Файл: Практическое задание Кравцова Ольга Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание Кравцова Ольга Александровна

Свой файл (в формате Word) с выполненными заданиями загрузите на сайт (не забудьте указать свою фамилию).

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Милетские натурфилософы 1 половина 7 в. до н.э.

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Противопоставления религиозным воззрениям стихийно-материалистическое, естественное объяснение мира, выдвижение представления о мире как едином целом, единство выступает в форме единой мировой материи.

Материя является не дифференцированным единством материального и духовного. Душа не выделяется из всеобщего единства материального мира. Жизнь и психика, живое и неживое не расчленены.

Гераклит

(544-483 гг. до н.э.)

Первый шаг на пути дифференциации единства бытия. Душа имеет два аспекта: вещественно-материальный и психически-разумный. В первом аспекте душа является результатом превращения метаморфозы огня – души возникают «испаряясь из влаги», и наоборот «душам смерть-воде рождение». Душа – единство противоположностей, сочетает в себе влажное и огненное.

Различает чувственное и рациональное (разумное) понятие

Наивность основных положений материалистической теории познания. Познание представляло собой процесс отражения объективной реальности космоса в его вечном изменении. Гераклит считал, что не только истинное знание, но и правильные поступки должны согласовываться с пониманием этой объективной реальности.

Демокрит

460-370 гг. до н.э.

Атомистический материализм. Различает психическое и физическое, объясняет психические процессы как продукт движения атомов. Душа представляет собой распределение круглых подвижных атомов в теле человека, непрерывно обновляется с каждым вдохом, является продуктом организации тела.

Два вида познания: темное – основано на зрении, слухе обонянии и осязании, связь с внешним миром осуществляется посредством «идолов», соответственно образ возникает без участия субъекта, а лишь улавливается им.

Истинное –зависит от разума, атомы сосредоточены в мозге.

Наивность основных положений

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Объективный идеализм. Душа – «идея», вечная бессмертная сущность, бессмертная душа отделяется от тела. Проявляется отчетливая дифференциация души и тела, психического и физического, дифференциация внутри души на разумную, аффективно-волевую и чувственную.

Дифференциация души и тела, психического и физического, превращена в полный разрыв между ними.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Дает анализ различных сторон психики. В его трактатах заключен ряд положений о памяти, эмоциях, о переходе от ощущения к «общему восприятию» и от него к обобщенному представлению, от мнения через понятие – к знанию, от ощущаемого желания – к разумной воле. Душа и тело неотделимы, как форма и материя, душа –неотделимый организующий принцип органической жизни. Тело- организм, душа – сущность тела.

Считал душу энтелехией – внутренней нематериальной силой, заключающей в себе цель и окончательный результат. Душа отвечает за умственную деятельность человека, посредством ее он познает мир, испытывает эмоции, формирует представления. При этом душа подвержена воздействию эмоций, что делает ее спорным источником знаний. Душа рассматривается в двойственности: рациональной и иррационально, при этом полагается, что у разных людей эти части соотносятся неодинаковым образом и в разном отношении.

Р. Декарт (1596-1650 гг.)

Вводит понятия рефлекса и современное интроспективное понятие сознания. Противопоставляет душу и тело, признает существование двух субстанций: материи-субстанция протяженная (не мыслящая), и души –субстанция мыслящая. Впервые оформляется понятие сознания, как «все то что происходит в нас так, что мы сами непосредственно это воспринимаем», таким образом, закладываются основы интроспективного понятия сознания, как замкнутого в себе мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя. Основы психологии аффектов


Антагонизм тенденций. Разрыв души и тела, психического и физического станет камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли.

Г.Лейбниц (1946-1716 гг.)

Общий принцип бытия: все сущее мыслится по образу и подобию замкнутого внутреннего мир. В центре его психологической системы – понятие апперцепции. Помимо сознания и рефлексии впервые намечается понятие бессознательного.

В понятии апперцепции намечаются исходные позиции с которых будет вестись борьба против механического принципа ассоциации в защиту идеалистически понимаемой активности

Дж. Локк (1632-1704 гг.)

Сенсуалистический материализм (английский) выдвигает два принципа: 1- принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания, 2- принцип атомизма, согласно которого задача познания психических явлений заключается в разложении на элементы.

Первый раскрыл личность через непрерывность сознания, люди рождаются без врожденных идей, знание определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Не видит различия между отвлеченными и конкретными идеями.

Ф. Бекон (1561-1626 гг.)

Индукция – получение знания из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверка гипотез

Был несправедлив по отношению к творениям бывших веков. Убежденный в имевшем, якобы, место бесплодии существовавших до него умозрительных конструкций, стремился направить науку к практическому познанию природы.

Д. Юм

Принцип ассоциаций, как притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи

Внутри ассоциативной психологи противостоят материалистическое направление, которое сводит психические процессы к физиологическим, и субъективно-идеалистическое направление, для которого все сводится к ассоциации субъективных образов.

Э.Г. Вебер

Отношение между приростом раздражения и ощущением. Заложены основы области экспериментального психофизического исследования.

Противоречия между конкретным фактическим материалом, который вскрывает поступательный ход научного психологического исследования, и методологическими основами, из которых исходила психология.

В. Вунд

Разработка методов исследования. Изобретение первого элементарного прибора для целей экспериментального психического исследования. Появление физиологической психологии.

Противоречия между конкретным фактическим материалом, который вскрывает поступательный ход научного психологического исследования, и методологическими основами, из которых исходила психология.


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 концентрация

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 переключение

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 переключение

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 объем

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

устойчивость

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.



4. Опишите типы темперамента человека.

Если понимать темперамент как динамику психической деятельности человека
, котоорая одинаково проявляется в любой деятельности, независимо от ее целей, содержания и мотивов, то к сангвиникам можно отнести человека с повышенно реактивностью, однако активность и реактивность уу него уравновешены; с высоким порогом чувствительности; проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с людьми, быстро привыкает к новым требованиям.

Холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активносью. Однако реактивность преобладает в данном случае надд активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Он более инертнен, чем сангвиник, поэтому сдесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить.Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпелливостью, выдержкой и самообладанием. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и его движения не выразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно не уверен в себе, легко утомляется и мало трудоспособен. Замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер делает его интравертом.
Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест, опишите получившиеся результаты.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.


Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.

Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.


Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.

Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью,