Файл: Реферат По дисциплине Философия (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема работы Проблема свободы в сочинении Эриха Фромма Бегство от свободы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изоляция не способствует, а блокирует процесс самореализации индивида, что связано с нехваткой уверенности. Фромм считает, что сила разрушительности, проявленная индивидом, пропорциональна степени его скованности, которая в свою очередь препятствует самореализации и проявлению различных способностей. «Мы имеем в виду не отдельные фрустрации того или иного инстинктивного влечения, а общую скованность, препятствующую спонтанному развитию человека и проявлению всех его чувственных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей. У жизни своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь».19

«Разрушительность - это результат непрожитой жизни».20 Когда возникают различные неблагоприятные для человека условия, индивидуальные или социальные, которые подавляют какие-либо аспекты его жизни, это порождает страсть к разрушению; разрушительные тенденции при этом направлены не только на других людей, но и на самого человека.

3.3 Конформизм (политика соглашательства и автоматика)

Конформизм также является механизмом, с помощью которого человек может подавить собственную индивидуальность.

Этот путь бегства от свободы предполагает отказ от самого себя, индивид при этом шаблонной личностью, которой его хочет видеть общество, он становится таким же, как остальные, подгоняет себя под стандарты, навязанные ему. Как результат, пропадает различие между собой и окружающим миром, что приводит к потере страха перед бессилием и одиночеством. «Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности».21

При анализе данного механизма, Фромм развивает идею о том, что существуют как минимум три психических акта—волевой импульс, мысль и чувств, которые на самом деле не принадлежат субъекту. Причиной этому становится такое явление, как псевдомышление, когда люди (которые нуждаются в обладании собственным мнением) отвечают достаточно уверенно на те или иные на вопросы из области, в которой их опыт и знание недостаточно широки. И делают они это не для самоутверждения или убеждения других в собственном знании, потому что они сами верят в уникальность своего мнения и суждений. Псевдомышление может быть логичным, обоснованным, может рационализироваться, однако такой процесс скорее иррационален, так лишь выдает себя за настоящий мотив действий. Данная мысль относится также к чувствам и желаниям, поскольку люди настолько долго носят маски, скрывающие их сущность, что со временем сами начинают верить в навязанные обществом стереотипы и стандарты. Важным является тот факт, что мысль есть результат собственного мышления и психической деятельности индивида. Притом само содержание мысли не имеет никакого значения, в отличие от ее самостоятельности. Рационализация


«Решающим моментом здесь является не то, что человек думает, а то, как его мысль возникла».22 В том случае, когда идея появляется, как результат самостоятельного мышления, она оригинальна в том смысле, что возникла, как результат активной психической деятельности человека.

То же самое справедливо и для желаний. В головах людей крепко поселилось убеждение, что если для реализации того или иного действия на них не повлияла никакая внешняя сила, то их решения- самостоятельные, и желания-собственные, не зависящие от стандартов, установок общества и влияния извне. Это огромная иллюзия, затягивающая всех людей, ведь по факту большой процент наших решений и желаний возникают под влиянием внешних факторов; но мы подсознательно убеждаем себя в их самостоятельности. Нам свойственно подстраиваться под окружающих под страхом одиночества, бессилия, изоляции и беспомощности.

«Наблюдая, как люди принимают решения, приходится поражаться тому, насколько они ошибаются, принимая за свое собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству долга или неприкрытому давлению. Начинает казаться, что собственное решение - это явление достаточно редкое, хотя индивидуальное решение и считается краеугольным камнем нашего общества».23

Замена желаний, чувств, результатов мышления часто приводит к замещению настоящей личности псевдоличностью. Псевдо- "я", в отличие от истинного, только исполняет роль, навязанную внешними факторами. Человек может исполнять различные роли, и в то же время быть полностью уверенным, что каждая из них- он сам. На практике же он играет каждую отдельную роль, сверяясь с тем, чего он него ждут окружающие, по его представлению; главная проблема заключается как раз в том, что у очень многих людей, истинная личность полностью подавлена псевдоличностью.

«Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивида в крайне неустойчивое положение. Превратившись в отражение чужих ожиданий, он в значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность в себе. Чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта потеря собственного "я", он вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе "я" из непрерывного признания и одобрения других людей».24

Роботизация индивида в усиливает неуверенность в себе, беспомощность и ощущение опасности современного человека. В результате он становится готов отдать свою свободу в чужие руки, подчиниться любой новой власти только ради ощущения уверенности и безопасности.



  1. Аспекты свободы для современного человека.

Несмотря на то, что человек избавился от своих врагов, лишающих его свободы, появляются новые факторы, в основном внутренние, которые блокируют реализацию личности. Мы считаем очень достойным то, что в образ жизни отдельного человека не зависит от власти, но не берем во внимание общественное мнение, которому подчиняемся, установки и ограничения, в которые себя вгоняем; все они обладают такой силой, потому что мы подгоняем себя под ожидания остальных, мы боимся отличиться, быть не такими. Мы настолько ослеплены свободой от внешних сил, и, что не можем разглядеть своей неуверенности и внутренних страхов, которые мешают нам самореализовать себя и достичь истинной.

Хотя человек достиг замечательных успехов в господстве над природой, общество оказалось не в состоянии управлять теми силами, которые само же и породило. «Рациональность системы производства в технологическом аспекте уживается с иррациональностью той же системы в аспекте социальном. Людьми управляют экономические кризисы, безработица, войны»25. Кажется, будто человек действует в соответствии со своими интересами; на самом же деле его целостная личность, со всеми ее возможностями, превратилась в орудие, служащее целям машины, которую он построил собственными руками. Человек тешится иллюзией, будто он является центром мира, но при этом он проникнут тем же гнетущим чувством ничтожности и бессилия, какое его предки испытывали перед богом, осознавая это чувство.
Неуверенность индивида, его чувство опасности вокруг возникает из-за незначительности его роли предпринимателя, служащего, работника, а также потребителя. Человек уже не имеет такого важного значения в общей массе, которая легко может его заменить. Теперь, когда вокруг тысячи предпринимателей, готовых предложить такой же или даже лучший товар, работников, которые могут предоставить свои услуги взамен ушедшему кадру, когда потребитель, как отдельный человек ничего не значит, а важен только как маленькая составляющая общей массы, индивид боится, что его легко могут заменить, и что на самом деле его качества присущи тысячам человек вокруг, он бежит, ищет убежище. Человек перестал чувствовать собственную важность: важность выбора, качеств, важность существования- он стал лишь играть роль, приписанную ему, ведь так становится проще не думать о том, что тебя может ожидать, откажись ты от установок, навязанных обществом.


Чувства изоляции и беспомощности еще более усиливаются новым характером человеческих взаимоотношений. Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек используется как средство. «Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка».26

Индивид стал еще более одинок; стал инструментом в руках подавляюще превосходящих сил. Некоторые факторы помогали ему справиться с внешним проявлением его внутренней неуверенности. Прежде всего его "я" могло опереться на обладание какой-то собственностью, затем на престиж и власть. Для тех, у кого не было ни собственности, ни социального престижа, источником личного престижа становилась семья. Таким образом индивид мог ощутить, что он "кто-то".

Человек не осознает чувство изоляции и бессилия, прячет его под рутиной своих повседневных дел, под признанием, которое он находит в личных или общественных связях, под деловым успехом и целым рядом. «Одиночество, страх и потерянность остаются; люди не могут терпеть их вечно. Они не могут без конца влачить бремя "свободы от"; если они не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться от свободы вообще».27

  1. Свобода в спонтанности

Итак, главной причиной бегства является то, что индивид не в состоянии вынести изоляцию. Как изолированное существо он крайне беспомощен перед внешним миром, вызывающим у него страх; из-за этой изоляции для него разрушилось единство мира, и он потерял всякую ориентацию. В результате его одолевают сомнения: он сомневается в себе самом, в смысле жизни, а в конечном итоге - в любом руководящем принципе собственного поведения. Беспомощность и сомнения парализуют жизнь, и, чтобы жить, человек старается избавиться от своей негативной свободы.

Бегство от свободы не восстанавливает его утраченной уверенности, а лишь помогает ему забыть, что он отдельное существо. Он приобретает новую, хрупкую уверенность, пожертвовав целостностью своего индивидуального "я". Он отказывается от своей личности, потому что не может вынести одиночества. Таким образом, "свобода от" приносит ему новое рабство.

«Процесс развития свободы - не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством. Эту свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой. Личность может быть реализована одними только усилиями интеллекта».
28

Однако реализация своего "я" достигается не только усилиями мышления, но и путем активного проявления всех его эмоциональных возможностей. Эти возможности есть в каждом человеке, но они становятся реальными лишь в той мере, в какой они проявляются. Иными словами, позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека.

Спонтанная активность - это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte - по собственному побуждению. Здесь речь идет о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле. Предпосылкой такой спонтанности являются признание целостной личности, ликвидация разрыва между "разумом" и "натурой", потому что спонтанная активность возможна лишь в том случае, если человек не подавляет существенную часть своей личности, если разные сферы его жизни слились в единое целое.

«Спонтанная активность - это единственный способ, которым человек может преодолеть страх одиночества, не отказываясь от полноты своего "я", ибо спонтанная реализация его сущности снова объединяет его с миром - с людьми, природой и самим собой». 29

«Личность сильна постольку, поскольку она активна».30 Обладание чем бы то ни было силы не дает, идет ли речь о материальных ценностях или о психических способностях к чувству или мысли. Присвоение неких объектов, манипулирование ими тоже не усиливают личность; если мы что-то используем, оно не становится нашим только потому, что мы его используем. Наше - только то, с чем мы подлинно связаны своей творческой деятельностью, будь то другой человек или неодушевленный объект. Только качества, которые вытекают из нашей спонтанной активности, придают личности силу и тем самым формируют основу ее полноценности. Неспособность действовать спонтанно, выражать свои подлинные мысли и чувства и вытекающая из этого необходимость выступать перед другими и перед самим собой в какой-то роли - под маской псевдоличности - вот в чем источник чувства слабости и неполноценности.

«Позитивная свобода как реализация личности подразумевает безоговорочное признание уникальности индивида. Она также предполагает и то, что человек является центром и целью своей жизни; что развитие его индивидуальности, реализация его личности - это высшая цель, которая не может быть подчинена другим, якобы более достойным целям».