Файл: 1. Предмет, структура и функции философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Являясь реальной частью общественной жизни политические процессы так или иначе находят свое отражение во всей деятельности общества и во всех формах общественного сознания. По мере роста осознанности и грамотности широких слоев населения политическое сознание перестало быть прерогативой элит, оно стало действенной частью общественного сознания. Рассматривая историю общества всегда можно найти факты проявления политического сознания не только в философии – а каждая философская система так или иначе затрагивает вопросы политики и связанных с ней сфер общественной жизни – этики, права, экономики и т.д., но также в искусстве (через отображение политических воззрений и событий в картинах, книгах, песнях и т.д.), в экономике (через установление и закрепления определённых форм хозяйствования), в социальных движениях и выступлениях.
Уровни и виды политического сознания. Политическое сознание, как и общественное сознание, несмотря на свое единство на уровне общества в целом, имеет специфику, связанную с интересами, представлениями, уровнем политической грамотности тех социальных групп и слоев, на базе которых оно осуществляется, что находит своей отражение в существовании различных уровней и видов политического сознания общества.
Так, можно выделить следующие уровни: обыденный, эмпирический, теоретический.
Обыденный уровень политического сознания представлен общественным мнением и той рефлексией, которая происходит в широких слоях общества относительно громких политических событий, общего хода развития общества, а также стереотипах о политическом прошлом и будущем страны.
Эмпирический уровень является отражением существующей политической практики – представления политической власти и компетентных лиц о действиях и решениях власти, которые выражаются в различных формах – законах, постановлениях, политических речах, воззваниях, обещаниях и программах, а также транслируются через СМИ.
Теоретический уровень представлен идеологическими концепциями отражающими идеальный или реальный политический строй, его особенности, механизмы, институты и процессы взаимодействия между ними. Теоретический уровень заполняется прежде всего исследователями политики и философами, формулирующими идеи политического прогресса, возможные варианты политического устройства общества будущего.
Также можно выделить
три вида политического сознания: индивидуальное, групповое, массовое.
Индивидуальное политическое сознание отражает всю совокупность знаний, представлений, стереотипов и установок, которые присущи конкретному индивиду и тесно связаны с его мировоззрением и идеологической позицией.
Групповое сознание отражает установки и интересы определенных социальных групп, которые стремятся оказать влияние на политику общества. Следует понимать, что к этому стремятся все группы населения, поэтому групповое политическое сознание характерно не только для элит, но и для различных общественных объединений – профессиональных, религиозных, научных, творческих и т.д.
Массовое сознание отражает интересы общества в целом, его усредненную политическую позицию.
Функции политического сознания. Политическое сознание играет большую роль в жизни и развитии общества. Поскольку политическое сознание само по себе черпает из внешних источников, т.е. из установок и представлений, сформировавшихся вне его, в рамках идеологии, пропаганды, философии, права, искусства и т.д., воздействие на политическое сознание общества, отдельных групп и индивидов позволяет консолидировать или напротив разъединять общество и таким образом способствовать или препятствовать действующей политической власти, осуществлению политического режима.
Воздействие политического сознания на общество и личность отражается в его функциях. Регулятивная функция задает ориентиры политической деятельности и ожиданий. Познавательная позволяет усвоить знания о политике и выработать навыки ее анализа. Мотивирующая подталкивает индивидов и общественные группы к политической деятельности. Интегрирующая способствует объединению общества на основании единых политических представлений.
Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.
Различие в следующем. Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.
Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуждая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право — ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.
Власть – это способность свободного осуществления своей воли. Власть не следует путать с понятиями «господство» (предполагает бинарную оппозицию господствующего и подчиненного в рамках которой привилегии активности, творчества и власти связываются только с господствующими) и «насилие» (навязывание чьей-то воли вопреки желанию людей).
Источник власти – исходное природное неравенство людей (Платон, Макиавелли, Ницше).
Другая модель: власть – данное Богом (Восточные традиции)
Власть как результат насилия одного над другим (например, марксизм)
Власть через идею закона, договора, консенсуса (Гоббс, Локк, Монтескье). Вебер выделил основные типы политического господства (которые соответствуют определенному типу лидерства, культуры):
o Харизматическое (объемлет традиции, о которых писал Платон, т.е. к власти приходит кто-то, кто обладает способностью вести за собой и т.д.). варварско-племенные объединения.
o Традиционное (воспринимается как данное богом). Монархические типы правления, источник самозванства.
o Легальное (связан с установлением демократических структур выбора, с представительской демократией). Современные общества. Они основаны уже не на аффективном компоненте, а на рациональном мышлении.
Субъект власти – это могут быть личность, партия, государство, тот или иной институт, элита и т.д. связан с феноменом политического лидерства. Наиболее известная классификация (Макиавелли, Вебер): политические лидеры: ˝львы˝ (популистский ориентированный тип, авторитарный, обладающий харизматическими способностями, максимально востребован в ситуациях кризиса, перелома, перехода, либо в закрытом обществе) и ˝лисы˝ (дипломаты, которые больше говорят с элитой, а не народом, максимально востребованы в стабильно развивающихся, открытых демократических обществах).
Объекты власти (по объектам власти выделяют: семейная, экономическая, духовная, политическая).
Цели власти – обычно это ˝общее благо˝. Начиная с Ницше, сама идея власти начинает интерпретироваться самоцель, как показатель силы человека. Цель тогда: в упоении властью, удовлетворении материальных потребностей.
Механизмы: выделение понятий ˝политический режим˝ (тоталитарный, авторитарный, демократический). Механизм осуществления власти традиционных обществ отличается асимметричностью, центрированностью на ˝господине˝, базировался на ˝силе крови˝ (это и голубая кровь и право на пролитие крови людей).
31. Глобальные проблемы современной жизни
Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак "судного дня", "омницида", уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения "всесжигающего пламени" и последующей "ядерной зимы" отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.
Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.
К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - "чернобыльского варианта". Кстати, причина катастрофы на Припяти до сих пор не установлена. Есть немало версий, но они - еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не дает. Это особенно тревожит, если учесть, что на планете сейчас насчитывается более 430 действующих атомных электростанций, их количество увеличивается.
ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?
В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит "коллапс" - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.
Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов животных и растений. По прогнозам Станислава Лема в XXI в. практически вымрут все дикие животные. Когда же может наступить такой "коллапс"?
Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.
Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста народонаселения. Сегодня он составляет до 83 млн. человек в год. Причем, появляются на белый свет вначале не "рабочие руки", а "рты". Поэтому неконтролируемый рост населения, особенно в "развивающихся" странах, подрывает ресурсную базу, стремительно принижает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Из других мер особого внимания заслуживает необходимость решения проблемы загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке.
Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.
ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ. Под дамокловым мечом находится не только "внешняя" природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и "внутренняя": наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье - всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.