Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова»

ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ РОССИИ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Практикум

АБАКАН

2019


УДК 94 (076)

ББК 63.3 (2) я73 – 5

И 907

Печатается по рекомендации Методического совета

и по решению Редакционно-издательского совета

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»

Рецензенты:

Н.Н. Медведева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России института истории и права ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»;




Н.А. Данькина, кандидат исторических наук, ученый секретарь ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ»

Арчимачева М. Ю.

И 907 История: учебно-методический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений / М. Ю. Арчимачева – Абакан, Издательство ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2017. – 112с.

ISBN 978-5-7810-0000-0

Практикум является частью учебно-методического комплекса, по дисциплине «История». В пособии представлены темы семинарских занятий, включающие теоретические вопросы, тесты, задания для самопроверки,

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование. Биология; Безопасность жизнедеятельности; Химия; Математика; Физика; Дошкольное образование; Русский язык; Литература; 09.03.01 – Информатика и вычислительная техника; 38.03.01 – Экономика; 38.03.02 – Менеджмент.

УДК 94 (076)

ББК 63.3 (2) я73 – 5
ISBN 978-5-7810-0000-0 ©ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016

© Арчимачева М. Ю., 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………. 4-5

Раздел 1. Введение в историческую науку. История древнего мира

Задания по теме 1.1.: Теория и методология исторической науки. Источники и историография …………………………………………………………………… 6-10


Задания по теме 1.2 Особенности становления государственности в странах Древнего Востока и Античности. Великое переселение народов. ………….........................................10-16

Раздел 2. Русские земли и мир в средневековье.

Задания по теме 2.1. Генезис государственности восточных славян: от Древней Руси к Московскому государству. Иноземные нашествия…………………………………..................16-26

Задания по теме 2.2. Соседи Древней Руси. Христианская Европа и исламский мир……………….26-36

Раздел 3. История нового времени

Задания по теме 3.1. Россия в XVII в. Смутное время в России. Правление первых Романовых …36-46

Задания по теме 3.2. Новая история стран Европы и Америки. Колониальная система. ……………46-51

Задания по теме 3.3. Российская империя и мир в ХVIII - первой пол. ХIХ вв. …………………….51-58

Задания по теме 3.4. Российская империя и Европа в первой половине XIX века ………………….58-64

Задания по теме 3.5. Политическое и социально-экономическое развитие России и европейских стран во второй половине ХIХ в. …………………………………….........................64-69

Раздел 4. Новейшая история

Задания по теме 4.1. Мир накануне и в условиях Первой мировой войны………………………….69-74

Задания по теме 4.2. Россия в условиях общенационального кризиса………………………………74-78

Задания по теме 4.3. Советская Россия и СССР в 1918-1941 гг……………………………………..79-86

Задания по теме 4.4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа….86-90

Задания по теме 4.5. Мир во второй половине XX века. «Холодная война» и раскол мира. Крушение колониальной системы…………………………………………………………90-92

Задания по теме 4.6. СССР в 50-80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. Советский Союз в период перестройки (1985-1991 гг.)………………………92-100

Задания по теме 4.7. Постсоветская Россия. Становление новой российской государственности. Переход к рыночной экономике. Внешняя политика………………………...100-107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………108

Библиографический список…………………………………………………….109-115

ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «История» относится к числу базовых дисциплин, подлежащих обязательному изучению всеми студентами высших учебных заведений. Программа базового курса разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Основой государственных стандартов «нового» поколения стал компетентностный подход к разработке квалификационных требований, предъявляемых к подготовке конкурентоспособных специалистов. В этом плане, практикум по «Истории» предполагает активную вовлеченность студентов в образовательный процесс по освоению дидактических единиц в процессе практических и индивидуальных занятий. Студенты должны продемонстрировать
способности закрепления полученных знаний, умений и владений, усвоение основных закономерностей и особенностей всемирно-исторического процесса, роль и место России в мировой и европейской цивилизации; применять методологические навыки для самостоятельного анализа и оценки исторической информации, полученной в процессе образовательного процесса.

Пособие содержит материалы, необходимые как преподавателю для проведения семинарских занятий, организации контроля и самоконтроля студентов-бакалавров, так и студентам для самостоятельной работы.  Материалы практикума расположены в соответствии с модулями, разделами и темами рабочей программой, которые охватывают основные периоды всемирной истории и приближены к структуре учебников по истории для вузов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Практикум содержит основные проблемные вопросы, рекомендованные для обсуждения, основные понятия,  события, даты необходимые для понимания логики развития исторических периодов,  контрольные вопросы и задания, подбор документальных источников по всем изучаемым темам. Важным элементом пособия являются практические задания в виде таблиц и упражнений, исторические документов, которые нацеливают студентов не только на более основательное изучение ключевых проблем истории, но и пробуждению интереса к самостоятельному ее изучению. Практикум является одним из практических элементов учебно-методического комплекса дисциплины «История» и предназначен для освоения студентами навыков самостоятельной работы, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Раздел 1. Введение в историческую науку. История древнего мира

Тема 1.1. Теория и методология исторической науки. Источники и историография.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Каковы особенности исторического знания? Кого из античных авторов принято считать «отцом истории»? Какие культурно-исторические эпохи всемирной истории вы знаете? Какие периоды в истории нашей страны можно выделить?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:


- история, историческое сознание; закономерность;

- методология; европоцентризм; материализм, марксизм, формация;

- всемирная история, отечественная история;

- первобытное общество; цивилизация; античность;

- источниковедение, источники исторические; историография;

Составьте информационно-логические схемы:

1. Представители исторической науки в России XVIII века.

2. Представители исторической науки в России XIX века.

Выполните практическую работу № 1

Задание № 1. Соотнесите функции исторического знания и определения.

1

воспитательная

А

составление рекомендаций для выработки политического курса

2

познавательная

Б

формирование гражданских ценностей личности

3

прогностическая

В

выявление закономерностей развития

4

практическая

Г

предвидение будущего

Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Учение о способах научного познания, изучения и анализа явлений природы и общества называется ...

А) историографией Б) методологией В) рационализмом

Задание № 3. Соотнесите формы исторического знания и жанры произведений.

1

художественно-мифологическая

А

хроника, летопись, хронограф

2

фиксация исторических событий

Б

научная статья, монография

3

научное осмысление истории

В

сказание, былина, эпос

Задание № 4. Выберите один вариант ответа.

Большую роль в развитии цивилизационной методологии сыграл...

А) В. И. Ленин Б) А. О. Шпенглер В) В. О. Ключевский

Задание № 5. Соотнесите методы исторического познания и определения.

1

типологический

А

изучение исторического процесса в рамках того или иного этапа развития

2

проблемно- хронологический

Б

раскрытие внутреннего механизма развития исторического процесса или явления

3

сравнительный

В

классификация исторических явлений

4

системный

Г

сопоставление исторических объектов


Задание № 6. Выберите один вариант ответа. Материалистическая концепция истории была разработана в трудах ...

А) К. Маркса Б) А. Тойнби В) К. Ясперса

Задание № 7. Выберите один вариант ответа. В Древней Греции музой истории считалась ...

А) Терпсихора Б) Мельпомена В) Клио

Задание № 8. Вставьте пропущенные слова и фразы. Древнегреческий автор, основоположник истории, – это ... Античные мыслители называли историю «magistra vitae», что в переводе означает «наставница ...», а историка именовали «translator temporis» – «передатчик ...».

Первая вставка

Вторая вставка

Третья вставка

А) Геродот

А) греков

А) знаний

Б) Аристотель

Б) жизни

Б) счастья

В) Демосфен

В) богов

В) времени

Задание № 9. Выберите один вариант ответа. Первый крупный труд по истории России написан современником Петра I ...

А) Н. М. Карамзиным Б) Б. А. Рыбаковым В) В. Н. Татищевым

Задание № 10. Соотнесите этапы истории России и их названия.

1

IX – нач. XII вв.

А А

имперский период

2

нач. XII – нач. XIV вв.

Б

феодальная раздробленность

3

нач. XIV – нач. XVI вв.

В

Киевская Русь

4

нач. XVI – нач. XVIII вв.

Г

формирование Московского княжества

5

нач. XVIII в. – 1917 г.

Д

советский период

6

1917–1991 гг.

Е

современная Российская Федерация

7

1992–2012 гг.

Ж Ж

развитие Московского царства

Задание 11. Проанализируйте отрывок из документа.

Документ № 1 Иван Ковальченко