Файл: 1 Описание организации работы в процессе практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Описание организации работы в процессе практики…………………………………4

2 Описание практических задач………………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………………...8

Список сокращений……………………………………………………………………….9

Приложение А…………………………………………………………………………....10

Приложение Б……………………………………………………………………………12

Приложение В……………………………………………………………………………13

Приложение Г……………………………………………………………………………14

Приложение Д……………………………………………………………………………15

Введение
Практику проходил в УО «Новополоцкая государственная общеобразовательная средняя школа № 12» города Новополоцка, Витебская область, Беларусь.

Срок прохождения практики с десятого мая 2010 года по двадцать первое мая 2010 года. Продолжительность практики составила две недели, что составляет восемьдесят часов.

Цель педагогической практики – закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения, в частности получение и закрепление навыков взаимодействия с группой.

Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики:

1. Составление плана и структуры занятия;

2. Проведение курса лекций-бесед по профилактике вредных привычек с учащимися 4-5 классов;

3. Проведение консультативной работы с учащимися по окончании лекции;

4. Анализ ошибок;

1 Описание организации работы в процессе практики
Мною была выбрана тема «Психолого-педагогическая просветительская и консультативная работа в школе». Считаю, что эту область работы психолога в учебном учреждении важной и актуальной на сегодняшний день, связи с дезориентацией современного школьника в вопросах жизненного и профессионального самоопределения, во взаимоотношениях полов, в понимании и выборе здорового физического и нравственного образа жизни. Таким образом, роль психолога в понимании учениками выше упомянутых вопросов, является, на мой взгляд, одной из основополагающих в формировании у них правильного отношения к себе и к окружающей жизни.

В процессе прохождения практики я познакомился с консультативно-просветительской деятельностью школьного психолога. Она проводиться по следующим направлениям:


1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование и просвещение школьников.

Основное внимание было обращено на консультирование и просвещение школьников. Подростки и юноши представляют особый контингент. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4—5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей. Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми. Важной составляющей в работе педагога-психолога является работа по психологической профилактике вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Рекомендуются следующие направления по организации коррекционных групп:

для младших школьников:

  • эмоционально-поведенческие нарушения (агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность, синдром двигательной активности и.т.п.)

  • коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми и т.п.);

  • коррекция познавательной сферы;

для подростков:

  • коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркотики, алкоголь и т.п.);

  • эмоционально-поведенческие нарушения;

  • подготовка волонтеров для работы со сверстниками;


для старшеклассников:

  • тренинг целеполагания, профессионального и личностного самоопределения;

2 Описание практических задач
1. Во время практики, под руководством школьного психолога, Пилясовой Ларисы Викторовны, я проводил лекции-беседы по профилактике вредных привычек с установкой и мотивацией на выбор здорового образа жизни. Данные лекции-беседы были проведены в параллелях четвертых и пятых классов, по четыре класса на параллель. Мною составлен план-конспект и структура хода занятия в классе.

План-конспект занятия:

1. Тема: «Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) – наши враги»

2. Цель (образовательная, воспитательная, развивающая): сформировать установку на здоровый образ жизни, развить навыки отказа от употребления

3. Ход занятия: вступление; основная часть; заключение (см. приложение А)

Структура занятия:

1. Организационная часть: знакомство с классом; вопросы и загадки; представление темы – 5мин.

2. Информационная часть: виды отравляющих веществ; действие на организм человека; примеры из жизни известных людей; показ плаката; (см. приложение Б) анализ причин употребления – 15мин.

3. Практическая часть: игра «Давление группы» – 20 мин. (см. приложение В)

4. Мотивационная часть: установка на ценность и уникальность личности – 5 мин.

Важно выделить то, что на занятиях дети были достаточно активны, проявлялось внимание, сотрудничество, помощь друг другу, смелость в высказываниях.

3.По окончании лекций-бесед проводились групповые консультации учащихся по задаваемым вопросам. Были выявлены проблемы в семьях школьников во взаимоотношениях с родителями подверженных алкогольной и табачной зависимости. Даны рекомендации по нормализации этих отношений. Некоторые ученики поделились своими впечатлениями о проведенном занятии. Были оставлены отзывы. ( см. приложение Г)

4.В ходе практики, совместно с психологом был сделан анализ ошибок, допущенных мною в процессе проведения занятий. Мне было указано на такие ошибки как: выражение неуверенности во взгляде, чрезмерная мягкость, скованность движений. Даны рекомендации по устранению недостатков. (см. приложение Д)


Заключение
За время прохождения педагогической практики я лучше познакомился с профессией школьного психолога
, а также с деятельностью педагогического коллектива школы. В ходе практики я приобрел следующие навыки: научился составлять план-конспект занятия, развил свои коммуникативные способности, освоил навыки взаимодействия с группой, начал развивать навыки консультирования. Если говорить об организации занятий, то возникали затруднения:

Во-первых, не легко было выделить время для занятия, в виду плотного расписания уроков.

Во-вторых, занятия начинались с задержкой по времени, т. к. классный руководитель или учитель-предметник решали текущие вопросы с классом.

В-третьих, во время занятий в класс заглядывали или заходили посторонние люди, что отвлекало внимание учащихся. Хотелось бы пожелать, более ответственного подхода к организации просветительской работы в школе со стороны учителей и классных руководителей.

Пройденная практика имела для меня большое практическое значение в отношении к будущей профессиональной деятельности. Она также помогла мне значительно уверенней подходить к решению жизненных вопросов. Хочется поблагодарить завуча средних классов, Волынец Татьяну Петровну, за оказанное содействие в организации практики.

Список сокращений

см. – смотри

т.к. – так как

УО – Учреждение Образования

Приложение А
Вредные привычки (курение, алкоголизм,

наркомания) – наши враги.

Вступление. Знакомство. Загадки (привычка)

Вопросы: Какие вы знаете привычки? Кто друг? Кто враг?

Друзья и враги: как они приходят?
Основная часть.

Характеристика врагов.

Виды: алкоголя, табака, наркотиков (перечислить) - это все наркотики

Действие на организм-

курение: «кашель курильщика» гангрена ног (демонстрация плакатов) (судьба актера Павла Луспекаева)

алкоголь: разрушает печень ( друг детства Сергей Данилов); инфаркт сердца; влияние алкоголя на девушек ( рождение уродов) и парней (импотенция) больные сосуды( опухший багровый нос) авто аварии

наркотики: СПИД, ломки, деградация личности (Элвис Пресли умер в 42 года. - сердечный приступ)

Оружие врага – ложь.

реклама, (ковбой «Мальборо» умер от рака) примеры жизни популярных актеров (Владислав Галкин, Александр Абдулов)


Цель врага– украсть, убить, погубить, но сначала надо сделать тебя рабом

Вопрос к классу: Кто такой раб? (привести примеры из истории )

Демонстрация плаката «Раб и свободный» их отличия. Главное отличие – в мышлении (объяснить)

- тело и мозг состоят из хим. элементов + хим. вещества наркотиков→ хим. реакция→ рабское мышление (привести примеры из книг)

Вопрос к классу: Какой враг самый коварный? Как вы думаете? Ответ: табак. Почему? Объяснить. Статистика: 15,5тыс. человек умирает в Беларуси в год; В России – 500тыс в год.

Причины употребления наркотиков. Демонстрация плакатов. (привести комментарии)

Главные причины – недостаток любвии низкая самооценка, отсутствие цели
Твой выбор Ты однажды станешь перед выбором. Как сказать нет? ( Игра «Давление группы»)

Примеры предложений – провокаций ( знакомые, друзья, родственники, сверстники): «В жизни надо попробоватьвсё»; «Все когда- нибудь пробовали это» («все» – это никто); « Угощаю!» ( «за так» ничего не бывает, а чтобы подсадить на иглу, для прикорма);

Рекомендации:

1)Заранее продумай, вообрази, прорепетируй подобные ситуации и слова, которые будешь говорить.

2) Помни, это нелегко, ты испытаешь давление. Не бойся, стой на своем.

3) Сделай это демонстративно – покажи жестом руки «Нет, мне это не надо. Я так решил» и смело уйди, при необходимости.

4) Не бойся остаться временно один.
Заключение

Слово к девушкам и ребятам

Девушки, когда вы берете сигарету, бокал вина в компании, шприц с наркотиком вы не становитесь красивее женственнее, вы становитесь доступнее, что бы вас использовали. Вы - будущие мамы, храните свое достоинство.

Парни, вы становитесь взрослее, не когда кладете в рот сигарету или берете в руку стакан водки, а когда берете ответственность за свою жизнь настоящую и будущую. Вы – будущие отцы, берегите свою чистоту(90% алкоголиков – импотенты)

Вы не созданы быть рабами. Вы уникальны и неповторимы!