Файл: Реферат По дисциплине Философия (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема работы Проблема свободы в сочинении Эриха Фромма Бегство от свободы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский горный университет

КАфедра философии

Реферат
По дисциплине: Философия

(наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану)

Тема работы: Проблема свободы в сочинении Эриха Фромма «Бегство от свободы»

Выполнил: студент гр. ОНГ-21 _________ Степаненко В.В

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О)

Проверил: профессор кафедры философии Дорофеев Д.Ю,

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Человек – это отдельный мир, в котором все его составляющие неразделимы; его жизненная позиция, эмоции и чувства, мышление, восприятие мира и моральные установки неразрывно связаны между собой. И человек не может быть свободен в мышлении, если он в то же время не свободен и эмоционально. Он не может чувствовать эмоциональную свободу, если он не обладает свободой от социальных и экономических факторов.

Под свободой мы можем иметь в виду способность человека принимать самостоятельные решения. Он может подчиняться своим страстям, желаниям, голосу инстинкта самосохранения, или стремиться к высшим ценностям красоты, совершенства, доброты, любви и красоты, по пути трансцендентного. Как считает автор анализируемой в данной работе книги, выдающийся мыслитель XX века, Эрих Фромм, такой вид свободы – это необходимый промежуточный уровень формирования личности. Люди, достигнувшие определенной степени своего состояния, не стоят перед выбором, так как сделали его заранее, определив свое положение. Выбор предоставляется только незрелому субъекту, тому, кто еще не определился.

В совершенном обществе «ни один человек не является средством для другого, а всегда является самоцелью». Главным героем или прототипом человека здесь является личность, которая не может быть использована или использовать кого-то ради целей, не способствующих развитию той и другой стороны.


Но на самом деле получается, что люди не жаждут свободы, они не желают быть ответственными за свои поступки, боятся пойти против своих желаний и страстей, боятся сделать выбор, позаботиться об интересах кого-либо, кроме себя. Люди пытаются переложить ответственность за свои решения и поступки на других; они превращаются в потребителей с ограниченным, скованным общественными установками мышлением.

Следовательно, причиной несвободы человека является он сам. Он бежит от свободы и перестает выбирать свой жизненный путь, перестает творить свою судьбу, подчиняется навязанным идеям, принимая их за свои собственные. Человек вгоняет себя в созданные им самим ловушки, создает предметы собственной зависимости. Прикрываясь «стремлением к свободе» люди вгоняют себя в оковы авторитаризма, сливаются с кем-то или чем-то ради ощущения силы, которой они на самом деле лишены.


  1. Свобода, как психологическая проблема

С началом развития политической, социальной и экономической систем, степень свободы человека становилась все больше, поначалу люди освободились от зависимости, закрепленной законом, потом пропала экономическая зависимость классов друг от друга. В результате, как казалось бы, индивид должен разорвать оковы, ограничивающие его, и стать полностью свободным, ведь он избавился от верховенства природы над собой и стал ее хозяином, он переборол власть абсолютистского государства и церкви. Это освобождение от внешних факторов, ранее угнетавших личность, является и необходимым, и достаточным условием достижения свободы индивида. Однако в дальнейшем личность стремиться создать себе новую клетку - психологическую зависимость от людей, материальных ценностей и различных обстоятельств. Люди бегут от свободы, отдают ее в чужие руки, придумывают несуществующие барьеры, стараются избавиться от независимости и находят новый «наркотик», в котором будут нуждаться.

Свобода – это главная причина, по которой человек способен преодолевать зависимость от различных факторов, таких как природные и социальные, самостоятельно делать выбор, определяющий его дальнейшие действия, управлять ходом своей жизни. Она главным образом характеризует человеческое существование: определяется человеческим поведением, умением контролировать происходящее вокруг, притом не завися от различных культурных и технологических обстоятельств.

Свобода может проявляться в различных формах: как свобода слова, творчества, личности, выбора, вероисповедания и т. д. Вариативность взаимоотношений людей в социуме становятся причиной возникновения многообразности форм и видов свободы. Именно благодаря ей личность не только приспосабливается к окружающей действительности, но и становится способна деформировать ее с учетом своих главных

представлений и желаний. Она исключает какое-либо принуждение: внешнее или внутреннее. Именно в стремлении за свободой человек стремится поступать в соответствии своим желаниям, целям и интересам, на основе знания объективной действительности. Свобода определяет возможность выбора, соответственно его отсутствие может расцениваться, как отсутствие свободы.

Конечно же, абсолютной свободы не существует. Природные и социальные составляющие человеческого мира неразрывно связаны с определенными ограничениями в отношении поведения и морали. Личность может обрести только относительную свободу, степень которой связана с факторами морали и поведения человека, как члена общества, в котором его личность формировалась.

По мнению Фромма, современный человек сталкивается с серьезной проблемой: получив политическую, экономическую и социальную свободу, он нуждается в компенсировании этой независимости более сложным механизмом принадлежности к безопасному социуму, он тратит большие усилия на борьбу с одиночеством, отчужденностью и ощущением собственной незначительности, которые сопровождают свободу.

Главной и ключевой проблемой в психологии является специфическая связь индивида с окружающим миром, а не в удовлетворении или невозможности удовлетворения его различных потребностей. «Тем самым образ жизни, обусловленный для индивида особенностями экономической системы, становится первичным фактором, определяющим всю структуру его характера, поскольку императивная потребность в самосохранении заставляет его принимать те условия, в которых он вынужден жить.»1

Это означает, что формирование личности индивида определяется внешними факторами и образом жизни окружающих его людей, типичных для определенного класса или общества, однако вместе с другими людьми он все равно способен произвести различные политические и экономические перемены.

Человек в итоге становится вынужденным принимать образ жизни, на котором базируются основные установки общества. «Чем больше свободы добивается человек в процессе отделения от исходной общности с человеком и природой и чем больше он становится «индивидом», тем неизбежнее приходится ему объединяться с миром в спонтанности любви и производительного труда; в противном случае ему приходится искать какую-то безопасность в связях с миром, которые уничтожают его свободу и целостность его личности.»
2

Человек стремится к «безопасности», он бежит от свободы, отдавая ее другим людям, подчиняясь ограничениям, установленным обществом, он не хочет быть независим, даже осознавая, что важнейшей ценностью в современном мире является свобода, к которой человек исторически шел много веков, постепенно разрывая оковы внешних угнетающих факторов и обстоятельств. Но почему индивид так стремится к избавлении от свободы? «Почему для одних свобода - желанный идеал, а для других- угроза?»3

Дело как раз в том, что после неизбежного осознания своей отдельности, уязвимости, подверженности болезням, смертности, индивид начинает ощущать собственную незначительность по сравнению с внешними обстоятельствами, окружающими его. «Если он не принадлежит к некой общности, если его жизнь не имеет какого-то смысла и направления, человек будет чувствовать себя пылинкой, будет подавлен собственной незначительностью. Он окажется неспособен соотнести себя с любой системой, которая давала бы смысл и направление его жизни, он будет полон сомнений, и это в конце концов парализует его способность действовать – то есть жить.»4

Еще одна неизменная составляющая человека - это необходимость ощущения связи с миром, сопровождающаяся стремлением избежать одиночества, которое ведет к психической деградации. «Связь с другими не идентична физическому контакту».5 Без связи с разнообразными ценностями возникает одиночество моральное, а оно порой сильнее физического, ведь «физическое одиночество становится нестерпимым, только если сопровождается одиночеством моральным».6 Существуют различные формы связи с окружающим миром, при которых физическое положение тела не определяет одиночества индивида, если он чувствует непоколебимую связь с важными для него моральными и чувственными ценностями. Эта связь может быть простейшей, тривиальной, а может находится на высшем уровне, быть более благородной и сильной.

Для рассмотрения свободы, как психологического фактора, нам следует учесть тот факт, что человек неспособен отказаться от взаимодействия с другими людьми, хотя бы для возможности дальнейшего существования, работы и производства всего необходимого. Соответственно, данный род привязанности индивида к факторам, определяющим его жизнедеятельность, ставит человека в тупик: он не может полностью разорвать связи с другими людьми, притом усиливая свою зависимость от них там, где это не нужно. Человек в дальнейшем боится разорвать цепь, связывающую его, ведь в его сознании твердо поселяется мысль о том, что полученная свобода приведет к ослаблению его безопасности в целом и дальнейшей гибели или усложнению бытия.


«Людям требуются мифы и идолы, чтобы выдержать факт своего одиночества, чтобы примириться с тем, что не существует авторитета, придающего жизни смысл, кроме него самого. Человек подавляет иррациональную страсть к разрушению, ненависти, зависти, мести; он поклоняется силе, деньгам, суверенному государству, нации; он на словах следует учениям великих духовных вождей человечества, таким как Будда, пророки, Сократ, Иисус, Мохаммед – их учения он превращает в дебри суеверий и поклонения идолам.»7


  1. Индивидуальность

Так почему же возникает ситуация, при которой индивид избегает полной свободы, пребывает в поиске барьеров и зависимостей, которые не позволяли бы ему развиваться, как личность, ограничивали бы его выбор, не давали бы приблизиться к понятию свободы? Все дело в обособлении от первичных факторов, обеспечивающих непосредственное существование одного человека. Давайте рассмотрим аспекты процесса индивидуализации индивида, которые пугают его и заставляют искать «убежище», где тот смог бы почувствовать себя безопасно. Первым таким фактором является развитие личности, при котором она достигает более высоких результатов в различных сферах, становится сильнее умственно, эмоционально, физически. Другой аспект данного процесса – усиливающееся одиночество, при котором человек, разорвавший первичные связи, сопровождающие его с момента рождения, и оставшийся с миром один на один, чувствует себя небезопасно во всех отношениях. Как результат «возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром, раствориться в нем»8. Как результат, такие попытки избежать своей свободы приобретают характер подчинения.

Подчинение в итоге приводит к возросшей неуверенности человека, к возникновению враждебности, которая опасна тем фактом, что направлена против людей, от которых человек продолжает зависеть. «Однако подчинение - это не единственный способ избавиться от одиночества и тревоги. Другой путь - единственно продуктивный, не приводящий к неразрешимым конфликтам, -это путь спонтанных связей с людьми и природой, то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются любовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому развитию до максимально возможных пределов».