Файл: московский финансовопромышленный университет синергия Факультет Электронного обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помещение для сеансов психологической разгрузки, консультирования должно быть оформлено особым образом. Три стены -две боковые и передняя – расписаны, задняя стена выполнена в виде массивной шторы темно-зеленого цвета. В кабинете установлено в три ряда 12 кресел. Обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками и мягкими подлокотниками. Стены кабинета двойные. Наружные стены облегченные, представляют собой подрамники, на которые натянут живописный холст.

К росписи предъявляются определенные требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не проступала фактура ткани. Рисунок выполняется тщательно, в сочной, колоритной манере, матовыми красками, не отражающими свет. Роспись может быть выполнена и на стенах. Ее назначение – формирование эмоционального состояния покоя и отдыха.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию перспективы, «стереоскопический эффект», что очень важно при ограниченных габаритах помещений. Потолок и стены не должны «давить» и создавать угнетающее впечатление. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, изображена спокойная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившейся к воде ветвями ивой. Плавная закругленная линия переходит на боковые стены и постепенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, усиливая стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение.

На росписи не должно быть следов деятельности человека: изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать нежелательные ассоциации. Следует иметь в виду, что следы разрушений (срубленные деревья, заброшенные дома и т.п.) провоцируют негативные эмоции. В цветовой гамме исключены фиолетовый, черный и коричневый цвета, ограничено использование красного, оранжевого, желтого цветов, возбуждающих нервную систему.

Изображение зеленой травы и кустарников выполняется с минимальным содержанием холодных тонов. Пространство между внутренней и наружной сторонами стен – около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. Потолок также двойной в виде полусферы, имитирующей небо.


Настенная роспись освещается светильниками, установленными над шторой задней стенки. Они снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне-вечерний, дневной и ночной свет.

Если в оучреждении работают несколько психологов, они могут выполнять по отношению к деятельности друг друга супервизорские функции. Это гораздо удобнее делать, имея в помещении для тренингов и консультаций завуалированное окно со стеклом Гезелла (для наблюдения за клиентом или психологом без ощущения им присутствия третьего лица).

В рабочем кабинете практического психолога должны содержаться следующие блоки: (концепция кабинета практического психолога):

  • документация, планирующая его деятельность;

  • документация, отражающая итоги психодиагностических исследований;

  • программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-развивающей работы психолога;

  • программное и инструментальное обеспечение релаксационных, тонизирующих и других тренингов;

  • компьютерные базы данных о методах психологической диагностики, коррекции, профилактики и консультирования;

  • компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

  • компьютерные базы данных о психологических центрах Российской Федерации;

  • Интернет-обеспечение;

  • библиотека, картотека, видеотека.

Основной принцип оформления кабинета психолога - его функциональность, поэтому здесь должны быть представлены все рабочие зоны специалиста. Так, для дошкольных учреждений можно выделить три основные рабочие зоны кабинета.

3. Номенклатура дел, создаваемых в процессе работы психолога организации
Половину своего рабочего времени педагог-психолог занимается методической работой. Это регламентировано инструктивным письмом «Об использовании рабочего времени педагога — психолога образовательного учреждения» от 24.12.2001 №29/1886-6. В нём же прописан перечень выполняемых работ.

Перечень видов методической работы педагога-психолога образовательного учреждения:

  • подготовка к индивидуальным и групповым занятиям,

  • написание программ;

  • анализ и обобщение полученных результатов;

  • подготовка к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями;

  • организационно-методическая деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)


Но вся проделанная работа педагогом-психологом должна быть документально оформлена, так как она отражает результат деятельности для администрации и проверяющих органов.

Для систематизации документации психолога необходимо составить номенклатуру дел. Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел. Сам лист «Номенклатура дел» подписывается руководителем ДОУ. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года.

Таблица 1 – Номенклатура дел педагога-психолога образовательного учреждения

Индекс дела

Наименование дела

Срок хранения

Примечание

1

2

3

4

00-01

Нормативно-правовая документация

Постоянно

До замены новыми

00-02

Организационно-методическая документация (график работы, циклограмма работы, годовой план, план по самообразованию,паспорт кабинета, журналы учёта видов работ).

5 лет




00-03

Отчётная документация (аналитический отчёт за учебный год, аналитические справки, отчёты).

5 лет




00-04

Работа с педагогами (конспекты семинаров,тренингов, консультаций, мастер-классов).

Постоянно




00-05

Работа с родителями (конспекты родительских собраний, семинаров, тренингов, мастер-классов, консультаций).

Постоянно




00-06

Наглядная информация для родителей (стендовая информация, памятки, листовки и т.д.)

Постоянно




00-07

Материалы ППк ОУ (копии приказа, положения, плана работы, графика заседаний, графика работы специалистов, бланки).

Постоянно




00-08

Личные дела воспитанников по группам (карта психического развития , протоколы диагностик, характеристики, заключения).

Постоянно




00-09

Карты развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Постоянно




00-10

Диагностический инструментарий (методики, бланки протоколов к методикам).

Постоянно




00-11

Программы (рабочие программы, программы дополнительного образования)

Постоянно




00-12

Портфолио педагога-психолога (грамоты, дипломы, сертификаты, справки об участие в мероприятиях на разных уровнях и т.д.)

Постоянно





4. Методы психологической диагностики, применяемыми в различных организациях
Психологическая диагностика персонала организации занимает в организационной психологии одно из центральных мест. При этом цели психологической диагностики могут быть самыми разнообразными. В самом общем понимании, основная цель здесь заключается в том, чтобы получить как можно больше информации о том, какие психические свойства работающих в данной организации сотрудников, так или иначе могут оказывать влияние на эффективность выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Среди всего многообразия используемых для психологической диагностики персонала методов можно выделить две основные группы способов получения информации, каждая из которых имеет свои собственные преимущества друг перед другом, а значит, вполне эффективно друг друга дополняют.

Первая группа способов основана на использовании разного рода тестовых методик, позволяющих психологу оценить уровень выраженности тех или иных психических особенностей человека, которые в той или иной степени могут быть связаны с успешностью выполнения им своей профессиональной деятельности. Условно, этот подход можно обозначить как "объективный", поскольку большинство используемых тестовых методик позволяют получить действительно объективную информацию о свойственных данному человеку индивидуально-психологических особенностях. Объективность результатов диагностики обеспечивается здесь за счет стандартизации стимульного материала, унификации процедуры проведения тестирования, и числовой обработки получаемых данных.

Вторая группа способов предполагает использование таких диагностических методов как беседа и интервью. Такой подход определяется как «субъективный» подход, поскольку здесь информация интерпретируется на основе субъективных позиций самого психолога, проводящего интервью. Отметим, что использование подобных методов позволяет получить такую информацию, которую невозможно получить с помощью тестовых методик. Прежде всего это касается умения человека правильно держаться в соответствующих ситуациях, его возможности ясно излагать свои мысли в устной форме, способности логически аргументировать свою позицию и т.п.

Разберем подробнее каждую из данных групп методов.


Основной задачей применения тестовых методик при диагностике персонала организации является выявление уровня выраженности ряда индивидуальио-психологических особенностей. В первую очередь сюда можно отнести характерологические и интеллектуальные особенности личности человека. Отметим, что для диагностики данных характеристик могут быть использованы как универсальные методики, рассчитанные на использование в самых разных областях практической психодиагностики, так и методики, разработанные специально для выявления взаимосвязей этих характеристик с особенностями профессиональной деятельности. Именно эти методики отражают основное содержание отдельной области практической психодиагностики, которая получила название «профессиональная психодиагностика».

Среди наиболее традиционных тестовых методик профессиональной психодиагностики, связанных с оценкой характерологических особенностей личности, в первую очередь необходимо рассмотреть методику Д. Голланда и опросник Э. Майерс и К. Бриггс.

Опросник Д. Голланда построен на поиске соответствия между типом личности и типом профессионального окружения. Д. Голланд считает, что максимально соответствие данных характеристик создает наиболее оптимальные условия для эффективной профессиональной деятельности человека. Он выделяет шесть типов личности и профессионального окружения, куда входят: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный типы.

Каждый тип личности обладает собственными психологическими особенностями и поэтому люди со сходным типом личности формируют соответствующий тип профессионального окружения и доминируют в нем. Помимо этого, содержание типа профессионального окружения включает в себя определенную специфику той профессиональной деятельности, которая характерна для данного окружения. Противоположными по своему содержанию Д. Голланд считает следующие профессиональные типы: реалистический – социальный, исследовательский – предпринимательский, артистический – конвенциональный. В том случае, если тип личности противоположен типу профессионального окружения, то, находясь на работе, человек будет постоянно испытывать чувство внутреннего дискомфорта, а его профессиональная деятельность будет малоэффективна.

Отметим, что использование данной методики в целях профессиональной диагностики персонала, в первую очередь, обязательно предполагает достаточно четкое отнесение специфики деятельности всей организации или отдельных ее подразделений к определенному типу профессионального окружения. Это позволит более точно выявить степень соответствия типа личности человека и типа профессионального окружения.