ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЕМИНАР 1. Э. ДЮРКГЕЙМ «МЕТОД СОЦИОЛОГИИ»
1) Как разграничивает социальные и психические факты Дюркгейм?
«…Если бы все эти факты были социальными, то у социологии не было бы своего отдельного предмета, и ее область слилась бы с областью биологии и психологии…». По этой цитате, на первый взгляд, можно сделать вывод, что Дюргейм разграничивает социальные и психические факты тем, что в каждой области научного знания, как в социологии, так и в психологии есть свой предмет изучения. В это отношении социальные факты – это все происходящие в обществе явления, которые представляют какой-либо социальный интерес («Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, система монет, употребляемых мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии и т.д. - все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю»), а психологические факты их дополняют – это образы мыслей, действий и чувствований и существуют вне индивидуального сознания.
НО Дюркгейм соединяет и то, и другое в своём понятии социальных фактов, не разграничивая, и даёт им следующее определение: Социальные факты – образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
2) Как обосновывает своё определение понятия «социальный факт» Дюркгейм? Какой цели оно служит? В чем специфика социального принуждения?
Э. Дюркгейм обосновывает своё определение понятия «социальный факт»:
- через понятие «социального института». Он понимается в качестве консолидированного комплекса, который состоит из двух взаимосвязанных частей: сознательное и материальное. Этот дуализм выступает в качестве некоего фактора, которым и обусловлена человеческая сущность и сущность всего общества. Общество осуществляет свои функции в качестве системы, которая выражена через развитие коллективного сознания и коллективного представления. Без человека нет общества, но и без общества сложно представить, как индивид будет нормально функционировать, как он будет справляться с социализацией, адаптацией, принятием социальных норм и ценностей.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Цитата: «…Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним…»
«Специфика социального принуждения состоит в том, что оно обусловлено не жесткостью определенных молекулярных устройств, а престижем, которым наделены некоторые представления». Правда, оговаривается Дюркгейм, подобным же свойством обладают и индивидуальные привычки, но они действуют на нас изнутри нашего сознания.
Цитата: «…Действительно, принуждение легко констатировать, когда оно выражается какой-нибудь прямой реакцией общества, как это бывает в праве, в этике, в верованиях, в обычаях, даже в людях. Но когда оно лишь косвенное, - что имеет место, например, в экономической организации, - оно не так легко заметно…»
Следует отличать социальные факты как таковые от их индивидуальных проявлений: «К социальным фактам принадлежат верования, наклонности, обычаи группы, взятой коллективно; что же касается тех форм, в которые облекаются коллективные состояния, передаваясь индивидам, то последние представляют собой явления иного порядка».
3) В чём заключается рационалистическая позиция Э. Дюркгейма?
Метод социологии Э. Дюркгейма – рационализм – набор правил:
-
правило наблюдения: исключить все предпонятия, т.е. оценочные суждения; -
правило становления типов; -
правило различения нормы и патологии; -
правило доказательства – исследователь ищет причинность; -
правило сравнения.
4) Почему социологи до Дюркгейма мало занимались характеристикой и определением метода?
Дюркгейм уверен, что «до сих пор социология почти исключительно рассуждала не о вещах, а о представлениях».
Кант делает еще объектом социологии представление, не имеющее в себе ничего собственно социологического. Спенсер устраняет это представление, но лишь для того, чтобы заменить его другим, составленным по тому же образцу. Также по Спенсеру известное представление о социальной реальности заменяет собою эту реальность. Означенной формулой определяется не общество, а та идея, которую составил себе о нем Спенсер.
Также он утверждает, что 1) Конт и Спенсер провозглашают социальные факты фактами природы, не рассуждая контролю фактов, у них нет противовеса, вследствие чего они занимают место фактов и составляют содержание науки. 2) Ни Локк, ни Кондильяк не рассматривали психических явлений объективно. Они изучали не ощущение, а известную идею об ощущении. Поэтому-то, хотя в некоторых отношениях они и подготовили почву для научной психологии.
Поэтому Дюркгейм уверен, что «Нужно, чтобы из стадии субъективизма, из которой социология еще не вышла, она перешла к объективизму. Для того, чтобы социологическое знание было объективно, нужно, чтобы оно выражало явление не на основании идеи о них разума, а на основании свойств, им присущих: нужно, чтобы оно характеризовало их по составным элементам их природы, а не по сообразности их с более или менее идеальным понятием».
Дюркгейм уверен, что «социальные явления суть предметы и о них нужно рассуждать как о предметах», а не как о представлениях»; «рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне как внешние предметы, так как такими они предстают перед нами»; «социальные факты не являются продуктами нашей воли, они сами определяют ее извне, они представляют собой как бы формы, в которые мы вынуждены отливать наши действия».
5) Какие два определения понятия «социальный факт» приводятся в тексте «Метод социологии»? В чем отличие Дюргеймовской теории социальных фактов от Тардовской?
1) как объективное существование, то есть ни от какого отдельно взятого индивида;
2) как способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а, значит, детерминировать его действия.
Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – индивид или общество.
-
Тард считал, что общество развивается на основе социально-коммуникационной деятельности индивидов, которая имеет форму подражания, или имитации. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. -
Взгляды Дюркгейма развивались на базе теоретико-методологической концепции, получившей название социологизма. Позиция Дюркгейма была направлена против психологизма и социального атомизма Г. Тарда, с которым он вел упорную и длительную полемику. Теория общества, сравниваемого с организмом, давала ему возможность обосновать идею общественной солидарности. Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической (в архаическом обществе) и органической в развитом обществе солидарностью как, двух звеньев единой эволюционной цепи.
6) Что позволяет Дюркгейму свести социальные факты анатомического порядка к социальным фактом физиологического порядка?
Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками. Дюркгейм описал структуру социологии:
социальная морфология, изучающая строение общества + социальная физиология, исследующая социальные сферы общества = общая социология, изучающая законы функционирования общества и состоящая из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).
7) В чем суть правила «трактовать социальные факты как вещи»? Каким образом Дюркгейм обосновывает необходимость его применения в социологии? Какой смысл вкладывает Дюркгейм в выражение «захват науки искусством»?
-
Правило «трактовать социальные факты как вещи»: «Для того, чтобы доказать это положение, не нужно философствовать об их природе, разбирать их аналогию с явлениями низших царств. Достаточно указать, что для социолога они представляют единственное данное. Предметом не называется все, что дается, что предлагается, или, скорее, навязывается наблюдению. Рассуждать о явлениях как о предметах, – значит рассуждать о них как о данных, составляющих точку отправления науки. Социальные явления бесспорно обладают этим признаком.» -
Правило «трактовать социальные факты как вещи»: Означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.
Смысл выражения «захват науки искусством» заключается в том, что «размышление отворачивается от того, что составляет собственно объект науки, а именно от настоящего и прошлого, с тем чтобы одним прыжком устремиться в будущее. Вместо того чтобы стараться понять факты, уже сложившиеся и реализованные, оно принимается непосредственно за осуществление новых фактов, более отвечающих человеческим целям. Когда люди верят, что познали сущность материи, они сейчас же принимаются за поиски философского камня. Этот захват науки искусством, мешающий первой развиваться, облегчается еще самими обстоятельствами, вызывающими пробуждение научной рефлексии».
8) Как необходимо разводить нормальные и патологические социальные факты и почему именно так? К каким выводам приходит Дюркгейм, применяя правила различения нормального и патологического к случаю преступлений?
Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими.
Мы приходим к выводу, по-видимому, достаточно парадоксальному. Не следует обманывать себя; относить преступление к числу явлений нормальной социологии — значит не только признавать его явлением неизбежным, хотя и прискорбным, вызываемым неисправимой испорченностью людей; это значит одновременно утверждать, что оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества.
9) Что такое «социальный вид»? Как мы должны устанавливать социальные виды? С чего мы должны начать конструирование шкалы социальных видов? В чем состоит различие биологического и социального видов?
Вид являет лишь совокупность индивидов.
Для установления соц видов нужен критерий, который бы выводил нас за пределы индивида.
Следует начинать с классификации обществ по степени сложности их состава, беря в качестве основы совершенно простое общество с единственным сегментом. Внутри этих классов необходимо выделять разновидности согласно тому, происходит или нет полное слияние исходных сегментов.
Социальные виды существуют по той же причине, по которой существуют виды в биологии. Последние в действительности возникают вследствие того, что организмы представляют собой лишь разнообразные комбинации одной и той же анатомической единицы. Тем не менее с этой точки зрения между социальным и биологическим мирами существует большая разница. У животных один особый фактор придает специфическим особенностям стойкость, которой не обладают другие особенности; это поколение.