ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный перечень дел не носит исчерпывающего характера, поскольку согласно ч. 2 ст. 262 ГПК РФ федеральным законом к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Самой распространенной в судебной практике категорией дел особого производства являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
37. Процессуальные особенности рассмотрения дел особого производства.
Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства закреплен в ст.263 ГПК РФ.
В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства положены общие правила искового производства. Поскольку дела особого производства имеют существенную специфику, то производство по каждому из них образует некий синтез общих правил гражданского судопроизводства, правил, свойственных особому производству в целом, а так же правил, характерных исключительно данной категории дел. Специфика производства по каждой категории дел в отдельности регулируется путем установления к общему порядку рассмотрения дел определенных процессуальных изъятий и дополнений.
В особом производстве действуют многие положения, относящиеся к исковому производству. Общими являются требования, предъявляемые к порядку возбуждения дела и его подготовке, судебному разбирательству, доказательствам и доказыванию, выносимому по делу решению, а также пересмотру состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке и т. д.
Вместе с тем то обстоятельство, что в особом производстве не рассматривается спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, а также отсутствуют стороны, позволяет выделить ряд общих процессуальных особенностей, характеризующих порядок рассмотрения дел особого производства и отличающих их от искового производства:
1) процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам;
2) поскольку возбуждение дела в порядке особого производства осуществляется путем подачи заявления, то отсутствуют и процессуальные институты, неразрывно связанные с иском. В частности, в особом производстве не могут иметь место отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования, выход за пределы заявленного требования;
исключается совершение процессуальных действий, имеющих целью обеспечение иска, предъявление встречного иска и др. Отказ от заявления, а в отдельных случаях изменение его предмета или основания (например, дела об ограничении дееспособности гражданина, признании недееспособным или ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своим доходами) следует рассматривать как распоряжение только процессуальным правом;
3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица. В содержательном плане собирательное понятие «заинтересованные лица» охватывает всех лиц, права и законные интересы которых в той или иной степени будут затронуты состоявшимся по делу судебным решением (например, гражданин, признаваемый ограниченно дееспособным или недееспособным; орган социальной защиты по делам об установлении факта нахождения на иждивении; нотариус по делам об отказе в совершении нотариальных действий и др.);
4) правом обращения в суд по указанным делам, как правило, обладает ограниченный круг лиц, в то время как в исковом производстве возбудить дело может любое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы предположительно нарушены. Круг потенциальных заявителей по отдельным категориям дел очерчивается либо путем указания в заявлении цели обращения в суд (например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение), либо посредством определения исчерпывающего перечня лиц, по заявлению которых может быть начато дело (например, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами);
5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ). После оставления заявления без рассмотрения заинтересованное лицо вправе, обратиться в суд за разрешением возникшего спора в порядке искового производства. Исключение составляют дела об ограничении дееспособности гражданина, признании недееспособным или ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами, поскольку первоначально необходимо определить правовой статус гражданина, а затем уже разрешать спор о субъективном материальном праве.
Важная гарантия правильного рассмотрения дел особого производства – участие в них прокурора. В силу прямого указания закона его участие обязательно в случаях, предусмотренных ст. 273, ч. 3 ст. 278, ст. 284, 288, ч. 2 ст. 304 ГПК РФ.
По отдельным категориям дел особого производства установлены специальные правила подсудности. Так, заявление об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, эмансипированным подается в суд по месту его жительства (ст. 287 ГПК РФ). Заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации – по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин (ст. 302 ГПК РФ).
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Факт, имеющий юридическое значение, – событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.
В ст.264 ГПК РФ приведен примерный перечень фактов, устанавливаемых в порядке особого производства.
Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;2) факта нахождения на иждивении;3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;9) факта принятия наследства и места открытия наследства;10) других имеющих юридическое значение фактов.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГК РФ).
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию (ст. 268 ГК РФ).
38. Апелляционное производство по пересмотру решений (определений первой инстанции (объекты и субъекты апелляционного обжалования, порядок).
1. Сущность и отличительные признаки стадии апелляции в гражданском процессе.
2. Объекты и субъекты апелляционного обжалования.
3. Порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
1.
Осуществленная Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 353-ФЗ) судебная реформа завершила процесс унификации процедур проверки судебных постановлений, не вступивших в законную силу. Такие постановления теперь пересматриваются в порядке апелляционного производства. Существовавшее до 2012 г. для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений апелляционное и кассационное производство фактически представляло собой две разновидности апелляционного производства.
Реформа апелляционного производства коснулась нескольких моментов: собственно унификации процедур проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений; расширения круга субъектов, наделенных правом подачи апелляционной жалобы; увеличения сроков для подачи апелляционной жалобы (представления); изменения правил представления новых доказательств и пределов рассмотрения дела в апелляционной инстанции и некоторых других.
Некоторым образцом для сравнения может выступать и апелляционное производство в арбитражном процессе, контуры которого во многом совпадают с новым апелляционном производством в гражданском процессе.
Принятые изменения явились самыми масштабными с момента принятия Гражданского процессуального кодекса в РФ в 2002г. Значительному реформированию подверглась система пересмотра судебных актов. Напомним, что до внесения соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ в порядке апелляционного производства пересмотру подлежали только решения мировых судей. Для всех же остальных судебных постановлений, не вступивших в законную силу, был установлен кассационный порядок обжалования. Вступившие в законную силу судебные акты подлежали пересмотру только в порядке надзора.
Одним из наиболее существенных нововведений Закона N 353-ФЗ стало установление единого апелляционного способа обжалования всех судебных постановлений, не вступивших в законную силу. Таким образом, была упразднена система обжалования не вступивших в законную силу судебных актов, предусматривавшая два различных порядка обжалования в суд второй инстанции: апелляционное производство для решений и определений мировых судей и кассационное производство для решений и определений других судов, принятых по первой инстанции. Произведенные изменения явились результатом обоснованных критических замечаний, высказываемых в научной литературе в отношении возможности и целесообразности сосуществования различных способов обжалования не вступивших в законную силу судебных актов. Так, в частности, указывалось, что такая модель не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, закрепленному в статье 19 Конституции РФ. Другим доводом послужило то, что апелляционный и кассационный способы обжалования не вступивших в законную силу судебных актов во многом дублируют друг друга. Это проявлялось в общности стоящих перед апелляционной и кассационной инстанциями задач, объектов, субъектов обжалования и самого порядка судопроизводства. В связи с этим отмечалось, что в ГПК РФ одновременно существовали две апелляционные инстанции: апелляционное производство по пересмотру решений мировых судей представляло собой классическую полную апелляцию, а кассационное производство по пересмотру не вступивших в силу решений федеральных судов - неполную апелляцию. Деление апелляции на два типа - полную и неполную - является традиционным в теории гражданского процессуального права. Под неполной апелляцией принято понимать пересмотр судебного акта по имеющимся в деле доказательствам, при котором ссылки на новые доказательства ограничены; также при неполной апелляции суд в установленных законом случаях имеет право направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полная апелляция характеризуется отсутствием ограничений по представлению новых доказательств в суд второй инстанции и полным запретом направления дела на новое рассмотрение. При полной апелляции суд в первую очередь осуществляет новое рассмотрение дела и лишь затем проверяет законность и обоснованность решения нижестоящего суда. Поправки к Гражданскому процессуальному кодексу РФ фактически полностью изменили механизм обжалования судебных постановлений в гражданском судопроизводстве. Так, сформировалась единая четырехзвенная система движения гражданского дела в суде общей юрисдикции. Решение, вынесенное судом первой инстанции и не вступившее в законную силу, теперь может быть обжаловано только в апелляционной инстанции вышестоящего суда. По результатам рассмотрения дела по жалобе выносится апелляционное определение, которое вступает в силу со дня его принятия.