Файл: Юридическая ответственность как субъект административной ответственности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист

Оглавление


Введение 3

1. Юридическая ответственность как субъект административной ответственности. 5

2. Состав административного правонарушения совершенное юридическим лицом 13

3. Анализ материалов правоприменительной практики 21

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение


Актуальность темы. Привлечение юридических лиц к административной ответственности регулируется статьей 2.10 КоАП РФ. Организации могут быть привлечены к ответственности за значительное количество правонарушений, предусмотренных административным законодательством. Это характерно не только для России, но и для всего мира. В то же время привлечение юридического лица к ответственности не исключает одновременного применения санкций за одно и то же нарушение к должностным лицам организации, в том числе к руководству.

Административная ответственность юридических лиц очень близка по своему содержанию к административной ответственности должностных лиц. основное различие между ними заключается в том, что в первом случае вина за содеянное лежит на органах управления юридического лица, во втором – вина за совершенное правонарушение лежит на конкретном должностном лице, в зоне ответственности которого можно было предотвратить или не совершить деяние. Также административная ответственность перед юридическими лицами и должностными лицами различается по размеру применяемых штрафов и штрафных санкций.

Административная ответственность, наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственностью, является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут быть применены к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о нарушениях и осуществления этих мер.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (обыск, реквизиция, задержание, выемка и др.), только наложение административного взыскания влечет за собой наступление административной ответственности. Таким образом, административная ответственность-это осуществление административно-правовых санкций, применение административного взыскания уполномоченным органом или должностным лицом к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.


Целью данной работы является научное изучение административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации.

Предметом данной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы административной ответственности юридических лиц.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в результате административной ответственности юридических лиц.

Задачами данной работы являются:

  1. Определить юридическую ответственность как субъект административной ответственности;

  2. Выделить состав административного правонарушения совершенное юридическим лицом;

  3. Провести анализ материалов правоприменительной практики;

Методологической основой работы является диалектический метод познания социально-правовых явлений; общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.), а также частно-научные методы (формально-логический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой), специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

1. Юридическая ответственность как субъект административной ответственности.


Любой термин выражает качественную и количественную характеристику стоящего за ним юридического понятия. Понятие отражает общие и наиболее существенные свойства вещей и явлений. Он содержит высший уровень обобщения признаков объекта или класса объектов, определенных в нем. «Поднимаясь на уровень понятий (определений), мы переходим от чувственного к логическому познанию, от низших форм сознания к высшему мышлению, от области, находящейся под юрисдикцией психологии, к области, контролируемой логикой». А в обществе, как известно, определения всегда разрабатываются настолько, насколько высока правовая культура законодателя.1

Традиционно в научной литературе выделяют три типа юридических терминов:

1) общеупотребительные (характеризующиеся тем, что они употребляются в обыденном смысле и понятны каждому, например, «человек», «Закон» и др.);

2) специальные-технические (отражают область специальных знаний-медицину, экономику, сельское хозяйство и др. например, «правила техники безопасности» и т. д.);

3) специально-правовые (имеют специальное юридическое содержание).

Административная ответственность относится к виду юридической ответственности, которая выражается в применении конкретных административных санкций (административных взысканий) компетентными органами и должностными лицами к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).



Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. Виновные лица привлекаются к административной ответственности на основании действующего на момент и место совершения правонарушения законодательства.

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, норм других отраслей права (финансового, трудового, земельного и др.).

Административные взыскания налагаются специально уполномоченными органами и должностными лицами, народными судами (народными судьями).

Административная ответственность характеризуется тем, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения субординации.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как вид юридической ответственности, она также имеет специфические черты, позволяющие отличать административную ответственность от других видов ответственности, установленных государством.

1. Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т. е. имеет свою нормативную базу:

2. Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные субъекты.

4. За административные правонарушения предусмотрены административные наказания.

5. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной властью, органами местного самоуправления, судами (судьями).

6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на правонарушителей, которые не подчиняются своим обязанностям или работе.

7. Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы.

8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность имеет общие и специальные признаки, характеризующие ее как вид юридической ответственности.


Понятие административного правонарушения содержится в Кодексе об административных правонарушениях и представляет собой посягательство на государственный или общественный порядок, имущество, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, незаконное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность.2

Граждане и должностные лица подлежат административной ответственности. Кроме того, закон определяет порядок привлечения к ответственности специальных субъектов-несовершеннолетних, военнослужащих и других лиц, подпадающих под действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений, а также иностранцев.

Граждане несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения по достижении ими шестнадцатилетнего возраста на момент их совершения. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Если лица в возрасте от 16 до 18 лет совершают административные правонарушения, указанные в части второй статьи 14 КоАП РФ (Мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в местах, не предназначенных для этой цели, либо с нарушением правил установленного порядка, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции или Национальной гвардии и др.), они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Военнослужащие и призывники, а также рядовые и начальствующие сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с Дисциплинарным уставом. Исключение составляют нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, а также контрабанда. В этих случаях указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Кроме того, данная категория граждан не может быть подвергнута исправительным работам и административному аресту, а призывники — и штрафу.3

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается дипломатическим путем.


Должностные лица в силу своего служебного положения составляют особую категорию субъектов административного права. Должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в области охраны административного порядка, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и иных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает следующие виды административных наказаний:

- предупреждение-выдается в письменной форме;

- штраф-денежное взыскание;

- компенсированное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право управлять транспортным средством, право охотиться, право управлять радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами);

- коррекционная работа;

- административный арест.

Порядок наложения административных взысканий

При наложении административного взыскания учитываются следующие обстоятельства:

- характер совершенного преступления;

- личность нарушителя;

- степень его вины;

- имущественное положение;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Наказания применяются на основе трех принципов: законности, индивидуализации и справедливости.

Административная ответственность снижается при следующих обстоятельствах:

- искреннее раскаяние виновного;

- предотвращение вредных последствий совершенного правонарушения со стороны виновного, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

- Совершение преступления под влиянием сильного эмоционального возбуждения или при сочетании сложных личных или семейных обстоятельств;

- Совершение преступления несовершеннолетним;

- Совершение преступления беременной женщиной или женщиной с ребенком в возрасте до 1 года.

Ответственность за административные правонарушения усугубляется следующими обстоятельствами:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на просьбу уполномоченных лиц прекратить его;