ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор — для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом, крайне важна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени.Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ страждущего человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь
Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в местах лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь
(Меновщиков, 1998, с. 90).
В зависимости от типа проблем, на решение которых направлены консультации, различают несколько сфер консультирования
1. Интимно-личностное консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих.
Это, например, такие проблемы как психологические и поведенческие недостатки, от которых человек хотел бы избавиться, проблемы, связанные с личными взаимоотношениями, различные страхи, неудачи, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений. Этот вид консультирования требует особой обстановки и доверительных отношений консультанта и клиента.
2. Семейное консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях близких для него людей.
Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), построение оптимальных отношений в семье, предупреждение и разрешение семейных конфликтов, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов во время развода. Этот вид консультирования предполагает у консультанта собственный опыт семейной жизни. Трудно заниматься семейным консультированием психологу, который не имеет или не имел семьи.
Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в местах лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь
(Меновщиков, 1998, с. 90).
В зависимости от типа проблем, на решение которых направлены консультации, различают несколько сфер консультирования
1. Интимно-личностное консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих.
Это, например, такие проблемы как психологические и поведенческие недостатки, от которых человек хотел бы избавиться, проблемы, связанные с личными взаимоотношениями, различные страхи, неудачи, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений. Этот вид консультирования требует особой обстановки и доверительных отношений консультанта и клиента.
2. Семейное консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях близких для него людей.
Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), построение оптимальных отношений в семье, предупреждение и разрешение семейных конфликтов, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов во время развода. Этот вид консультирования предполагает у консультанта собственный опыт семейной жизни. Трудно заниматься семейным консультированием психологу, который не имеет или не имел семьи.
3. Психолого-педагогическое консультирование — это обсуждение консультанта с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической компетентности учителей и родителей.
К психолого-педагогическому консультированию относятся также вопросы совершенствования программ и методов обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций. Для успешности в этом виде консультирования важно наличие педагогического образования, а также собственного опыта обучения и воспитания.
4. Профессиональное консультирование связано с решением людьми проблем в разных сферах профессиональной деятельности.
Сюда относятся вопросы выбора профессии, совершенствования способностей, организации труда, повышения работоспособности, достижения успеха, ведения деловых переговоров. Успеха в профессиональном консультировании скорее достигают люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они ведут психологическое консультирование.
5. Организационное консультирование заключается в консультировании персонала организаций по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение), кадровое консультирование, консультирование руководителей по управлению персоналом, по решению конкретных проблем организации групповой деятельности.
Организационное консультирование в некотором смысле является разновидностью профессионального консультирования. Однако в последние годы оно все больше выделяется в самостоятельную область консультационной работы.
6. Посредническое консультирование. С целью решения межличностных конфликтов в трудовых коллективах, а также для разрешения противоречий между фирмами и организациями, странами, национальными группами, противоборствующими сторонами в военных конфликтах может применяться так называемая посредническая консультация.
Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.
Практика психологического консультирования показывает, что в зависимости от интересов, склонностей и опыта деятельности психологи-консультанты обычно специализируются в каких-либо сферах практической работы.
1 2 3 4 5
29.Принципы консультирования.
Принципы психологического консультирования
Классификация принципов:
1.Безоценочность и доброжелательность
2.Ориентация на систему ценностей клиента
Принципы психологического консультирования
Классификация принципов:
1.Безоценочность и доброжелательность
2.Ориентация на систему ценностей клиента
3.Осторожность с советами
4.Анонимность
5.Разграничение личных и профессиональных сторон в работе
6.Активная позиция клиента
Основные принципы психологического консультирования:
• безоценочность и доброжелательность;
• ориентация на систему ценностей клиента;
• осторожность с советами;
• анонимность;
• разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
• активная позиция клиента.
1. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и т. п.), которые тот намеревается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рода поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины таких намерений.
Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:
• умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;
• оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку.
2. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.
Воздействие и коррекция системы норм и ценностей клиента возможны только в том
случае, если сам клиент осознает их ненадежность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиенту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.
3. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет "не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.
4. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту.
К такого рода информации могут быть отнесены, например:
• персональные данные клиента;
• его адрес;
• диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом;
• специфика проблем и жалоб этого клиента;
• его личностные особенности и т. п.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
5. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т. п.). Также консультанту не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным в понимании проблемы "клиента", из-за того, что у консультанта
3. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет "не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.
4. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту.
К такого рода информации могут быть отнесены, например:
• персональные данные клиента;
• его адрес;
• диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом;
• специфика проблем и жалоб этого клиента;
• его личностные особенности и т. п.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
5. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т. п.). Также консультанту не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным в понимании проблемы "клиента", из-за того, что у консультанта
может быть свой взгляд на существующую проблему, то есть он уже не может сохранить некритичную позицию по отношению к клиенту.
6. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях "личность
— личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.
Активность клиента в данном случае означает.
• заинтересованность в беседе;
• желание понять и проанализировать полученную информацию;
• постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния;
• стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т. п.
Поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания:
• помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента;
• создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще;
• способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.
30.Психолого-педагогические консилиумы (ППк).
Психолого-педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов образовательного учреждения, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в образовательном учреждении, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания, обучающихся в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Задачи:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
- выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
6. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях "личность
— личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.
Активность клиента в данном случае означает.
• заинтересованность в беседе;
• желание понять и проанализировать полученную информацию;
• постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния;
• стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т. п.
Поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания:
• помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента;
• создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще;
• способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.
30.Психолого-педагогические консилиумы (ППк).
Психолого-педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов образовательного учреждения, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в образовательном учреждении, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания, обучающихся в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Задачи:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
- выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
- коллективное изучение трудностей обучения и воспитания ребенка (класса) с помощью всех участников образовательного процесса;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- разработка рекомендаций администрации, учителю, родителям для создания условий, обеспечивающих индивидуальный подход в процессе коррекционно-развивающего обучения ребенка и его психологического сопровождения;
- отслеживание динамики развития ребенка и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения "группы риска";
- решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация психологически адекватной образовательной среды;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку се эффективности;
- организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами;
Состав: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель (классный руководитель), другой специалист, представляющий ребенка на психолого-педагогический консилиум, учитель с большим опытом работы, учитель классов коррекционно-развивающего обучения, логопед, педагог-психолог, социальный педагог (по мере необходимости). Психолого-педагогический консилиум работает во взаимодействии с районной ПМПК.
Обследование ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума осуществляется по инициативе родителей или педагогов школы. В случае инициативы педагогов школы должно быть получено согласие на обследование родителей (законных представителей).
При несогласии родителей (законных представителей) специалистами консилиума должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением или договором.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (законных представителей).
На психолого-педагогический консилиум представляются следующие документы: