гномы, и страхи, и змеи. Чур, не пугаться, — а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее.
— Откройте с. 210—211 учебника. Прочитайте его стихи. (Читают стихотворения «Фея и снежинки», «Гномы», «У чудищ».)
— Понравились ли вам стихотворения?
— Что представляли, когда читали?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Урок 5 9. И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
Цели:ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, рассматривание иллюстраций к ним.)
III. Работа по теме урока
(Учитель читает стихотворение.)
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум!
- Это красивое стихотворение написал замечательный писатель, поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.
(Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870-1953).
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) — писатель, почетный академик Российской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933).
- Прочитайте стихотворение «Детство» на с. 174 самостоятельно.
(Ученики читают. Работа после чтения.)
— Прочитайте стихотворение еще раз так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)
— Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нем что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)
- Прочитайте, какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина.
— Прочитайте строки, в которых автор описывает кору. (Кора груба, морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся прогрета!/ Икажется, что пахнет не сосна, /А зной и сухость солнечного лета.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Физкультминутка
Птички кушать захотели,
Поискали зернышек.
То присели, то взлетели.
Все клевали и клевали,
Пока сильно не устали,
Улеглись на солнышке.
(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»
— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.
— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)
(Чтение стихотворения учителем.)
2. Работа после чтения
— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей...)
— Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)
— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.
Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они...) Благовонный — ароматный, душистый.
— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)
(Выразительное чтение стихотворения.)
3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»
— Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина — «Густой зеленый ельник у дороги...».
(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)
— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)
— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока.
— Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
— Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание