Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы исторического исследования

(извлечение)

Ковальченко Иван Дмитриевич (1923–1995) — российский историк, один из основоположников советской клиометрической научной школы, был председателем Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Академии Наук СССР. В 1987 году была опубликована его работа «Методы исторического исследования».

Специально-исторические, или общеисторические, методы исследования представляют собой то или иное сочетание общенаучных методов, направленных на изучение объекта исторического познания, т. е. учитывающих особенности этого объекта, выраженные в общей теории исторического познания. Историческая реальность характеризуется рядом общих черт,и поэтому можно выделить и основные методы исторического исследования. <…>

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. <…>

Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. <…>Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. Вообще сравнение — важный и, пожалуй, самый широко распространенный метод научного познания. В сущности, без сравнения не обходится ни одно научное исследование.<…>

Объективной основой для сравнений является то, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие его явления тождественны или сходны внутренней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм, а одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Поэтому в процессе сравнения и открывается возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности изучаемых явлений. В этом состоит основное познавательное значение сравнения как метода научного познания. <…>Таким образом, историко-сравнительный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и времени, т. е. по горизонтали и вертикали. <…>


Историко-типологический метод. <…> Общественная жизнь во всех ее проявлениях — непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии. Выделение этих стадий также является важной задачей в познании общественно-исторического развития. В современных исторических исследованиях все более широко распространяется историко-системный метод. Это обусловлено углублением исторических исследований как с точки зрения целостного охвата познаваемой исторической реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития разного рода общественно-исторических систем.

Источник: Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М. :

Наука, 1987. С. 170–172, 176, 183.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите методы указанные в документе 1

  2. Перечислите основные признаки указанным методам



Тема 1.2 Особенности становления государственности в странах Древнего Востока и Античности. Великое переселение народов.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Чем отличается «человек разумный» от ранних антропологических видов? Как вы понимаете термин «неолитическая революция»? Каковы предпосылки появ-ления древнейших цивилизаций? Какова роль географического фактора в исто-рии человечества? Каковы типологические черты древних восточных обществ? Какую роль они сыграли в развитии мировой культуры? Каковы особенности античной цивилизации? Какие факторы свидетельствуют о взаимосвязи циви-лизаций?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век;

- палеолит, австралопитек; мезолит, племя, неолит;

- присваивающее хозяйство; производящее хозяйство;

- неолитическая революция;

-иероглифы, клинопись; Великий шелковый путь;

- деспотия, варны, касты; индуизм, конфуцианство, буддизм;

-анналы, архаика; демос, полис, республика; эллинизм; варвары.

Составьте информационно-логические схемы:

1. Предпосылки появления первичных цивилизаций.

2. Типологические черты восточной цивилизации.

3. Типологические черты античной цивилизации.

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Расставьте в хронологической последовательности этапы ранней истории человечества:

А) бронзовый век В) каменный век Б) железный век Г) меднокаменный век

Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Человек современного антропологического вида сформировался лет назад.

А) 1 млн. Б) 100 тыс. В) 40-35 тыс. Г) 20 тыс.

Задание № 3. Вставьте пропущенное слово. Процесс перехода от преимущественно присваивающего вида хозяйства к производящему хозяйству называется революция.

А) социальная Б) культурная В) неолитическая

Задание № 4. Выберите один вариант ответа. Древнейшее иероглифическое письмо возникло около 5 тыс. лет до н.э. в ...

А) Греции Б) Месопотамии В) Египте

Задание № 5. Назовите не менее 5 особенности каждой цивилизации.

1

Восточная

А

сословно-кастовая структура общества,

____________________________________

2

Античная

Б

понятие гражданина и прав личности,

__________________________________


Задание № 6. Выберите один вариант ответа.

Варны – это ...

А) сословные группы Древней Индии; Б) древнейший вид письменности; В) предки всех индоевропейских народов

Задание № 7. Выберите один вариант ответа.

Назовите религию, возникшую в Древней Индии. В ее основе лежит уче-ние Гаутамы о том, что всякая жизнь есть страдание. Счастье — это состояние покоя, которое можно достичь только в нирване.

А) индуизм Б) буддизм В) конфуцианство

Задание № 8. Назовите полный вариант ответа.

Характерными чертами всех древнейших цивилизаций является развитие ... А) рабовладения Б) письменного права В) письменности Г) все вышеперечисленное

Задание 9. Проанализируйте отрывок из документа.

Документ № 1 Старовавилонское общество

по «Законам Хаммурапи»

(извлечение)

Введение

Я — Хаммурапи, пастырь… скопивший богатство и изобилие… Сокрушитель четырех стран света… Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий… Дракон среди царей… Западня [для] врагов… Владыка, достойный жезла и короны… Первейший среди царей, покоривший селения [по] Евфрату… Я — заботливый, покорный великим богам… Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

§ 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

§ 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму,— он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

§ 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить.

§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

§ 197. Если человек сломает кость человека, то должно сломать его кость.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Документ № 2 Общественный строй Древней Индии

по «Законам Ману» (извлечение)

I–31. А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст
, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

X–4. Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варны дважды рожденных, четвертая же шудры — рожденные один раз, пятой же нет.

I–87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

I–88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он [Брахма] установил для брахманов.

I–100. Всё, что существует в мире,— это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

II–135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман.

I–89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он [Брахма] указал для кшатрия.

X–118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть [урожая], со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X–119. Его, [царя], дхарма — победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может заставлять вносить законный налог.

X–120. [Налог] на народ — одна восьмая в зерне, налог [с золота и скота] — одна двадцатая… шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам [вместо налога] исполняют работы.

I–90. Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев.

I–91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

X–99. Шудра, не могущий исполнять услужение дважды рожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X–100. [Ему надлежит следовать] тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дважды рожденные.

III–13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья —[шудрянка] из своей [варны], для кшатрия — те [обе] и своей [варны], для брахмана — те [три], а также своей [варны].

Вопросы для самоконтроля

1. Исходя из документов № 1-2 охарактеризуйте государственный строй государств Древнего Востока

2. Дайте характеристику законам и обычаям цивилизаций Древнего Востока

Документ № 3 Государственный строй древних Афин по «Афинской политии» Аристотеля (извлечение)

II. 42. Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер. Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба — граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста… 43. На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, [они] выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности <…> Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий… они собирают и Совет и народ — Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ — четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно проходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно — главное, в котором полагается производить проверку избрания властей — находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы