Файл: История мировых цивилизаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История мировых цивилизаций



Группа 000000
Студент
00000000000


МОСКВА 2023
Выполнение заданий к практическим занятиям по дисциплине

«История мировых цивилизаций»




Практическое задание №2
Вопрос: Опишите проблемы и результаты послевоенного развития Германии и реформы Л. Эрхарда.
ОТВЕТ:



Реформы Людвига Эрхарда — комплекс мер экономической политики, разработанный немецким экономистом Вальтером Ойкеным и реализованный руководителем Экономического управления Бизонии, а затем министром экономики ФРГ Людвигом Эрхардом в конце 1940-х годов. Эти меры включали в себя денежную реформу, либерализацию цен и антимонопольное регулирование. Реформы Эрхарда заложили основу для немецкого экономического чуда и характерного для послевоенной экономики ФРГ социального рыночного хозяйства.

Последствия Второй мировой войны оказались плачевными для Германии. Только убитыми Германия потеряла более 7 миллионов человек, а более 2 миллионов человек стали инвалидами. Военные действия на территории Германии нанесли ужасный ущерб экономике Германии. Уже с 1944 года экономика Германии была подвергнута полной дезорганизации. Принципы послевоенного переустройства немецкой экономики были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалиции — США, СССР, Великобританией. Главный принцип — полная демилитаризация экономики. Германия была разделена на 4 оккупационные зоны, для более эффективного решения экономических вопросов в каждом из регионов. Разногласия в процессах реабилитации экономики привели к тому, что на территории Германии образовались ГДР и ФРГ. Очень остро была заметна проблемы нехватки продовольствия. Была отмечена гиперинфляция. Повсюду господствовал «черный рынок». Огромную помощь в реабилитации экономики ФРГ сыграл 
«план Маршалла», помощь составила примерно 2.5 млрд. долларов.

В Германии шли яростные споры по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками экономического либерализма и сторонниками сильного государственного регулирования. В основе итогового проекта возрождения экономики содержались идеи ордолиберализма и социально-рыночной экономики. В итоге в 1949 году Людвиг Эрхард был назначен министром хозяйства ФРГ. Он стал проводить программу построения социально-рыночного хозяйства. Эрхард считал, что основа экономических преобразований - сочетание частной свободной инициативы и конкуренции с активным участием государства в хозяйственной жизни. Основами социальной рыночной экономики должны являться частная собственность, низкие налоги, свободные цены, антитрестовское законодательство, льготы для свободного частного инвестирования и все методы, которые бы создавали в Германии экономическую свободу при активной государственной защите от внешней конкуренции. В 1948 году Л.Эрхард стал проводить активные хозяйственные реформы.

Денежная реформа — первая реформа Л. Эрхарда. Ее целью было создание твердой валюты и избавление от избыточного «денежного навеса». Эта реформа была самой жестокой среди всех экономических преобразований. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационные власти заявили о том, что рейхсмарки прекращают свое хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены немецкие марки. Пенсии, заработная плата, квартирная плата перерассчитывались по курсу 1-1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменивать по курсу 1-10. Вторую половину впоследствии разрешалось обменивать по курсу 1-20. Основные части денежных обязательств предприятий перерассчитывались по курсу 1-10. Итогом денежной реформы было то, что Л. Эрхард в одну ночь избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило быстро покончить с инфляцией.

Переход к свободным рыночным ценам-второй этап в реформаторской деятельности Л.Эрхарда. Он начался 24 июля 1948 года, когда был опубликован «закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен». Теперь администрация Л.Эрхарда была способна отменять многие документы и предписания, жестко регламентировавшие хозяйственную жизнь. Процесс отмены был постепенным, но достаточно быстрым. В то же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции.


Возрождение свободного предпринимательства- одно из направлений реформаторской деятельности Л.Эрхарда. Эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и т.д.. Л.Эрхард настаивал не только на контроле за монопольными союзами, но и на их запрете, если они начинали «душить» свободную конкуренцию. В этот период в Германии велись серьезные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В итоге было решено, что в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотребления со стороны крупных компаний, стремящихся монополизировать производство и реализацию продукта. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом предпринимательства стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял доминирующее место в экономике Германии.

Реформы Л.Эрхарда вызвали ожесточенное сопротивление со стороны представителей различных слоев общества, прежде всего со стороны тех, кто придерживался левосоциалистических идей, профсоюзных лидеров, представителей руководящих звеньев корпораций и пр. В парламенте преобразования Эрхарда также были встречены без энтузиазма. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишения его заработной платы и объявляли его врагом немецкой нации. Итогами преобразовательной деятельности Эрхарда были:

  1. Исчезновение «черного рынка».

  2. Люди вместо поиска товаров стали заниматься его производством.

  3. Практически в стране исчезла инфляция.

  4. Окрепла новая валюта — немецкая марка.

  5. Цены выросли всего лишь на несколько процентов, примерно в той же пропорции увеличилась заработная плата населения.

  6. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а к 1950 году превысил его на примерно 14,5%.



Вопрос: Дайте определение сущности политики дирижизма во Франции.
ОТВЕТ:
Создатели французской системы планирования, широко известной как «государственный дирижизм», нашли целый ряд новых дополнительных подходов к проблеме и сущности государственного планирования в условиях рыночной экономики.

Они сумели учесть особенности социально-экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны.


Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран — все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирования, планирования и программирования экономики.

Понадобилось государственное участие в формировании новой структуры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства.

Государство должно было стать дирижером экономической игры. Так считали французские экономисты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.

Значительную роль в обосновании самой возможности государственного дирижизма в рыночной экономике сыграла концепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр. Перру.

В своих работах он отмечал, что современный реально существующий рынок не соответствует идеальным представлениям либеральных экономистов.

Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован 

монополиями и вмешательством других институтов.

Поведение экономических агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск истинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал необходимость заметного усиления воздействия государства на экономику, что предопределило сущность французского государственного дирижизма.

Для претворения в жизнь идей французских экономистов существовали благоприятные объективные условия.

В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленности (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда других объектов в стране сложился значительных размеров государственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.

Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала
 в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения 

конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке.
Вопрос: Назовите особенности развития британской экономики в послевоенный период.
ОТВЕТ:
Результаты второй мировой войны. Приоритеты экономического развития во второй половине 40 – 50-х гг. Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя ее людские потери, которые составили 245 тыс. убитыми и 278 тыс. ранеными, были меньше, чем в первой мировой войне. Расходы на войну составили более 25 млрд. ф.ст. Государственный долг вырос с 7,2 млрд. ф.ст. в 1939 до 23,7 млрд. ф.ст. в 1946 г., из которых 3 млрд. ф.ст. – внешняя задолженность.

В целом за годы второй мировой войны Великобритания потеряла около 25% национального богатства страны.

За годы войны уменьшился общий объем промышленной продукции, который составил в 1946 г. 90% от уровня 1937 г. Значительно сократился экспорт английских товаров. Дефицит платежного баланса к концу войны превысил 4 млрд. ф.ст. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Особенно большое падение производства наблюдалось в хлопчатобумажной промышленности – на 50%, угольной – на 16 и обувной – на 13%.

Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза.

В итоге Великобритании пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешние экономические связи, куда все более внедрялся капитал США. Большой урон понесла Великобритания в результате потери рынков в странах Арабского Востока и Юго-Восточной Азии, а также в связи с отпадением от капиталистической системы Китая, Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии, Болгарии и других стран. Доля Великобритании в мировом капиталистическом экспорте снизилась с 11,3% в 1937 г. до 9,8% в 1947 г.

После окончания второй мировой войны начался распад колониальной системы. Вследствие мощного национально-освободительного движения Великобритания в 1947 г. вынуждена была предоставить независимость Индии, разделив страну по религиозному признаку на два государства – Индию и Пакистан. В 1948 г. независимости добились Бирма и Цейлон. Борьба угнетенных народов заставила Великобританию предоставить независимость почти всем своим колониальным территориям. Так, если в 1945 г. население английских колоний и зависимых территорий составляло около 432 млн. человек, то в 1969 г. – около 10 млн. человек. Распад колониальной империи экономически ослабил Великобританию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и политические позиции во многих своих бывших колониях. В июле 1945 г. в Англии были проведены очередные выборы, после которых к власти пришли лейбористы во главе с К.Эттли. Правительство лейбористов предложило программу возрождения экономики "Лицом к будущему". В предвыборном манифесте подчеркивалось: "Лейбористская партия есть социалистическая партия, и гордится этим". Ее конечной целью провозглашалось создание "социалистического содружества Великобритании". Наилучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках "смешанной экономики" в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности.