Файл: 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский говорит о субъектах исторического развития, выделяя три вида исторических образований:

1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны);

2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки);

3) народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов:

  • египетский,

  • китайский,

  • ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический),

  • индийский,

  • иранский,

  • еврейский,

  • греческий, римский,

  • аравийский (ново-семитический) и

  • германо-романский культурно-исторические типы.

К вышеперечисленным Данилевский добавляет еще два американских – мексиканский и перуанский, – погибшие насильственной смертью, не успев достичь всей полноты своего развития.

2. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока

Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:

- экономическим основанием является мелиоративное земледелие,

- земля и вода находятся в собственности государства;

-государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией;

- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император);

- население находится в полной зависимости от государства;

-большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.

3. Имперская власть и общество Византийской империи.

Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. 


Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

4. Основные черты западной цивилизации.

Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен.

В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу):

1.      динамизм, ориентация на новизну;

2.      утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3.      индивидуализм, установка на автономию личности;

4.      рациональность;

5.      идеалы свободы, равенства, терпимости;

6.      уважение к частной собственности;

7.      предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

5. Цивилизация средневековой Руси.

В отличие от других стран восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.

6. Основные факторы и этапы становления российской государственности.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров.



2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику.

5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.

7. Принятие христианства на Руси

Согласно «Повести временных лет», в 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

Значение:

  • Укрепление государства

  • Объединение земель

  • Усиление власти князя

  • Церковь – крупный феодал и политик

  • Укрепление связей с Европой

  • Появляются письменность и образование, а также живопись и архитектура.

8. Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.).

В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Появление такого понятия как «налог».

9. Европейская цивилизация в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV-XVII вв.).


В Европе в это время продолжал в основном господствовать феодализм и класс феодалов сохранял свое политическое главенство. Вместе с тем позднее средневековье характеризуется все ускоряющимся темпом развития производительных сил. Зачатки капиталистического производства появились в крупных торгово-промышленных городах Италии и Нидерландов в XIV-XV вв., но начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию.

10. Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь».

Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).

Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.

Антинорманнская теория была выдвинута Ломоносовым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.

  2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.

  3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.

11. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь».

Для Древнерусского государства характерны:

1) разложение первобытно - общинного строя;

2) формирование феодальных общественных отношений;

3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;

4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;

5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;

6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;

7) принятие христианства.

12. Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв.

После принятия христианства, на Русь большое культурное влияние оказывала Византия.

Письменность. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Появляется кириллица. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.


Литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Архитектура. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.

К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.

13. Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия.

Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

2. Натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

3. Развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

4. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

5. В XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, “путь из варяг в греки” постепенно терял свое значение;