Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русская литература XIX века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля: В 2 ч. – Ч. 2. Издание 3-е. – М., Московский Лицей, 2006.

Автор концепции, составитель, научный руководитель – Сергей Анатольевич Громов
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Детство. Лицей (1811—1817)

«К другу стихотворцу» (1814), «Рассудок и любовь» (1814), «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К Батюшкову» (1814), «Красавице, которая нюхала табак» (1814), «Угрю­мых тройка есть певцов...» (1815), «Лицинию» (1815), «Пробужде­ние» (1816), «Певец» (1816), «Элегия» («Я думал, что любовь угасла навсегда» (1816).
Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 го­да в Москве, в сердце России. Несмотря на то что в дальнейшем Пушкин в основном будет жить в столице, к Москве всегда бу­дут возвращаться его мысли:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Здесь, в Москве, он будет читать друзьям «Бориса Годунова», иметь значительный разговор с Николаем I, встретит свою неве­сту и обвенчается с ней. А пока в Москве проходит его детство. Это детство не было безоблачным. Бабушкина и нянина ласка не могла заменить материнской: ребенок не мог не чувствовать про­хладного отношения матери, предпочитавшей неповоротливому и молчаливому Александру (таков был в раннем детстве наш стремительный Пушкин) младшего Левушку. Господство фран­цузского языка в семье обусловило выбор книг для чтения: по воспоминаниям брата Пушкина, «ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Это были не только французские классики XVII—XVIII веков, но и произведения мировой литературы во французских переводах. Первые литературные опыты поэта тоже были на французском; не случайно за свободное владение этим языком Пушкин полу­чит в Лицее прозвище Француз.

Стихия русской речи, приходив­шая от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой, была мощным источником формирования души, взглядов на мир и его красоту: сказки, пословицы, по­говорки пронизывали атмосферу дет­ства Пушкина.

Русскую литературу юный Пуш­кин узнавал, так сказать, «домашним образом»: писал стихи его отец Сергей Львович, а его дядя Василий Львович Пушкин был известным в свое время поэтом, и в родном доме Александра нередки были писательские собрания. В 1811 году именно дядя-поэт повезет


Пушкина в столицу: недалеко от Петербурга, в Царском Селе, открывался лицей, куда родители определили сына. В.Л. Пушкин ехал в Пе­тербург не только определить племянника в лицей, но намере­вался в столице напечатать брошюру против беседчиков. Так что юный Пушкин воспринял самые, пожалуй, жаркие литературно-критические баталии в русской литературе начала XIX века тоже «домашним образом» и позднее не случайно стал арзамасцем.

Дом, как бы ни был он неуютен, — это не только семья, это еще и память рода. «Род Пушкиных мятежный» и род Ганниба­лов, ведущий свое начало в России от «арапа Петра Великого», играли не последнюю роль в русской истории: их потомок хоро­шо это помнил и через замечательное родство острее осознавал собственное предназначение.

Царскосельский лицей, сыгравший столь значительную роль в истории русской культуры, вначале замышлялся как место обу­чения великих князей, братьев Александра I. Их возраст — Ни­колая (1796 г. р.) и Михаила (1798 г. р.) — обусловил возрастной подбор будущих соучеников. Потом идея совместного обучения отпаяа, но этот примерный возраст для поступления в лицей был сохранен. Лицей был привилегированным закрытым учебным за­ведением. Влиятельные знакомства отца обеспечили Пушкину поступление в лицей. Греческое слово «лицей» появилось в Рос­сии не случайно: античностью была пропитана русская культура начала XIX века. День официального открытия лицея — 19 октября 1811 года — навсегда станет задушевным праздником для первых выпускников, эта дата будет объединять и согревать их до самой смерти.

Устав лицея, разработанный Сперанским1, отличался пест­рым энциклопедизмом и преобладанием гуманитарных дисцип­лин — это учебное заведение призвано было готовить образован­ных государственных деятелей, способных осуществить рефор­мы, в близость которых верили Сперанский и его соратники. Пе­речислим бегло лицейские предметы: Закон Божий, священная история, логика, математика, механика, физика, история, геогра­фия, мифология, право, политическая экономия, словесность, сочинения, русский язык, языки латинский, немецкий, француз­ский, английский, итальянский, музыка, рисование, танцы, фех­тование, верховая езда, действия ружьем. У каждого учащегося — свой перечень наук в аттестате: учителя не стесняли детей в на­клонностях. В памяти лицеистов остался преподаватель Куни­цын2. Он воспитывал в своих питомцах понятия чести, человече­ского достоинства, патриотизма.


Вы помните: когда возник лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием средь царственных гостей.

Это вспомнит Пушкин незадолго до своей смерти. «Чертог царицын», упомянутый здесь, — это Екатерининский дворец, во флигеле которого и был размещен лицей. А незабываемая речь Куницына — обращение к лицеистам с призывом служить Родине.

Для того чтобы исключить возможные негативные семейные влияния, лицеистов не отпускали на каникулы. Их учебная на­грузка была достаточно серьезной, они были заняты в течение всего дня. В лицее, где преобладали гуманитарные интересы, издавались рукописные журналы, ставились спектакли. Первым поэтом, между прочим, сначала считался Илличевский3 и только потом Пушкин.

Пушкин нашел в лицее благоприятную для развития его та­ланта атмосферу дружелюбия, уюта, открытости. Имена Пущина, Дельвига, Кюхельбекера отныне не уйдут со страниц его творе­ний: общительный, отзывчивый, горячий, Пушкин нуждался в дружбе, и это чувство прославлено им как никем. Он будет помо­гать ссыльному Кюхельбекеру, после кончины Дельвига почувст­вует приближение своей смерти, на смертном одре он вспомнит Пущина... Здесь, в лицее, многое было впервые: «первый друг» (Пущин), первая влюбленность (Е. Бакунина), первая слава...

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было опубликова­но стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». А в январе 1815 года произошло еще одно событие. На очередной экзамен лицеистов был приглашен Г.Р. Державин. Экзамен шел долго, Державин устал, но он буквально встрепенулся, когда услышал:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес...

Это лицеист Пушкин начал читать свои «Воспоминания в Цар­ском Селе». После экзамена Державин хотел увидеть и обнять юного поэта. «Меня искали, но не нашли», — вспоминал Пуш­кин об этом волнующем, многозначительном дне своей жизни, когда он после экзамена от радости и смущения спрятался.

Какие же «воспоминания» могли быть у 15-летнего подростка? По­чему это стихотворение так привлекло Державина? Начало его — раз­вернутая картина Царскосельского парка, описание его памятников:

Здесь каждый шаг в душе рождает

Воспоминанья прежних лет...

Век Екатерины был временем блестящих побед русского оружия, и в память об этом в парке были сооружены Чесменская колонна («над твердой, мшистою скалой // Вознесся памятник...») в честь битвы с ту­рецкими войсками в портовом городе Чесма в 1770 году, и «памятник простой» среди «угрюмых сосен» — в честь Кагульской победы (при ре­ке Кагул над тем же противником в том же 1770 году). Обходя эти и дру­гие памятники, замышлявшиеся их создателями как Пантеон «доброде­тели», юный поэт преисполнен патриотической гордости. Сходным об­разом было построено стихотворение Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» (1814), пафос пушкинской оды близок стихотворению Жу­ковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Жуковский и упомя­нут в стихотворении Пушкина как «скальд (то есть певец) России вдох­новенный». Глубина и сила мыслей и чувств «Воспоминаний в Царском Селе» воскрешает в памяти оды Державина. И события 1812 года, ког­да «восстал и стар, и млад», еще не нашедшие воплощения в памятни­ках этого парка, тоже прославлены в стихотворении. Пушкин знал о них не понаслышке. Лицеисты с замиранием сердца смотрели на войска, на­правлявшиеся на битву с Наполеоном, и желали быть вместе с ними. Юный автор «Воспоминаний...» желал отомстить за «края Москвы, края родные», поруганные врагом. Патриотический подъем 1812 года, так преобразивший русское общество, делал из мальчишек-лицеистов юных граждан России.


После заграничных походов в Царском Селе будут размеще­ны некоторые части русской армии. Здесь произойдет знакомст­во юного Пушкина с гусаром П.Я. Чаадаевым, адресатом не­скольких его посланий, немало повлиявшим на политические воззрения поэта. Образец лицейской политической лирики Пуш­кина — «Лицинию»4 (1815). «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»: эти слова вряд ли относились только к древнерим­ской истории.

Лицейский период Пушкина — пора творческих поисков, ученичества. Прекрасно ориентируясь в литературной ситуации начала XIX века, он иронизирует над шишковистами, пытается писать в духе классицистов, романтиков. Пушкин ищет свой ин­дивидуальный поэтический стиль. В некоторых стихотворениях лицейского периода слышны отголоски од М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в других — лирических стихотворений М.М. Муравьева, Н.М. Карамзина и т. д. В лицейской лирике Пушкина выделяют два основных периода: 1814—1815 и 1816— 1817 годы, соответственно литературным влияниям, которые в это время испытывал юный поэт.

На первом этапе это было преимущественно влияние Ба­тюшкова, на втором — Жуковского. Романтизм Батюшкова на­зывают гедонистическим, то есть проникнутым чувствами на­слаждения жизнью, упоения ее радостями. Кстати сказать, реаль­ный облик Батюшкова и образ лирического героя его стихотво­рений резко контрастируют друг с другом. Печальный, болезнен­ный и неуравновешенный Батюшков, воин, прошедший много сражений, был совсем не похож на героя его стихотворений, «сластолюбца» и праздного ленивца, «радости певца». Но имен­но в таком духе обращается Пушкин к знаменитому поэту в по­слании «К Батюшкову» (1814):

Философ резвый и пиит,

Парнасский счастливый ленивец,

Харит5 изнеженный любимец,

Наперсник милых аонид6,

Почто на арфе златострунной

Умолкнул, радости певец?

Так же мало напоминают реальную жизнь лицеистов карти­ны пиров, любовных свиданий, которые мы обнаруживаем в пушкинских стихотворениях «К Наталье», «Пирующие студен­ты», «Красавице, которая нюхала табак». «Пиры» — это преобра­жение тайных, редких попыток лицеистов отведать «напиток Вакха», а предмет любовных посланий юного Пушкина — скром­ная сестра лицеиста Катя Бакунина.

Пушкин наследовал также традиции Батюшкова в антологи­ческом роде: таково стихотворение «Рассудок и любовь». Батюш­ков влиял на Пушкина и своими «арзамасскими» шутливыми са­тирами, направленными против шишковистов (знаменитое «Ви­дение на брегах Леты», 1809). Из лицея в 1815 году доносился го­лос Сверчка-Пушкина (его будущее арзамасское прозвище), вы­смеивающего Шишкова и его соратников:


Угрюмых тройка есть певцов Шихматов, Шаховской, Шишков, Уму есть тройка супостатов Шишков наш, Шаховской, Шихматов, Но кто глупей из тройки злой? Шишков, Шихматов, Шаховской!

К лицейским годам относятся послания Пушкина к отдель­ным арзамасцам. Послания вообще являются любимым жанром лицеиста Пушкина, в чем, конечно, тоже сказывалось влияние «Арзамаса» — это обращения к Батюшкову, Пущину, Галичу, Дельвигу, Горчакову...

Другая литературная маска, которую примерял на себя Пуш­кин в лицее, — это унылый поэт-мечтатель, «лиющий слезы» над утраченной любовью, — результат элегического романтизма Жу­ковского. Стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда...»), «Уныние» имеют, по-видимому, столь же малое отношение к реальности, как и эпику­рейская лирика более ранних лет. Но в этих стихах Пушкин осваивал искусство изображения внутреннего мира человека:

Я слезы лью; мне слезы утешенье,

Моя душа, плененная тобой,

В них горькое находит наслажденье...

Летом 1817 года закончилось пребывание Пушкина в лицее.

1. Пользуясь материалами воспоминаний сестры поэта, О.С. Павлищевой (см. Пушкин в воспоминаниях современ­ников. — М., 1989. — Т. 1), подготовьте сообщение о детских го­дах Пушкина.

2. Расскажите о литературных интересах С.Л. и В.Л. Пушки­ных, отца и дяди поэта. Каким образом литературная атмосфера родительского дома влияла на юного Пушкина?

3. Расскажите об истории создания Царскосельского лицея. Для каких целей было открыто это учебное заведение?

4. Какие предметы изучались в лицее, какова была атмосфера в нем, какие события из жизни Пушкина лицейских лет вы мо­жете назвать?

5. Расскажите о первой публикации пушкинского стихотворения. Перечислите известные вам стихотворения Пушкина ли­цейского периода.

6. Прочитайте стихотворение «К другу стихотворцу». Кто является его адресатом? Как лирический герой относится к занятиям поэзией, как оценивает судьбу поэта? Какие античные имена встречаются в стихотворении, каково их назначение? Какие рус­ские поэты упоминаются в стихотворении, почему? Каковы глав­ные идеи стихотворения?

7. Прочитайте стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Какова тональность стихотворения, какая в нем преобладает лексика? Назовите особенности классицизма и романтизма в по­этике стихотворения. Каково значение пейзажа в начале «Воспоминаний...»? На какие воспоминания наводит прогулка по Цар­скому Селу? Какие чувства вызывают у Пушкина победы русско­го оружия? Каким образом в стихотворении отражены события 1812 года?