ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемная ситуация № 16
На какую величину изменится МОД, если в покое ЧД было равно 20 в минуту, ДО — 600 мл, а при физической работе ЧД увеличилось вдвое, ДО — на 300 мл.
Ответ:
МОД в покое = ДО * ЧДД = 600 мл *20 = 12000 мл.
При работе МОД= (600+300) * (20*2) = 35000 мл.
Показатели в покое соответствуют нормативам здорового взрослого мужчины. Это спортсмен, поскольку при выполнении физической работы увеличился и ДО, и ЧДД. Если бы сердце было человека, не занимающегося систематически физической нагрузкой, по после тренировки наблюдалось увеличение МОД только за счет ЧДД.
Проблемная ситуация № 17
Три человека одинакового возраста и телосложения участвуют в беге на 1000 м. В конце дистанции МВЛ у первого составляла 120 000 мл, у второго — 120 000 мл, у третьего — 60 000 мл. Частота дыхания равна соответственно 40, 80 и 40 в минуту. Какой, по вашему мнению, бегун наиболее тренирован и почему?
Ответ: МОД в покое = ДО * ЧДД = 600 мл *20 = 12000 мл.
При работе МОД= (600+300)* (20*2)= 35000 мл.
Показатели в покое соответствуют нормативам здорового взрослого мужчины. Это спортсмен, поскольку при выполнении физической работы увеличился и ДО, и ЧДД. Если бы сердце было человека, не занимающегося систематически физической нагрузкой, по после тренировки наблюдалось увеличение МОД только за счет ЧДД.
Проблемная ситуация № 18
При подготовке к серьезным соревнованиям спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2–3 км над уровнем моря) в течение месяца и больше. Во время разминок, даже в теплое время года, спортсмены одевают утепленные костюмы (греют мышцы). Крайне редко бывают «нарушители», которые дополнительно используют фармакологический препарат, содержащий гормон для усиления физиологического эффекта тренировок в горах.
Вопросы:
1.Что дают тренировки в условиях высокогорья?
2.Зачем надо разогревать мышцы?
3.О каком гормоне идет речь и в чем его физиологическое значение?
4.Какой показатель крови может измениться при длительном пребывании в условиях высокогорья с отрицательным значением для организма?
Ответ:
1. Тренировки в горах повышают кислородную емкость крови за счет усиления эритропоэза, который стимулируется эритропоэтином. Продукция эритропоэтина усиливается при гипоксии почечной ткани. Гипоксия всех тканей, и почечной в том числе, развивается в результате изменения газообмена между альвеолярным воздухом и кровью (снижение парциального давления О, и СО2 в альвеолярном воздухе при дыхании в условиях пониженного атмосферного давления).
2. Тепло, продуцируемое при сокращении скелетных мышц, усиливает диссоциацию оксигемоглобина для лучшего обеспечения мышц кислородом. Спортсмены стараются лучше и дольше сохранить тепло с помощью теплой одежды, чтобы улучшить оксигенацию мышц.
3. Речь идет о эритропоэтине, который усиливает эритропоэз в красном костном мозге для увеличения кислородной емкости легких.
4. Увеличение количества форменных элементов в крови, в данном случае увеличение содержания эритроцитов, повышает вязкость крови, что негативно сказывается на гемодинамике.
Проблемная ситуация № 19
Тренировочная нагрузка в виде бега на дистанцию 800 м выполняется двумя здоровыми мужчинами. Один из них — спортсмен, другой спортом не занимается. За счет чего изменится МОК у спортсмена и нетренированного человека?
Ответ:
1. У здорового человека средних лет и нормостенического телосложения, который занимается физическим трудом, верхушечный толчок опреляется слева в 5-ом межреберье по среднеключичной линии. Как Вы расцениваете этот факт?
(ответ: это физиологическая гипертрофия левого желудочка)
2. У человека, страдающего сердечным заболеваением, при выслушивании тонов сердца выявлено отсутствие 1-го тона на верхушке сердца. С помощью приборов вместо 1-го тона в области верхушки и над митральным клапаном сердца зафиксирован грубый шум. Что может быть причиной такого явления?
(ответ: прежде всего можно думать о недостаточности митрального клапана)
3. При обследовании человека, страдающего сердечным заболеванием, отмечено резкое ослабления 2-го тона на аорте. С чем это может быть связано чаще всего?
(ответ: с недостаточностью аортальных клапанов)
4. При профосмотре работников рыбокомбината у рабочей цеха укладки аускультативно выявлено ослабление 1-го тона и систолический шум на верхушке. С изменением какой анатомической структуры сердца могут быть связаны данные нарушения? Как при этом изменится гемодинамика?
(ответ: 1-й тон обусловлен, главным образом, захлопыванием атриовентрикулярных клапанов; ослабление его на верхушке свидетельствует о неполном закрытии митрального клапана; в результате во время систолы кровь частично возвращается в левое предсердие, что и обуславливает появление систолического шума.)
1. На ЭКГ отмечено раздвоение зубца R. О чем это свидетельствует?
(ответ: возбуждение желудочков сердца возникает синхронно, поэтому зубец R в норме слитный. Если он раздвоен, это свидетельствует о том, что возбуждение в одном желудочке запаздывает по сравнению с другим, что говорит о замедлении проведения возбуждения по одной из ножек пучка Гиса.)
Проблемная ситуация № 20
При выполнении физической нагрузки на велоэргометре сердечный выброс (УОК) у обследуемого увеличился на 20 %, а ЧСС — на 100 %. Как можно оценить гемодинамическую реакцию пациента на физическую нагрузку, и с чем она может быть связана?
Ответ: Реакция пациента на физическую нагрузку адекватна, однако свидетельствует о недостаточной физической тренированности. У физически подготовленных субъектов прирост МОК на физическую нагрузку происходит, как правило, за счет примерно одинакового прироста УОК и ЧСС.
Проблемная ситуация № 21
У обследуемого спортсмена в состоянии оперативного покоя зарегистрированы: ЧСС — 60 уд/мин, МОК — 6 л/мин. При выполнении физической нагрузки на велоэргометре сердечный выброс (УОК) у этого обследуемого увеличился на 40 %, а ЧСС — на 50 %. Чему равен МОК у обследуемого при выполнении работы на велоэргометре?
Ответ
Реакция пациента на физическую нагрузку адекватна, однако свидетельствует о недостаточной физической тренированности. У физически подготовленных субъектов прирост МОК на физическую нагрузку происходит, как правило, за счет примерно одинакового прироста УОК и ЧСС.
Проблемная ситуация № 22
У здорового человека при физической нагрузке умеренно повысилось систолическое и несколько снизилось диастолическое кровяное давление. Каков механизм этого явления?
Ответ:
При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом: увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови; повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов; ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови. У тренированных людей количество эритроцитов (красные кровяные тельца) с 4,5-5 млн. в 1 мм3 крови до 6 млн. Эритроциты – переносчики кислорода, поэтому при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам. У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов – белых кровяных телец. Лимфоциты вырабатывают вещества, которые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в организме. Увеличение количества лимфоцитов – одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются защитные силы организма, повышается устойчивость организма против инфекции. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже болеют, а если заболевают, то в большинстве случаев легче переносят инфекционные болезни
Проблемная ситуация № 23
Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10 лет проводят перед телевизором около 6 ч в сутки и около 25 ч в неделю. Программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций,
кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Задание: объясните, какие действия и в какой последовательности следует предпринять, чтобы реализовать программно-целевой принцип оздоровительной тренировки при работе с детьми.
Ответ:
Основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки, разработанные нами, являются:
• принцип доступности;
• принцип «не навреди»;
• принцип биологической целесообразности;
• программно-целевой принцип;
• принцип половозрастных различий;
• принцип индивидуализации;
• принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека;
• принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека;
• принцип интеграции;
• принцип красоты и эстетической целесообразности.
Проблемная ситуация № 24
Составить программу «Урока здоровья» (с направленностью на формирование основ ЗОЖ) для обучающихся 1-4 классов
Ответ:
Цели урока:
Образовательная: обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни; проектировать поведенческие навыки
в различных жизненных ситуациях;
Развивающая: развивать у учащихся познавательный
интерес к способам восстановления и
сохранения здоровья человека
Воспитательная: способствовать воспитанию сознательной потребности в сохранении здоровья.
Задачи урока:
• Воссоздать правила поведения человека для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
• Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность для укрепления и сохранения собственного здоровья: физического и духовного;
• Создавать объективную основу для воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, влияющие на него негативно;
- знание правил здорового образа жизни.
Метапредметные:
- понимание учебной задачи урока, стремление её выполнить;
- оценка достижений на уроке;
- структурирование материала с помощью схемы (кластера);
- работа в парах.