Файл: 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский говорит о субъектах исторического развития, выделяя три вида исторических образований:
1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны);
2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки);
3) народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов:
-
египетский, -
китайский, -
ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический), -
индийский, -
иранский, -
еврейский, -
греческий, римский, -
аравийский (ново-семитический) и -
германо-романский культурно-исторические типы.
К вышеперечисленным Данилевский добавляет еще два американских – мексиканский и перуанский, – погибшие насильственной смертью, не успев достичь всей полноты своего развития.
2. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока
Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:
- экономическим основанием является мелиоративное земледелие,
- земля и вода находятся в собственности государства;
-государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией;
- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император);
- население находится в полной зависимости от государства;
-большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.
3. Имперская власть и общество Византийской империи.
Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона.
Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.
4. Основные черты западной цивилизации.
Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен.
В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу):
1. динамизм, ориентация на новизну;
2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3. индивидуализм, установка на автономию личности;
4. рациональность;
5. идеалы свободы, равенства, терпимости;
6. уважение к частной собственности;
7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
5. Цивилизация средневековой Руси.
В отличие от других стран восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
6. Основные факторы и этапы становления российской государственности.
Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.
1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров.
2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы.
3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику.
5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.
7. Принятие христианства на Руси
Согласно «Повести временных лет», в 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.
Значение:
-
Укрепление государства -
Объединение земель -
Усиление власти князя -
Церковь – крупный феодал и политик -
Укрепление связей с Европой -
Появляются письменность и образование, а также живопись и архитектура.
8. Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.).
В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Появление такого понятия как «налог».
9. Европейская цивилизация в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV-XVII вв.).
В Европе в это время продолжал в основном господствовать феодализм и класс феодалов сохранял свое политическое главенство. Вместе с тем позднее средневековье характеризуется все ускоряющимся темпом развития производительных сил. Зачатки капиталистического производства появились в крупных торгово-промышленных городах Италии и Нидерландов в XIV-XV вв., но начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию.
10. Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь».
Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).
Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
Антинорманнская теория была выдвинута Ломоносовым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
Предпосылки образования древнерусского государства:
-
Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке. -
Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками. -
Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.
11. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь».
Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно - общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
12. Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв.
После принятия христианства, на Русь большое культурное влияние оказывала Византия.
Письменность. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Появляется кириллица. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.
Литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.
Архитектура. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
13. Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия.
Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:
1. Особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;
2. Натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;
3. Развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;
4. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;
5. В XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, “путь из варяг в греки” постепенно терял свое значение;