Файл: Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


EnableCommands(False);

UpdateStatusBar;

end;

Шаг 85. Теперь настало время команд ToolBarAction и StatusBarAction:

procedure TPictureForm.ToolBarMenuItemClick(Sender: TObject);

begin

end;
procedure TPictureForm.StatusBarMenuItemClick(Sender: TObject);

begin

end;
procedure TPictureForm.ToolBarActionExecute(Sender: TObject);

begin

ToolBarAction.Checked := not ToolBarAction.Checked;

ToolBar.Visible := not ToolBar.Visible;

end;
procedure TPictureForm.StatusBarActionExecute(Sender: TObject);

begin

StatusBarAction.Checked := not StatusBarAction.Checked;

StatusBar.Visible := not StatusBar.Visible;

end;

Теперь восстановим логику работы команд, отвечающих за масштаб рисунка.

Шаг 86. Вернитесь к окну редактирования списка команд и выделите команду HalfSizeAction. После этого нажмите клавишу Ctrl и, удерживая ее, выделите команды NormalSizeAction и DoubleSizeAction. Перейдите к окну свойств и установите свойство GroupIndex в значение 1 (рисунок 8.89).



Рисунок 8.89. Группировка команд с помощью свойства GroupIndex

Шаг 87. Свойство Checked компонента NormalSizeAction установите в значение True — при запуске программы рисунок не масштабируется (рисунок 8.90).



Рисунок 8.90. Начальное значение для переключателя масштаба — Normal Size

Шаг 88. Установите свойство Enabled команд HalfSizeAction, NormalSizeAction и DoubleSizeAction в значение False — при запуске программы рисунок еще не загружен, поэтому команды переключения масштаба должны быть недоступны (рисунок 8.91).



Рисунок 8.91. Команды переключения масштаба отключены до тех пор, пока пользователь не откроет какой-нибудь графический файл

Шаг 89. Теперь создадим обработчики команд HalfSizeAction, NormalSizeAction и DoubleSizeAction. Для каждой команды определите обработчик события OnExecute и перенесите код из уже имеющихся методов:

procedure TPictureForm.HalfSizeMenuItemClick(Sender: TObject);

begin

end;
procedure TPictureForm.NormalSizeMenuItemClick(Sender: TObject);

begin

end;
procedure TPictureForm.DoubleSizeMenuItemClick(Sender: TObject);

begin

end;
...
procedure TPictureForm.HalfSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

HalfSizeToolButton.Down := True;

HalfSizeMenuItem.Checked := True;

HalfSizePopupItem.Checked := True;

with Image do

begin

AutoSize := False;

Width := Picture.Width div 2;

Height := Picture.Height div 2;

Stretch := True;

end;

end;
procedure TPictureForm.NormalSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

NormalSizeToolButton.Down := True;

NormalSizeMenuItem.Checked := True;

NormalSizePopupItem.Checked := True;

Image.AutoSize := True;

end;
procedure TPictureForm.DoubleSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

DoubleSizeToolButton.Down := True;

DoubleSizeMenuItem.Checked := True;


DoubleSizePopupItem.Checked := True;

with Image do

begin

AutoSize := False;

Width := Picture.Width * 2;

Height := Picture.Height * 2;

Stretch := True;

end;

end;

Шаг 90. Обработчики можно упростить за счет управления состоянием пунктов меню и кнопок через компоненты Action, т.е. первые три оператора каждого обработчика заменяются на один оператор:

procedure TPictureForm.HalfSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

HalfSizeAction.Checked := True;

with Image do

begin

AutoSize := False;

Width := Picture.Width div 2;

Height := Picture.Height div 2;

Stretch := True;

end;

end;
procedure TPictureForm.NormalSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

NormalSizeAction.Checked := True;

Image.AutoSize := True;

end;
procedure TPictureForm.DoubleSizeActionExecute(Sender: TObject);

begin

DoubleSizeAction.Checked := True;

with Image do

begin

AutoSize := False;

Width := Picture.Width * 2;

Height := Picture.Height * 2;

Stretch := True;

end;

end;

А теперь воспользуемся свойством AutoCheck компонентов Action, чтобы избавиться от необходимости программно переключать метку в пунктах Toolbar и Statusbar главного меню. Когда свойство AutoCheck равно True, то при выполнении команды свойство Checked автоматически меняет свое значение на противоположное. Это отражается на связанных с командой пунктах меню и кнопках-переключателях.

Шаг 91. У команд ToolBarAction и StatusBarAction установите свойства AutoCheck и Checked в значение True.

Шаг 92. Подправьте методы ToolBarActionExecute и StatusBarActionExecute:

procedure TPictureForm.ToolBarActionExecute(Sender: TObject);

begin

ToolBar.Visible := ToolBarAction.Checked;

end;
procedure TPictureForm.StatusBarActionExecute(Sender: TObject);

begin

StatusBar.Visible := StatusBarAction.Checked;

end;

8.6.5. Управление состоянием команд

Компонент ActionList имеет удобный механизм управления состоянием команд (например, доступна/недоступна). После выполнения очередной команды и во время простоя программы в компоненте возникает событие OnUpdate. Реакцией на это событие может быть изменение состояния отдельных команд, например переключение в них свойства Enabled. Напомним, что сейчас для этих целей используется метод EnableCommand, вызываемый при открытии и закрытии файла. Избавимся от него.

Шаг 93. Выделите на форме компонент ActionList, и в окне свойств на вкладке Events отыщите событие OnExecute. Двойным щелчком мыши создайте обработчик:

procedure TPictureForm.ActionListUpdate(Action: TBasicAction;

var Handled: Boolean);

var

NonEmpty: Boolean;

begin

NonEmpty := Image.Picture.Graphic <> nil;

SaveAsAction.Enabled := NonEmpty;

CloseMenuItem.Enabled := NonEmpty;

HalfSizeAction.Enabled := NonEmpty;

NormalSizeAction.Enabled := NonEmpty;

DoubleSizeAction.Enabled := NonEmpty;

Handled := True;

end;

Шаг 94. Удалите метод EnableCommands и обращения к нему из методов
OpenActionExecute и CloseActionExecute. Вот, что должно получиться:

procedure TPictureForm.OpenActionExecute(Sender: TObject);

begin

if OpenDialog.Execute then

begin

Image.Picture.LoadFromFile(OpenDialog.FileName);

NormalSizeAction.Execute;

end;

UpdateStatusBar;

end;
procedure TPictureForm.CloseActionExecute(Sender: TObject);

begin

with Image do

begin

Picture.Graphic := nil;

Width := 0;

Height := 0;

end;

NormalSizeAction.Execute;

UpdateStatusBar;

end;

Шаг 95. Программа полностью готова, выполните компиляцию и запустите ее. Наслаждайтесь результатами своего труда, просматривая рисунки на жестком диске (рисунок 8.92).



Рисунок 8.92. Окончательный вариант программы для просмотра графических файлов

Напоследок вернитесь к исходному тексту программы и взгляните на то, какими лаконичными стали обработчики событий. В них нет ничего лишнего. Все второстепенные вещи за вас сделали стандартные компоненты среды Delphi, а вы смогли сосредоточиться на главном — логике прикладной задачи.

8.7. Итоги

В этой главе вы в деталях изучили важнейшие средства управления программой — главное и контекстное меню, строку состояния, панель инструментов. Вы умеете их создать и должным образом настроить. Вы способны создать “хребет” любой программы, что и доказали на деле, разработав весьма неплохое приложение для просмотра картинок, которое наверняка пригодиться в практической работе. Храбро вставляйте его в свои проекты и пользуйтесь, постигайте мир графических изображений через окно вашего персонального вьюера. После столь серьезных успехов рекомендуем вам немного передохнуть и перейти к другой важной проблеме — организации диалога между программой и человеком.


Глава 9. Окна диалога

Все мы любим иногда поболтать. Это человеческое свойство передалось программам, и они частенько у вас что-то спрашивают, а вы им что-то отвечаете, иногда невпопад. “Беседа”, правда, идет текстом, а не голосом. Так вот, разговор между программой и пользователем называется диалогом. Организация диалога — важнейшая часть любой программы. Ваша прямая обязанность сделать этот диалог приятным. По форме диалог прост — появляется окно с некоторым сообщением, полем для ввода вашего ответа и кнопкой OK. Вы внимательно читаете сообщение, набираете строку-ответ и нажимаете кнопку OK. Вот и все. Создатели среды Delphi предусмотрели все возможные типы диалогов и создали для вас ряд великолепных “домашних заготовок”.

9.1. Понятие окна диалога

В основе диалога между пользователем и компьютером лежит окно диалога (dialog box) — форма, содержащая компоненты для ввода данных: кнопки, текстовые поля, флажки, переключатели, списки и др. С помощью этих компонентов пользователь просматривает и вводит данные. В среде Delphi окно диалога создается на основе обычной формы.

Окна диалога могут работать в одном из двух режимов, монопольном (иногда говорят модальном, от англ. modal) и немонопольном (немодальном, от англ. modeless).

Монопольное окно диалога не дает пользователю возможности переключиться на другие окна программы до тех пор, пока работа с ним не будет завершена. Сразу заметим, что это не мешает пользователю переключаться на другие программы, например, с помощью панели задач Windows или нажатием комбинации клавиш Alt+Tab. Большинство окон диалога работает в монопольном режиме.

Немонопольные окна диалога предоставляют пользователю свободу выбора, позволяя вводить данные сразу в нескольких окнах.

9.2. Окно "About"

9.2.1. Подготовка формы

Простейшим примером окна диалога является окно About ("О программе"). Как правило, оно открывается по команде меню Help | About... , работает в монопольном режиме и служит лишь для информирования пользователя. В предыдущей главе мы рассматривали программу PicView, там как раз не достает окна About. Исправим это упущение и на практике познакомимся с созданием простейших окон диалога.


Шаг 1. Запустите среду Delphi и откройте проект PictureViewer. Добавьте в главное меню пункт Help (программный идентификатор HelpMenuItem) с командой About... (программный идентификатор AboutMenuItem). По команде About... (рисунок 9.1) будет вызываться окно диалога About, которое мы дальше разработаем.



Рисунок 9.1. Пункт меню для вызова окна About

Шаг 2. Добавьте в проект новую форму, переименуйте ее в AboutForm и сохраните модуль под именем About.pas. Придайте форме нужные размеры и установите ее заголовок (свойство Caption) в значение About Picture Viewer. Далее сделаем из этой формы окно диалога.

Шаг 3. Обычная форма имеет много "фитюлек", которые совсем не нужны окну диалога, например раздвижную границу, меню управления окном, кнопки сворачивания и разворачивания окна. Чтобы их убрать, установите свойство BorderStyle в значение bsDialog (рисунок 9.2).



Рисунок 9.2. Превращение формы в окно диалога

Результат сделанного изменения проявится только во время работы программы и будет выражаться в следующем:

  • у пользователя не будет возможности изменить размеры формы;

  • у формы не будет кнопок сворачивания и разворачивания;

  • в управляющем меню будут лишь два пункта: Move и Close.

Шаг 4. Большинство монопольных окон диалога появляются в центре экрана. За это у формы отвечает свойство Position. Изначально оно равно poDesigned — форма появляется точно в том же месте, где она находится во время разработки. Чтобы центрировать форму на экране, установите свойство Position в значение poScreenCenter. Заметим, что другие значения свойства Position позволяют центрировать форму относительно главной формы, относительно формы-владельца или вообще не центрировать (см. параграф 7.3.4).

С формой разобрались, займемся компонентами. Окно About обычно содержит красивый рисунок, название программного продукта, замечания по поводу авторских прав или что-нибудь в этом роде и, конечно же, кнопку OK. Начнем с того, что добавим в форму кнопку.

9.2.2. Кнопка

Разрабатывая окно диалога, прежде всего необходимо обеспечить для пользователя возможность завершения диалога по окончание ввода данных. Вот тут как раз и нужны