Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова»
ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ РОССИИ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Практикум
АБАКАН
2019
УДК 94 (076)
ББК 63.3 (2) я73 – 5
И 907
Печатается по рекомендации Методического совета
и по решению Редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»
Рецензенты: | Н.Н. Медведева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России института истории и права ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»; |
| Н.А. Данькина, кандидат исторических наук, ученый секретарь ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ» |
Арчимачева М. Ю.
И 907 История: учебно-методический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений / М. Ю. Арчимачева – Абакан, Издательство ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2017. – 112с.
ISBN 978-5-7810-0000-0
Практикум является частью учебно-методического комплекса, по дисциплине «История». В пособии представлены темы семинарских занятий, включающие теоретические вопросы, тесты, задания для самопроверки,
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование. Биология; Безопасность жизнедеятельности; Химия; Математика; Физика; Дошкольное образование; Русский язык; Литература; 09.03.01 – Информатика и вычислительная техника; 38.03.01 – Экономика; 38.03.02 – Менеджмент.
УДК 94 (076)
ББК 63.3 (2) я73 – 5
ISBN 978-5-7810-0000-0 ©ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016
© Арчимачева М. Ю., 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………. 4-5
Раздел 1. Введение в историческую науку. История древнего мира
Задания по теме 1.1.: Теория и методология исторической науки. Источники и историография …………………………………………………………………… 6-10
Задания по теме 1.2 Особенности становления государственности в странах Древнего Востока и Античности. Великое переселение народов. ………….........................................10-16
Раздел 2. Русские земли и мир в средневековье.
Задания по теме 2.1. Генезис государственности восточных славян: от Древней Руси к Московскому государству. Иноземные нашествия…………………………………..................16-26
Задания по теме 2.2. Соседи Древней Руси. Христианская Европа и исламский мир……………….26-36
Раздел 3. История нового времени
Задания по теме 3.1. Россия в XVII в. Смутное время в России. Правление первых Романовых …36-46
Задания по теме 3.2. Новая история стран Европы и Америки. Колониальная система. ……………46-51
Задания по теме 3.3. Российская империя и мир в ХVIII - первой пол. ХIХ вв. …………………….51-58
Задания по теме 3.4. Российская империя и Европа в первой половине XIX века ………………….58-64
Задания по теме 3.5. Политическое и социально-экономическое развитие России и европейских стран во второй половине ХIХ в. …………………………………….........................64-69
Раздел 4. Новейшая история
Задания по теме 4.1. Мир накануне и в условиях Первой мировой войны………………………….69-74
Задания по теме 4.2. Россия в условиях общенационального кризиса………………………………74-78
Задания по теме 4.3. Советская Россия и СССР в 1918-1941 гг……………………………………..79-86
Задания по теме 4.4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа….86-90
Задания по теме 4.5. Мир во второй половине XX века. «Холодная война» и раскол мира. Крушение колониальной системы…………………………………………………………90-92
Задания по теме 4.6. СССР в 50-80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. Советский Союз в период перестройки (1985-1991 гг.)………………………92-100
Задания по теме 4.7. Постсоветская Россия. Становление новой российской государственности. Переход к рыночной экономике. Внешняя политика………………………...100-107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………108
Библиографический список…………………………………………………….109-115
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «История» относится к числу базовых дисциплин, подлежащих обязательному изучению всеми студентами высших учебных заведений. Программа базового курса разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Основой государственных стандартов «нового» поколения стал компетентностный подход к разработке квалификационных требований, предъявляемых к подготовке конкурентоспособных специалистов. В этом плане, практикум по «Истории» предполагает активную вовлеченность студентов в образовательный процесс по освоению дидактических единиц в процессе практических и индивидуальных занятий. Студенты должны продемонстрировать
способности закрепления полученных знаний, умений и владений, усвоение основных закономерностей и особенностей всемирно-исторического процесса, роль и место России в мировой и европейской цивилизации; применять методологические навыки для самостоятельного анализа и оценки исторической информации, полученной в процессе образовательного процесса.
Пособие содержит материалы, необходимые как преподавателю для проведения семинарских занятий, организации контроля и самоконтроля студентов-бакалавров, так и студентам для самостоятельной работы. Материалы практикума расположены в соответствии с модулями, разделами и темами рабочей программой, которые охватывают основные периоды всемирной истории и приближены к структуре учебников по истории для вузов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Практикум содержит основные проблемные вопросы, рекомендованные для обсуждения, основные понятия, события, даты необходимые для понимания логики развития исторических периодов, контрольные вопросы и задания, подбор документальных источников по всем изучаемым темам. Важным элементом пособия являются практические задания в виде таблиц и упражнений, исторические документов, которые нацеливают студентов не только на более основательное изучение ключевых проблем истории, но и пробуждению интереса к самостоятельному ее изучению. Практикум является одним из практических элементов учебно-методического комплекса дисциплины «История» и предназначен для освоения студентами навыков самостоятельной работы, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Раздел 1. Введение в историческую науку. История древнего мира
Тема 1.1. Теория и методология исторической науки. Источники и историография.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Каковы особенности исторического знания? Кого из античных авторов принято считать «отцом истории»? Какие культурно-исторические эпохи всемирной истории вы знаете? Какие периоды в истории нашей страны можно выделить?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- история, историческое сознание; закономерность;
- методология; европоцентризм; материализм, марксизм, формация;
- всемирная история, отечественная история;
- первобытное общество; цивилизация; античность;
- источниковедение, источники исторические; историография;
Составьте информационно-логические схемы:
1. Представители исторической науки в России XVIII века.
2. Представители исторической науки в России XIX века.
Выполните практическую работу № 1
Задание № 1. Соотнесите функции исторического знания и определения.
1 | воспитательная | А | составление рекомендаций для выработки политического курса |
2 | познавательная | Б | формирование гражданских ценностей личности |
3 | прогностическая | В | выявление закономерностей развития |
4 | практическая | Г | предвидение будущего |
Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Учение о способах научного познания, изучения и анализа явлений природы и общества называется ...
А) историографией Б) методологией В) рационализмом
Задание № 3. Соотнесите формы исторического знания и жанры произведений.
1 | художественно-мифологическая | А | хроника, летопись, хронограф |
2 | фиксация исторических событий | Б | научная статья, монография |
3 | научное осмысление истории | В | сказание, былина, эпос |
Задание № 4. Выберите один вариант ответа.
Большую роль в развитии цивилизационной методологии сыграл...
А) В. И. Ленин Б) А. О. Шпенглер В) В. О. Ключевский
Задание № 5. Соотнесите методы исторического познания и определения.
1 | типологический | А | изучение исторического процесса в рамках того или иного этапа развития |
2 | проблемно- хронологический | Б | раскрытие внутреннего механизма развития исторического процесса или явления |
3 | сравнительный | В | классификация исторических явлений |
4 | системный | Г | сопоставление исторических объектов |
Задание № 6. Выберите один вариант ответа. Материалистическая концепция истории была разработана в трудах ...
А) К. Маркса Б) А. Тойнби В) К. Ясперса
Задание № 7. Выберите один вариант ответа. В Древней Греции музой истории считалась ...
А) Терпсихора Б) Мельпомена В) Клио
Задание № 8. Вставьте пропущенные слова и фразы. Древнегреческий автор, основоположник истории, – это ... Античные мыслители называли историю «magistra vitae», что в переводе означает «наставница ...», а историка именовали «translator temporis» – «передатчик ...».
Первая вставка | Вторая вставка | Третья вставка |
А) Геродот | А) греков | А) знаний |
Б) Аристотель | Б) жизни | Б) счастья |
В) Демосфен | В) богов | В) времени |
Задание № 9. Выберите один вариант ответа. Первый крупный труд по истории России написан современником Петра I ...
А) Н. М. Карамзиным Б) Б. А. Рыбаковым В) В. Н. Татищевым
Задание № 10. Соотнесите этапы истории России и их названия.
1 | IX – нач. XII вв. | А А | имперский период |
2 | нач. XII – нач. XIV вв. | Б | феодальная раздробленность |
3 | нач. XIV – нач. XVI вв. | В | Киевская Русь |
4 | нач. XVI – нач. XVIII вв. | Г | формирование Московского княжества |
5 | нач. XVIII в. – 1917 г. | Д | советский период |
6 | 1917–1991 гг. | Е | современная Российская Федерация |
7 | 1992–2012 гг. | Ж Ж | развитие Московского царства |
Задание 11. Проанализируйте отрывок из документа.
Документ № 1 Иван Ковальченко