Файл: Реферат По дисциплине Философия (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема работы Проблема свободы в сочинении Эриха Фромма Бегство от свободы.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
По мнению Эриха Фромма, люди могут сохранят свою индивидуальность и автономность, при этом без потери единения с обществом в целом и другими людьми по отдельности. Такой вид свободы, при котором личность может быть автономной и одновременно ощущать себя частью мира, автор выделяет в понятие позитивной свободы.
Рассмотрим фактор, который угнетает личность: ситуация в современном обществе такая, что рынок определяет цену качествам индивида, пользующихся спросом, и если человек не владеет этими качествами, то он не представляет ценности для мира и общества в целом. Таким образом, уверенность человека в себе и выбор его позиции в жизни зависит от того, что думает о нем рынок и за какие характеристики (и, самое главное, как именно) он его оценивает.
В условиях демократии свобода и отсутствие зависимости от внешней власти становится осуществима, когда для утверждения собственной индивидуальности нет препятствий, и внутренние психологические условия позволяют этого достичь. Точно так же как и право на выражение своих мыслей возможно только при том условии, что мы способны иметь собственные мысли. Люди пребывают в иллюзии о том, что они-самостоятельные индивиды, что их мысли и поведение- это исключительно их выбор, что независимость их выбора принадлежит только им, что на них не влияет ничего со стороны внешних факторов, способное изменить те или иные аспекты их жизни, культурного и психологического состояния . Эта иллюзия сохраняет ситуацию, при которой люди не осознают собственную неуверенность, они не понимают, что их личность еще не сформировалась (и не движется к этому) достаточно для того, чтобы стремиться к свободе.
Существуют следующие варианты отношения человека к окружающему миру: продуктивный, при котором индивид всеми силами способствует собственному совершенствованию и улучшению окружающего мира, и непродуктивный, человек принимает иждивенческую позицию поведения, он потребляет созданное другими, или же, что еще хуже отрицает существующий порядок и его разрушение.
Достичь такой свободы, при которой индивид существует независимо, но, не изолируя себя, а в связи с людьми, природой и миром в целом, возможно лишь благодаря реализации личности. Позитивная свобода, по Фромму, есть независимая, спонтанная активность целостной личности. Спонтанная активность является не вынужденной, а свободной деятельностью и выбором личности
, она не может быть навязанная человеку путем ослабления его психологического состояния; она исключает подчинение, шаблонное поведение, внушаемое извне.
Подведем итог: индивидуализация приводит личность либо к подчинению, либо к спонтанной активности. И то, и другое является результатом стремления человека избежать ощущения опасности, возникающее вследствие его отделения от первичных уз с миром.
Фромм знакомит читателей с таким понятием, как адаптация. Статическая адаптация по своей сути является приобретением новых привычек, при неизменном характере и внутреннем состоянии человека. Динамическая адаптация является результатом так сказать насильственного влияния внешних факторов, «Она может породить новую тревогу и тем привести к еще более глубокой покорности, она может вылиться в смутный вызов, направленный не против конкретного объекта, а жизни в целом».10 Невроз есть результат динамической адаптации индивида к неблагоприятным иррациональным для него условиям.
«Процесс индивидуализации - это процесс усиления и развития личности, его собственного "я"; но в ходе этого процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, человек отделяется от них. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность; оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с другими людьми, если индивид окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового типа связанности с миром»11.
С одной стороны, процесс развития человеческой свободы характеризуется овладением природой, возрастанием ценности и силы разума, укреплением солидарности, а с другой индивидуализация приводит к усилению изоляции и неуверенности личности; в итоге «становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни».12 Также усиливается чувство ничтожности отдельного индивида. «Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался соответствующим ростом личности, развитие индивида было бы гармонично. Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие механизмы бегства»
13.
Так называемые механизмы бегства от свободы - это психологические механизмы избавления, причиной которых является неуверенность отдельного изолированного индивида. При нарушении связей, обеспечивающих уверенность человека, когда он вынужден противостоять миру вокруг и преодолевать чувство одиночества и бессилия, у него есть два варианта действий и дальнейшего поведения. Первый путь заключается в "позитивной" свободе, при котором возникает связь с миром через непритворное, искреннее проявление своих чувств, эмоций и интеллектуальных способностей. В итоге возникает возможность нового обретения единства с окружающим миром: с людьми и природой,- притом не отказываясь от собственной независимости и самой сути своей свободной личности, без подчинения и угнетения со стороны всего внешнего. Другой вариант поведения заключается в отказе от свободы для того, чтобы избежать пугающего одиночества и не подвергнуть себя опасности, которая так кажется человеку очевидной после полной индивидуализации и избавления от первичных уз. Таким путем невозможно обрести единство с миром, это можно назвать попросту бегством из невыносимой для него ситуации, жизнь в которой кажется ему неосуществимой. Это бегство становится вынужденным, как бегство от угрозы, сопровождающейся паникой, но оно имеет ввиду отказ от индивидуальности и целостности человека, оно исключает позитивную свободу и счастье. Конечно же, оно помогает избавиться, или по крайней мере смягчить тревогу и панику, создать более благоприятные условия для изолированного индивида, но не избавляется от главной коренной проблемы. Как результат, жизнь после такого выбора превращается в автоматическую, вынужденную деятельность.
3.1 Авторитаризм
Первый механизм состоит в отказе от независимости своей личности, «слить свое "я" с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Другими словами, индивид ищет новые, "вторичные" узы взамен утраченных первичных.»14Его формы можно найти, рассматривая подчинение и господство, то есть мазохистские и садистские тенденции. На примере людей, подверженных такому виду чувств, можем сказать, что, чувство неполноценности и неуверенность в собственных возможностях вызывают подобные психологические склонности, притом, что эти люди жалуются, желая избавиться от них. «Эти чувства - не просто осознание своих действительных недостатков и слабостей (хотя обычная их рационализация состоит именно в этом); такие люди проявляют тенденцию принижать и ослаблять себя, отказываться от возможностей, открывающихся перед ними. Эти люди
постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил»15.
Механизм бегства выражен в садомазохистских тенденциях, которые присущи в разной степени, как полноценным людям, так и невротикам. Одной из причин мазохистских стремлений человека является ощущение собственной неполноценности, опасности со стороны всего внешнего, желание изоляции. Такие люди постоянно зависимы от внешних сил и стремятся подчиниться, чтобы избежать ожидаемых проблем и неприятных ситуаций, ведь жизнь кажется им неуправляемой, сложной. Иногда это приводит к сильной самокритике, моральному и физическому самоистязанию, к осознанному желанию болезни и стремлению нанести себе вред. Еще более серьезные виды мазохизма предполагают маскирование индивидом своих стремлений, например, по причине неизбежности в определенных условиях.
Все формы мазохизма направлены лишь к избавлению от собственной личности и тяжелого бремени свободы, при определенных обстоятельствах они могут приносить временное облегчение. Если индивиду удается удовлетворить свои мазохистские наклонности, то к нему приходит уверенность в себе и в некоторой безопасности. Но это не помогает избавиться от внутреннего конфликта и, соответственно от скрытой неудовлетворенности.
«Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего "я". Одним из путей к этой цели является мазохизм. Все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы. Эта цель очевидна, когда индивид с мазохистским уклоном ищет подчинения какой-либо личности или власти, которую он ощущает подавляюще сильной»16.
Также помимо мазохистских тенденций в авторитарном виде бегства наблюдаются и противоположные, садистские, наклонности. Они могут быть более или менее осознанными, но не могут не присутствовать вообще. Здесь мы можем выделить три типа данного проявления: первый тип заключается в желании приобрести неограниченную и полную власть над другими, которые бы зависели от данного индивида. Второй вид проявляется в стремлении не только неограниченно властвовать, но и эксплуатировать и полностью использовать в своих целях. При этом мы говорим не только о материальных ценностях, но и об интеллектуальных и моральных качествах другого человека. Третий вариант садизма - стремление причинять страдания или наблюдать физическое или душевное (которое встречается чаще всего) страдания других людей. Целью таких стремлений является не только активное унижение и запугивание других, но и пассивное наблюдение за чьим-то страданием и унижением.
«По очевидным причинам садистские наклонности обычно меньше осознаются и больше рационализируются, нежели мазохистские, более безобидные в социальном плане. Часто они полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других»17.
Психологически оба вида авторитарного стремления возникают по причине неспособности пережить собственную слабость и изоляцию. Фромм вводит понятие симбиоза- союза личности с другой личностью или какой-либо силой, в котором обе стороны теряют собственную целостность и вступают в полную зависимость друг от друга. Нужда садиста в своем объекте такая сильная, как и у мазохиста. В обоих случаях происходит исчезновение собственного «я». В одном случае происходит растворение во внешних факторах, в людях, в другом приобретение силы и уверенности. Мазохистские и садистские тенденции всегда взаимосвязаны, хоть и кажутся взаимоисключающими, ведь в их основе лежит одна и та же идея. «Человек не бывает только садистом или только мазохистом; между активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса существуют постоянные колебания, и зачастую бывает трудно определить, какая из этих сторон действует в данный момент, но в обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены»18.
Понятия «судьбы» в авторитаризме рассматривается, как внешняя сила, от которой зависит жизнь человека и которой он следует с осознанием полной очевидности и необходимости подобного действия. Для авторитарного мышления свойственно убеждение, что существуют внешние силы, полностью влияющие на жизнь индивида, эти силы не зависят он него, лежат извне, они неконтролируемы и не поддаются изменениям извне.
3.2 Разрушительность
Следующий механизм бегства – разрушительность. Ей также присущ садомазохизм, но главное отличие в том, что цель данного механизма заключается в уничтожении. Здесь работает следующий принцип: можно избавиться от чувства собственного одиночества через разрушение всего мира вокруг.
Разрушительность можно разделить на два типа: реактивная, возникающая в ответ на внешнюю агрессию, и активная, скрывающаяся и накопленная внутри индивида, ждущая подходящего момента для проявления. Если причин для разрушительности нет, человека можно отнести к психически нездоровому, однако разрушительность может легко рационализироваться, как и в случае с садомазохизмом. При неудачной попытке найти объект реализации разрушительных стремлений человека, он может направить их на самого себя, что в свою очередь приведет к самоубийству. Источником этих негативных проявлений зачастую бывают скованность и беспокойство.
По мнению Эриха Фромма, люди могут сохранят свою индивидуальность и автономность, при этом без потери единения с обществом в целом и другими людьми по отдельности. Такой вид свободы, при котором личность может быть автономной и одновременно ощущать себя частью мира, автор выделяет в понятие позитивной свободы.
Рассмотрим фактор, который угнетает личность: ситуация в современном обществе такая, что рынок определяет цену качествам индивида, пользующихся спросом, и если человек не владеет этими качествами, то он не представляет ценности для мира и общества в целом. Таким образом, уверенность человека в себе и выбор его позиции в жизни зависит от того, что думает о нем рынок и за какие характеристики (и, самое главное, как именно) он его оценивает.
В условиях демократии свобода и отсутствие зависимости от внешней власти становится осуществима, когда для утверждения собственной индивидуальности нет препятствий, и внутренние психологические условия позволяют этого достичь. Точно так же как и право на выражение своих мыслей возможно только при том условии, что мы способны иметь собственные мысли. Люди пребывают в иллюзии о том, что они-самостоятельные индивиды, что их мысли и поведение- это исключительно их выбор, что независимость их выбора принадлежит только им, что на них не влияет ничего со стороны внешних факторов, способное изменить те или иные аспекты их жизни, культурного и психологического состояния . Эта иллюзия сохраняет ситуацию, при которой люди не осознают собственную неуверенность, они не понимают, что их личность еще не сформировалась (и не движется к этому) достаточно для того, чтобы стремиться к свободе.
Существуют следующие варианты отношения человека к окружающему миру: продуктивный, при котором индивид всеми силами способствует собственному совершенствованию и улучшению окружающего мира, и непродуктивный, человек принимает иждивенческую позицию поведения, он потребляет созданное другими, или же, что еще хуже отрицает существующий порядок и его разрушение.
Достичь такой свободы, при которой индивид существует независимо, но, не изолируя себя, а в связи с людьми, природой и миром в целом, возможно лишь благодаря реализации личности. Позитивная свобода, по Фромму, есть независимая, спонтанная активность целостной личности. Спонтанная активность является не вынужденной, а свободной деятельностью и выбором личности
, она не может быть навязанная человеку путем ослабления его психологического состояния; она исключает подчинение, шаблонное поведение, внушаемое извне.
Подведем итог: индивидуализация приводит личность либо к подчинению, либо к спонтанной активности. И то, и другое является результатом стремления человека избежать ощущения опасности, возникающее вследствие его отделения от первичных уз с миром.
Фромм знакомит читателей с таким понятием, как адаптация. Статическая адаптация по своей сути является приобретением новых привычек, при неизменном характере и внутреннем состоянии человека. Динамическая адаптация является результатом так сказать насильственного влияния внешних факторов, «Она может породить новую тревогу и тем привести к еще более глубокой покорности, она может вылиться в смутный вызов, направленный не против конкретного объекта, а жизни в целом».10 Невроз есть результат динамической адаптации индивида к неблагоприятным иррациональным для него условиям.
«Процесс индивидуализации - это процесс усиления и развития личности, его собственного "я"; но в ходе этого процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, человек отделяется от них. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность; оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с другими людьми, если индивид окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового типа связанности с миром»11.
С одной стороны, процесс развития человеческой свободы характеризуется овладением природой, возрастанием ценности и силы разума, укреплением солидарности, а с другой индивидуализация приводит к усилению изоляции и неуверенности личности; в итоге «становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни».12 Также усиливается чувство ничтожности отдельного индивида. «Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался соответствующим ростом личности, развитие индивида было бы гармонично. Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие механизмы бегства»
13.
-
Механизмы бегства
Так называемые механизмы бегства от свободы - это психологические механизмы избавления, причиной которых является неуверенность отдельного изолированного индивида. При нарушении связей, обеспечивающих уверенность человека, когда он вынужден противостоять миру вокруг и преодолевать чувство одиночества и бессилия, у него есть два варианта действий и дальнейшего поведения. Первый путь заключается в "позитивной" свободе, при котором возникает связь с миром через непритворное, искреннее проявление своих чувств, эмоций и интеллектуальных способностей. В итоге возникает возможность нового обретения единства с окружающим миром: с людьми и природой,- притом не отказываясь от собственной независимости и самой сути своей свободной личности, без подчинения и угнетения со стороны всего внешнего. Другой вариант поведения заключается в отказе от свободы для того, чтобы избежать пугающего одиночества и не подвергнуть себя опасности, которая так кажется человеку очевидной после полной индивидуализации и избавления от первичных уз. Таким путем невозможно обрести единство с миром, это можно назвать попросту бегством из невыносимой для него ситуации, жизнь в которой кажется ему неосуществимой. Это бегство становится вынужденным, как бегство от угрозы, сопровождающейся паникой, но оно имеет ввиду отказ от индивидуальности и целостности человека, оно исключает позитивную свободу и счастье. Конечно же, оно помогает избавиться, или по крайней мере смягчить тревогу и панику, создать более благоприятные условия для изолированного индивида, но не избавляется от главной коренной проблемы. Как результат, жизнь после такого выбора превращается в автоматическую, вынужденную деятельность.
3.1 Авторитаризм
Первый механизм состоит в отказе от независимости своей личности, «слить свое "я" с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Другими словами, индивид ищет новые, "вторичные" узы взамен утраченных первичных.»14Его формы можно найти, рассматривая подчинение и господство, то есть мазохистские и садистские тенденции. На примере людей, подверженных такому виду чувств, можем сказать, что, чувство неполноценности и неуверенность в собственных возможностях вызывают подобные психологические склонности, притом, что эти люди жалуются, желая избавиться от них. «Эти чувства - не просто осознание своих действительных недостатков и слабостей (хотя обычная их рационализация состоит именно в этом); такие люди проявляют тенденцию принижать и ослаблять себя, отказываться от возможностей, открывающихся перед ними. Эти люди
постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил»15.
Механизм бегства выражен в садомазохистских тенденциях, которые присущи в разной степени, как полноценным людям, так и невротикам. Одной из причин мазохистских стремлений человека является ощущение собственной неполноценности, опасности со стороны всего внешнего, желание изоляции. Такие люди постоянно зависимы от внешних сил и стремятся подчиниться, чтобы избежать ожидаемых проблем и неприятных ситуаций, ведь жизнь кажется им неуправляемой, сложной. Иногда это приводит к сильной самокритике, моральному и физическому самоистязанию, к осознанному желанию болезни и стремлению нанести себе вред. Еще более серьезные виды мазохизма предполагают маскирование индивидом своих стремлений, например, по причине неизбежности в определенных условиях.
Все формы мазохизма направлены лишь к избавлению от собственной личности и тяжелого бремени свободы, при определенных обстоятельствах они могут приносить временное облегчение. Если индивиду удается удовлетворить свои мазохистские наклонности, то к нему приходит уверенность в себе и в некоторой безопасности. Но это не помогает избавиться от внутреннего конфликта и, соответственно от скрытой неудовлетворенности.
«Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего "я". Одним из путей к этой цели является мазохизм. Все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы. Эта цель очевидна, когда индивид с мазохистским уклоном ищет подчинения какой-либо личности или власти, которую он ощущает подавляюще сильной»16.
Также помимо мазохистских тенденций в авторитарном виде бегства наблюдаются и противоположные, садистские, наклонности. Они могут быть более или менее осознанными, но не могут не присутствовать вообще. Здесь мы можем выделить три типа данного проявления: первый тип заключается в желании приобрести неограниченную и полную власть над другими, которые бы зависели от данного индивида. Второй вид проявляется в стремлении не только неограниченно властвовать, но и эксплуатировать и полностью использовать в своих целях. При этом мы говорим не только о материальных ценностях, но и об интеллектуальных и моральных качествах другого человека. Третий вариант садизма - стремление причинять страдания или наблюдать физическое или душевное (которое встречается чаще всего) страдания других людей. Целью таких стремлений является не только активное унижение и запугивание других, но и пассивное наблюдение за чьим-то страданием и унижением.
«По очевидным причинам садистские наклонности обычно меньше осознаются и больше рационализируются, нежели мазохистские, более безобидные в социальном плане. Часто они полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других»17.
Психологически оба вида авторитарного стремления возникают по причине неспособности пережить собственную слабость и изоляцию. Фромм вводит понятие симбиоза- союза личности с другой личностью или какой-либо силой, в котором обе стороны теряют собственную целостность и вступают в полную зависимость друг от друга. Нужда садиста в своем объекте такая сильная, как и у мазохиста. В обоих случаях происходит исчезновение собственного «я». В одном случае происходит растворение во внешних факторах, в людях, в другом приобретение силы и уверенности. Мазохистские и садистские тенденции всегда взаимосвязаны, хоть и кажутся взаимоисключающими, ведь в их основе лежит одна и та же идея. «Человек не бывает только садистом или только мазохистом; между активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса существуют постоянные колебания, и зачастую бывает трудно определить, какая из этих сторон действует в данный момент, но в обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены»18.
Понятия «судьбы» в авторитаризме рассматривается, как внешняя сила, от которой зависит жизнь человека и которой он следует с осознанием полной очевидности и необходимости подобного действия. Для авторитарного мышления свойственно убеждение, что существуют внешние силы, полностью влияющие на жизнь индивида, эти силы не зависят он него, лежат извне, они неконтролируемы и не поддаются изменениям извне.
3.2 Разрушительность
Следующий механизм бегства – разрушительность. Ей также присущ садомазохизм, но главное отличие в том, что цель данного механизма заключается в уничтожении. Здесь работает следующий принцип: можно избавиться от чувства собственного одиночества через разрушение всего мира вокруг.
Разрушительность можно разделить на два типа: реактивная, возникающая в ответ на внешнюю агрессию, и активная, скрывающаяся и накопленная внутри индивида, ждущая подходящего момента для проявления. Если причин для разрушительности нет, человека можно отнести к психически нездоровому, однако разрушительность может легко рационализироваться, как и в случае с садомазохизмом. При неудачной попытке найти объект реализации разрушительных стремлений человека, он может направить их на самого себя, что в свою очередь приведет к самоубийству. Источником этих негативных проявлений зачастую бывают скованность и беспокойство.