Файл: 1. Общее представление о профессии психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании.
8.Общее представление о развитии. Понятие о норме психического развития.
Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия
«развитие»:
- Развитие как рост - процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной науке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний показатель и количественная характеристика.
- Развитие как созревание - морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое определение не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон развития.
- Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели
(телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая.
- Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития, но при этом невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные.
- Развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. В данном случае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.
- Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».
- Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует

считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.
Психологический подход к анализу нормы развития включат общепсихологический и возрастно-психологический аспекты, в которых норма психического развития рассматривается как смена возрастных этапов (фаз) - своевременная периодизация психического развития. Таким образом, под нормой психического развития принято понимать закономерное изменение психических процессов во времени, отраженное в их количественных, качественных и структурных новообразованиях.
9.Понятие дизонтогенез, дефект, структура дефекта. Основные параметры
дизонтогенеза.
Дизонтогенез-нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).
Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).


10.Классификация дизонтогенеза.
11.Причины отклоняющегося развития.
Значимость поиска причин и механизмов нарушенного развития
Вряд ли может вызывать возражение мысль о том, что любое нарушение в развитии имеет свою причину. Другое дело, что сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Но то, что она существует, — не подлежит сомнению. Положение о причинной обусловленности отклонений в развитии, выглядящее банально, крайне контрастирует со сложнейшим процессом поиска этих причин. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения и лечения самых разнообразных вариантов отклонений в развитии у детей.
Для психолога знание причин нарушений в развитии имеет несколько иной смысл, чем для клинициста, и, прежде всего, в плане просветительской и профилактической работы, а также, в ряде случаев, в определении прогноза.
Биологические по природе патогенные факторы
Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен, в их числе:

Патология наследственного аппарата;

Неблагоприятное протекание беременности: o токсикозы, o инфекционные и вирусные заболевания матери, o сердечно-сосудистая и эндокринная патология,
o иммунологическая несовместимость крови матери и плода и др.
Не последняя роль в причинной обусловленности: o термический фактор (перегревание и переохлаждение), o стрессовые состояния во время беременности, o радиация, o неконтролируемое применение лекарственных препаратов, o использование алкоголя, табака и наркотиков.
В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть:

Родовые травмы;

асфиксии.
В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом:

многообразные инфекционные и вирусные заболевания,

наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.
Социально-психологические патогенные факторы
Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Не менее разнообразны и опасны социально-психологические факторы, к числу которых можно отнести:

отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих,

недостаток эмоционального тепла,

бедную в сенсорном отношении среду,

неправильное воспитание,

бездушное и жестокое отношение и пр.
Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии как неблагоприятных биологических, так и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка.
Связь между патогенным фактором и нарушением в развитии
Для психолога важны знания:

не только причин возникающих нарушений в развитии,

но и некоторых закономерностей действия этих причин.


Прежде всего, следует подчеркнуть, что

одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем,

разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения.
Сказанное означает, что связь между

патогенным фактором (причиной) и

нарушением в развитии (следствием) носит не прямой, а опосредованный характер.
Чем может быть опосредована эта связь?
1. Прежде всего — фактором локализации патогенного воздействия, т. е. тем, какие структуры организма и, прежде всего, центральной нервной системы, оказались наиболее подвержены вредоносному воздействию.
2. Другим не менее значимым фактором, от которого во многом зависит конечный эффект, можно считать силу патогенного воздействия и его повторяемость.
3. Следующим опосредующим фактором можно назвать фактор экспозиции, т. е. длительности действия патогенного воздействия.
4. Особая роль принадлежит возрастному фактору, т. е. конкретному возрасту ребенка.
Клинические исследования свидетельствуют о том, что чем младше ребенок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания.
5. И, наконец, не менее важное значение имеет фактор, который условно можно назвать «компенсаторным», т. е. те ответные меры, которыми организм реагирует на факт неблагоприятного воздействия.
При прочих равных условиях сила ответных реакций индивида во многом будет определять конечный эффект от патогенного воздействия.
6. Кроме перечисленных опосредующих факторов, следует указать фактор своевременности и квалифицированности оказанной ребенку помощи, в том числе и психолого-педагогической.

В результате получается весьма сложная картина: исходный патогенный агент приводит к определенному типу отклонения в зависимости от различной комбинации описанных опосредующих факторов. Такой тип связи и обозначается как опосредованный. От характера опосредования зависит

не только конечный результат (тип отклонения в развитии),

но и время его проявления.
1. В одних случаях патогенное воздействие оказывает свое влияние почти сразу на соответствующем этапе возрастного развития,
2. в других оно может оказаться отсроченным, т. е. отделенным, иногда весьма значительным интервалом времени.
Но этим сложность проблемы причинности нарушений в психическом развитии не ограничивается. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счете, НЕ сам по себе приводит к отклонению в развитии. В результате этого воздействия формируются так называемые анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии. Они представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического и функционального характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.
12.Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспита­тельная работа для каждой категории аномальных детей.
Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский,
Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Закономерности общие:
1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми


4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Ж.И. Шиф изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом. Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения.
Положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.