Файл: Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
FocusControl.

Шаг 9. Вспомним, что компонент Label понадобился нам для того, чтобы сделать необходимые надписи в окне About. Опустите в форму первую надпись справа от изображения и установите ее свойства следующим образом:


WordWrap = True

Caption = Picture Viewer

Font Color = clNavy

Font Name = Times New Roman

Font Size = 20

Font Style = [fsBold]



Рисунок 9.9. Надпись выполнена с помощью компонента Label

Шаг 10. После этого поместите в форму еще один компонент Label с текстом "Developed in Delphi" в свойстве Caption.

9.2.6. Рельефная канавка

Окно диалога почти готово, но для полного ажура не хватает одной мелочи — рельефной канавки вокруг рисунка и надписей (это придаст окну законченность). Для решения подобных задач служит компонент Bevel, расположенный в палитре компонентов на вкладке Additional.



Рисунок 9.10. Компонент Bevel

Шаг 11. Поместите в форму компонент Bevel, придайте ему нужные размеры и положение, после чего установите свойство Shape в значение bsFrame.



Рисунок 9.11. Компонент Bevel в форме

9.2.7. Рельефная панель

Рельефные канавки удобно создавать с помощью компонента Bevel. Однако компонент Bevel не может быть контейнером для других компонентов, а следовательно, перемещение рамки не вызывает перемещение компонентов, находящихся внутри нее. Если нужна не просто рамка, а контейнер с рамкой, то пользуются рельефной панелью — компонентом Panel (вкладка Standard панели инструментов).



Рисунок 9.12. Компонент Panel

Отличительные свойства компонента Panel сведены в таблицу 9.5.

Свойство

Описание

Align

Способ выравнивания панели в пределах владельца.

BevelInner

Внутренний скос рельефной рамки: bvNone — скос отсутствует, bvLowered — скос внутрь, bvRaised — скос наружу; bvSpace — скос заменяется отступом.

BevelOuter

Внешний скос рельефной рамки: bvNone — скос отсутствует, bvLowered — скос внутрь, bvRaised — скос наружу; bvSpace — скос заменяется отступом.

BevelWidth

Ширина скосов рельефной рамки.

BorderWidth

Расстояние в пикселях между внутренним и внешним скосами.

BorderStyle

Определяет, имеет ли панель рамку.

Caption

Текст на панели.

DockSite

Определяет, используется ли панель для стыковки других компонентов.

FullRepaint

Свойство сохранено для совместимости с предыдущими версиями библиотеки VCL. Оно не влияет на способ перерисовки компонента.

Locked

Если равно False, то OLE-серверу разрешено заменить панель на свою панель инструментов. Если равно True и панель выравнена по какой-нибудь стороне формы, то она остается нетронутой при активизации OLE-сервера по месту.

UseDockManager

Включает режим автоматического размещения стыкуемых компонентов на панели. Компоненты стыкуются методом деления панели по горизонтали и вертикали. Если свойство равно значению False, то программист должен сам позаботиться о размерах и местоположении стыкуемых компонентов, определив обработчики событий OnGetSiteInfo и OnDockDrop.

OnCanResize

Происходит при попытке изменить размеры панели. Запрос на изменение размеров может исходить от пользователя. Устанавливая значение параметра Resize, обработчик события OnCanResize может разрешить или запретить действительное изменение размеров панели.

OnConstrainedResize

Происходит при изменении размеров панели и позволяет на лету изменять ее минимальные и максимальные размеры.

OnGetSiteInfo

Происходит, когда у компонента запрашивается место для стыковки.


Таблица 9.5. Важнейшие свойства компонента Panel

Шаг 12. Уберите компонент Bevel из формы и поместите на его место компонент Panel. Откорректируйте его положение и размеры и установите свойства следующим образом (рисунок 9.13):

Caption = <пусто>

BevelInner = bvRaised

BevelOuter = bvLowered



Рисунок 9.13. Компонент Panel заменил в форме компонент Bevel

Шаг 13. С помощью окна Object TreeView перенесите компоненты Image1, Label1 и Label2 на панель Panel1 (рисунок 9.14).



Рисунок 9.14. Компоненты Image1, Label1 и Label2 переносятся на панель Panel1

Теперь рельефная рамка заменена рельефной панелью и при ее перемещении перемещаются все надписи и рисунок (рисунок 9.15).



Рисунок 9.15. Компоненты Image1, Label1 и Label2 — теперь на панели Panel1

Будьте аккуратны при удалении панели! Вместе с ней всегда удаляются внутренние компоненты.

9.2.8. Выполнение диалога

Визуальное проектирование окна About закончено, осталось обеспечить его вызов при выборе пользователем команды Help | About... главного меню. Для этого нужно сделать следующее:

  • создать команду AboutAction в компоненте ActionList и связать ее с пунктом меню About...;

  • в модуле MainUnit подключить модуль AboutUnit. Это обеспечит доступ к форме AboutForm из главной формы PictureForm;

  • создать обработчик события OnExecute команды AboutAction и обеспечить в нем монопольное выполнение диалога.

Шаг 14. Как реализовать первый пункт плана вы уже знаете, поэтому мы не будем на нем останавливаться, и сразу перейдем ко второму пункту плана. Активизируйте PictureForm, а затем выберите в меню File команду Use Unit... . На экране появится окно (рисунок 9.16):



Рисунок 9.16. С помощью окна UseUnit модуль About подключается в модуле Main

Выберите в этом окне модуль AboutUnit и щелкните на кнопке OK. Модуль AboutUnit, содержащий определение формы AboutForm, подключится в модуле MainUnit, содержащем определение главной формы PictureForm. Чтобы в этом убедиться, перейдите к редактору кода. В разделе implementation модуля MainUnit вы обнаружите строку

uses AboutUnit;

Ее можно было бы набрать и вручную, но мы решили продемонстрировать вам еще одну возможность визуальной среды программирования.


Шаг 15. Выполните теперь второй пункт плана — создайте обработчик события OnExecute для команды AboutAction компонента ActionList:

procedure TPictureForm.AboutActionExecute(Sender: TObject);

begin

AboutForm.ShowModal;

end;

Метод ShowModal запускает окно диалога в монопольном режиме и возвращает управление только после его завершения. В нашем примере метод вызывается как процедура, но в действительности это функция, которая возвращает код завершения диалога. Код берется у формы из свойства ModalResult. Напомним, что для выполнения диалога в немонопольном режиме его нужно вызвать с помощью метода Show, а не метода ShowModal.

Шаг 16. Выполните компиляцию и запустите программу, затем проверьте работу новоиспеченного окна диалога, выполнив команду меню Help | About... (рисунок 9.17).



Рисунок 9.17. Диалоговое окно в работе

Все работает правильно, остается только выяснить один вопрос: где, когда и кем конструируется объект AboutForm. Ведь никаких усилий мы для этого не предпринимали, и тем не менее использовали объект при вызове метода ShowModal как уже существующий.

Объект AboutForm создается при запуске программы и существует на протяжении всей ее работы. В этом можно убедиться, заглянув в главный файл программы с помощью команды меню View|ProjectSource. В главном программном блоке вы найдете оператор:

Application.CreateForm(TAboutForm, AboutForm);

Он-то и обеспечивает "автоматическое" создание объекта формы. Это удобно, но имеет и отрицательные стороны, так как память, выделенная объекту остается занятой даже тогда, когда форма невидима, т.е. до запуска диалога и после его завершения. Если программа имеет одну-две формы, это не так важно, а если много? В этом случае от автоматического создания всех форм, кроме главной, лучше отказаться.

Шаг 17. Чтобы исключить автоматическое создание формы AboutForm, откройте окно Project Options и на вкладке Forms отбуксируйте элемент AboutForm из списка Auto-create forms в список Available forms (рисунок 9.18):



Рисунок 9.18. Форма AboutForm исключена из списка автоматически создаваемых форм

В результате среда Delphi удалит приведенный выше оператор из главного файла программы, переложив заботу о создании формы на ваши плечи.

Шаг 18. Разумеется, что после сделанных действий метод AboutItemClick, из которого вызывается окно диалога, нужно переписать:


procedure TPictureForm.AboutActionExecute(Sender: TObject);

begin

AboutForm := TAboutForm.Create(Self);

try

AboutForm.ShowModal;

finally

AboutForm.Free;

end;

end;

Ну вот, теперь ресурс оперативной памяти используется более рационально. Кстати, обратите внимание, как обеспечивается защита объекта AboutForm от исключительных ситуаций, которые могут возникнуть в период его работы (это конечно маловероятно, но чего в этой жизни не бывает!). Если объект AboutForm успешно создается, то благодаря оператору try...finally...end он всегда корректно освобождается, даже в случае возникновения исключительной ситуации.

9.3. Компоненты для ввода данных

Вы получили первое представление об окнах диалога, научились создавать и выполнять простейшие из них. Но вы еще не знаете, как организовать диалог для получения данных от пользователя. Эта задача решается с помощью компонентов для ввода данных, к изучению которых мы сейчас приступаем.

Использование компонентов для ввода данных рассмотрим на примере приложения Alarms. Эта полезная программа позволит создать список будильников для уведомления о предстоящих событиях. По сигналу будильника в заданные время и день появится окно с сообщением и прозвучит сигнал. Список будильников будет отображаться в главном окне программы, а установка их параметров будет выполняться в модальном окне диалога. В процессе разработки этого приложения вы познакомитесь с такими компонентами, как CheckBox, RadioButton, ComboBox, ListBox, GroupBox, Edit, MaskEdit и некоторыми другими. Итак, приступим.

Шаг 1. Сначала приготовьте новый проект с пустой формой, выбрав команду меню File|NewApplication. Дайте форме идентификатор MainForm, скорректируйте ее размеры и установите следующие значения свойств:

Caption = Clock Alarms

BorderIcons = [biSystemMenu,biMinimize]

BorderStyle = bsSingle

Position = poDefaultPosOnly

Сохраните модуль формы под именем MainUnit.pas, а проект — под именем Alarms.dpr.

Шаг 2. В форме MainForm будет отображаться список будильников. Для управления списком нужны кнопки: New, Edit и Delete. Для быстрого и удобного закрытия формы нужна еще кнопка Close. Поэтому поместите в форму соответствующее число компонентов Button (с идентификаторами NewButton, EditButton, DeleteButton, CloseButton) и задайте для них надписи, размеры и положение как на рисунке 9.19.



Рисунок 9.19. Кнопки для управления списком будильников