Файл: Юридическая ответственность как субъект административной ответственности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- повторное совершение аналогичного правонарушения в течение года, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию;

- Совершение преступления лицом, ранее совершившим преступление; — Вовлечение несовершеннолетнего в преступление.;

- Совершение преступления группой лиц;

Совершение преступления в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения не может признать данное обстоятельство отягчающим обстоятельством.

Если лицо совершило 2 и более правонарушений, то наказание назначается за каждое правонарушение отдельно. При наложении административного штрафа учитываются временные ограничения.

Штраф может быть наложен-не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения;

- за длящееся правонарушение-не позднее 2 месяцев со дня его совершения;

- в случае отказа в возбуждении уголовного дела не позднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

По истечении этих сроков исключается возможность наложения административного взыскания. Административный штраф действует в течение 1 года. Если лицо не совершило нового правонарушения в течение 1 года со дня окончания исполнения наказания, то оно считается не подвергнутым административному взысканию.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как вид юридической ответственности, она также имеет специфические признаки, позволяющие отличать административную ответственность от других видов ответственности, установленных государством.4

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т. е. имеет свою нормативную базу

Административная ответственность основывается на административном правонарушении.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица. таковы и коллективные образования.

За административные правонарушения предусмотрены административные наказания.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной властью, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также судами.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на лиц, не подчиненных им по службе или работе-правонарушителей.


Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность имеет общие и специальные признаки, характеризующие ее как вид юридической ответственности.

2. Состав административного правонарушения совершенное юридическим лицом


Статья 3.2. КоАП РФ устанавливает восемь видов наказаний, назначаемых за совершение административных правонарушений. Однако в силу специфики ответственности юридических лиц не все виды штрафов, содержащиеся в данной статье, могут быть применены к юридическим лицам.

Административное законодательство устанавливает следующие виды административных взысканий для юридических лиц:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; статья 3.4. Административный кодекс);

2) административный штраф (пункт 2 части 1 статьи 3.2., статья 3.5. Административный кодекс);

3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 3.2., статья 3.6. Административный кодекс);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (пункт 4 части 1 статьи 3.2., статья 3.7. Административный кодекс).

Административные взыскания по указанной статье устанавливаются только административным кодексом. Однако законодательством предусмотрено, что такие виды административных взысканий, как предупреждение и административный штраф, могут вводиться и применяться на основании законов субъектов Российской Федерации об административной ответственности, с соблюдением требований, установленных КоАП РФ.

Данная система административных взысканий характеризуется рядом особенностей:

данная система является единственным законодательно установленным перечнем административных взысканий, который позволяет обеспечить единое понимание и применение этих правоохранительных инструментов

иные виды административных взысканий, кроме указанных выше, могут устанавливаться только законодательными актами Российской Федерации и только в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях

она различается административным наказанием, основным и дополнительным (безвозмездный арест, конфискация), причем последнее может применяться как основное, так и дополнительное наказание; другие административные наказания могут применяться только в качестве основного. Дополнительные наказания могут быть назначены самостоятельно или же они могут быть добавлены только к основным наказаниям. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное или основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции соответствующей статьи КоАП РФ. Одновременное применение двух основных или двух дополнительных наказаний не допускается данная система для юридических лиц включает моральные наказания (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

5

Предупреждение.

Предупреждение распространяется на юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, если они не носят ярко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может быть вынесено, если оно предусмотрено соответствующей статьей Административного Кодекса или нормативным актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет за собой определенные негативные последствия, как правило, морального характера. В то же время КоАП РФ (статья 4.3) связывает факт повторного или многократного применения предупреждения к нарушителю с привлечением его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь определенные правовые последствия только в том случае, если оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждений как меры административного наказания следует отличать устные замечания, которые являются средством убеждения и, конечно же, не являются административными наказаниями.

Административный штраф.

Административный штраф - денежное взыскание, налагаемое на нарушителей административно-правовых норм подведомственными органами или их уполномоченными представителями в пределах, предусмотренных законом. Она выражается в получении определенной суммы денег от нарушителя в доход государства.

Административное законодательство предусматривает штраф в двух формах:

с указанием пределов штрафа (условно-определенная санкция);

с точным указанием суммы штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные меры наказания, что позволяет при назначении штрафа учитывать характер правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законом в качестве наказания практически за все виды административных правонарушений. Причем он может быть установлен не только административным кодексом, но и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Размер штрафов и способы их установления очень разнообразны:

она выражается в кратном размере минимальной заработной платы-минимальной заработной платы (без учета районных коэффициентов), установленной законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения. Это значение не является постоянным и корректируется на инфляцию в соответствии с законодательством Российской Федерации


размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его прекращения или пресечения. Таким образом, сумма штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения, за нарушение установленного порядка зачисления средств, причитающихся за экспортируемые работы, Услуги и результаты интеллектуальной деятельности, на счета в уполномоченных банках. 6

В этих случаях штраф не может превышать трехкратной стоимости соответствующего объекта, суммы неуплаченных налогов, сборов, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, подлежащих уплате в момент прекращения или прекращения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме назначенного административного штрафа. Таким образом, сокрытие или занижение фактически полученных налоговых доходов влечет наложение штрафа в размере, соответствующем скрытой (заниженной) сумме дохода.

Порядок исчисления административного штрафа, установленный положениями статьи 3.5 КоАП РФ, непосредственно связан с разделением правонарушений на длящиеся и не длящиеся.

Под окончанием правонарушения следует понимать фактическое завершение правонарушения, когда в совершенном деянии присутствуют все предусмотренные законом элементы правонарушения и противоправная деятельность лица уже не осуществляется.

Момент пресечения важен только при выявлении длящихся правонарушений, и его следует понимать, как момент, когда уполномоченное должностное лицо выявляет такие правонарушения.

Новый КоАП устанавливает, что размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, не может превышать 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимальной заработной платы.

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен сверх ранее указанных сумм, но не может превышать для юридических лиц-5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.


Оплачено изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Содержание данного вида административного наказания состоит в следующем:

принудительное изъятие у правонарушителя орудия или предмета административного правонарушения;

его последующая реализация;

передача вырученных средств бывшему владельцу за вычетом затрат на реализацию изъятого предмета.

Карательный арест как вид административного наказания применяется только к предметам, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное взыскание является мерой административной ответственности имущественного характера и может быть применено только к владельцу указанных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, оленьи рога, мясо лося) или незаконного рыболовства (например, осетр, лосось, осетровая икра) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И это действие выступает либо мерой административного пресечения, либо административно-процессуальным обеспечением, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы, в зависимости от их качества, передаются соответствующими должностными лицами в розничную сеть, предприятия общественного питания или уничтожаются. Платное изъятие товара может быть использовано как основное, так и дополнительное административное наказание.7

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Эта мера административного наказания заключается в принудительном безвозмездном обращении вещей, не изъятых из оборота, в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В этом случае конфисковать можно только имущество, принадлежащее преступнику.

КоАП РФ устанавливает конфискацию только тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными объектами административных правонарушений.

Так, в соответствии с КоАП РФ произведенная продукция, орудия производства и сырье могут быть конфискованы для осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная продажа которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если они не имеют разрешения (лицензии); средства массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.