Файл: 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План Маршалла.

В апреле 1948 года 16 стран подписали план Маршалла, согласно которому пострадавшие от войны страны получат от США экономическую помощь в обмен на исключение коммунистов из состава правительства. Страны Восточной Европы под влиянием СССР отказались от плана Маршалла. Только Югославия под руководством И. Тито не примкнула ни к западу, ни к востоку.
Эти события закрепили раскол Европы. В апреле 1949 США, Канада и ряд стран Западной Европы создали военный союз – Североатлантический блок (НАТО). СССР и страны Восточной Европы только в 1955 ответили на это созданием своего военного союза – Организации Варшавского договора. Противостояние СССР и США сопровождалось гонкой вооружений, т.е. постоянное наращивание военной мощи, ее развития, на что направлялись все средства. Прорывы были сделаны в области авиации, ядерного, ракетной техники. В 1949 г. СССР испытал собственную ядерную бомбу. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее.

Опасность войны между СССР и США заставляла их действовать «в обход», сражаясь за ресурсы мира вдали от Европы. Сразу же после начала «холодной войны» страны Дальнего Востока превратились в арену ожесточенной борьбы.
Итоги. (конец войны начало 90-х)

  • распад СССР и создание СНГ

  • воссоединение Германии

  • прекращение действия Варшавского договора

68. Кризис власти и распад СССР.

Его причины:

  • Насильственное включение в состав российского государства разных цивилизаций.

  • Невозможность длительное время сохранять империю (унитарное многонационально государство).

  • Ослабление экономических, политических и военно-полицейских связей между республиками и союзным центром в годы «перестройки».

  • Ослабление и гибель КПСС.

  • Стремление республиканских элит к независимости от союзного центра.

  • Использование ими национального движения и национальной интеллигенции.

  • Поддержка сепаратистского движения на окраинах СССР новой российской элитой.

В 1990 г. кризис СССР перерос в его распад, процесс которого за два года прошел четыре этапа:
Начало отделения от СССР ряда республик (март-октябрь 1990 г.). В марте 1990 г. на выборах народных депутатов республик во многих из них победили националисты, взявшие курс на выход из Советского Союза.

В результате в Литве была провозглашена независимость, в других республиках началась подготовка к этому.
Ускорение распада (октябрь 1990г. – апрель 1991г.). В октябре 1990 г. против союзного центра выступили две самые сильные республики – Россия и Украина. 20 ноября 1990 г. Россия и Украина заключили двустороннее соглашение, что создало опасный для союзного центра прецедент. Попытка центра силой подавить сепаратистское движение (январские события 1991 г. в Прибалтике) привели к прямо противоположному результату. В поддержку демократических сил в Прибалтике выступили российские радикалы. 20 января 1991 г. в Москве прошла трехсоттысячная демонстрация солидарности с прибалтийским народом, а Ельцин 21 февраля 1991 г. потребовал отставки Горбачева с поста президента и роспуска Верховного Совета СССР. В этих условиях союзные власти пошли на крайнее средство – проведение референдума о сохранении СССР (17 марта 1991 г.).

Временное равновесие центробежных и центростремительных сил (апрель-август 1991 г.). Опираясь на результаты референдума 17 марта 1991 года, Горбачев пошел на компромисс с руководителями республик, начав «ново-огаревский процесс». 23 апреля было подписано «Заявление 9+1» (руководства 9 союзных республик, принявших участие в референдуме 17 марта 1991 года, и руководства СССР), в котором говорилось о подготовке нового Союзного Договора. В его проектах предусматривались превращение русского языка из государственного языка в «язык межнационального общения» и передача предприятий ВПК в совместное ведение Союза и республик.

Крушение СССР (август – декабрь 1991 г.). Подписание нового Союзного Договора было назначено на 20 августа 1991 г, но 19 августа была совершена попытка государственного переворота, завершившаяся крушением СССР. Де-факто он прекратил свое существование уже в августе – сентябре 1991 года. 25 декабря 1991 г. Горбачев заявил о своей отставке с поста Президента СССР. Эту дату можно считать последним событием в истории Советского Союза и «перестройки».

69. Формирование новой российской государственности: основные этапы, содержание, характер и тенденции.
В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это 
была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность.
Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств.
Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.
На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.
Четвертый этап (сентябрь 1998 г. - декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е. Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ.
Основная цель этой корректировки - повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В. Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества.
Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

70. Эволюция внешней политики России в 90-е гг. XX и в начале XXI столетий.
Внешняя политика имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Страна заняла центральное место в СНГ.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы.

В январе 1993 г. была заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия.

К 1996 г. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.


Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.
Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы.
В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. С 1996 г., отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции. Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.