Файл: Практическое задание по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью данного Пакта, в отличие от первого, является более частое упоминание государственных гарантий по охране и защите таких прав, по их организационному, материальному и правовому обеспечению непосредственно в тексте статей, закрепляющих то или иное право

6). Как вы представляете себе Международный билль о правах человека?

Международный биль о правах человека совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.

7) Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в

защите прав и свобод человека?

Хельсинкский Заключительный акт выступал как гарантия признания и нерушимости послевоенных границ. Это было выгодно в первую очередь СССР. Кроме этого, Хельсинский процесс позволил сформулировать и наложить на все страны-участницы обязательства по неукоснительному соблюдению свобод и прав человека.

8) Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека?

Опишите ее составляющие.
Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы – основан в 1949 году, учредителями которого являлись Франция, Италия. ФРГ, Бельгия, Голландия и Люксембург.

Деятельность Совета Европы направлена на защиту основных прав и свобод человека, которые закреплены в двух крупнейших документах – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 года. Европейская конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года, а спустя 25 лет после ее принятия, участниками стали все члены Совета Европы.

В Европейской конвенции приведены «первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года». За время, прошедшее после ее вступления в силу, Конвенция превратилась в самый радикальный и эффективный из ныне действующих документ о правах человека.

Основным документом, входящим в европейскую систему защиты прав человека, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Россия ратифицировала данную Конвенцию 30 марта 1998 года, и, за исключением ряда дополнительных Протоколов, она действует и для нашей страны. Надо сказать, что Конвенция 1950 года оказала определяющее влияние на формирование представлений об основных правах человека во всей Европе. При этом можно говорить, что в рамках настоящей Конвенции основные идеи естественно-правовой школы переплелись с демократическими тенденциями Новейшего времени. При этом Конвенция явилась естественной преемницей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года - перечень прав, закрепляемых Конвенцией, не является более широким, чем в Декларации.


Европейская конвенция 1950 года состоит из:

  • - преамбулы;

  • - I раздела, содержащего 18 статей, в которых указаны основные права и свободы, предоставляемые Конвенцией;

  • - II раздела, состоящего из 33 статей, касающихся устройства Европейского суда по правам человека;

  • - заключительных положений, составляющих еще 8 статей.

Основными правами человека, провозглашенными в Конвенции, являются право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на уважение частной жизни, на вступление в брак, на справедливое судебное разбирательство. К основным свободам, содержащимся в Конвенции, следует отнести свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и объединений. Конвенцией запрещаются пытки, унижающее достоинство обращение, дискриминация по любому признаку.

Еще одним важным документом в рамках первого элемента европейской системы защиты прав человека, безусловно, является Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года. Основной целью данного документа явилось создание европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, наделенного контрольными полномочиями в отношении стран-участниц. В соответствии с положениями статьи 1 Конвенции, «Комитет посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 

Конвенция 1987 года состоит из преамбулы, пяти глав, двадцати трех статей и Приложения. Практически все нормы, содержащиеся в Конвенции, касаются полномочий и гарантий деятельности Комитета.

Основные структуры, функционирующие в рамках второго элемента европейской системы защиты прав человека, входят в состав Совета Европы. Совет Европы как старейшая в Европе международная правозащитная организация, в соответствие с его Уставом 1949 года, имел своей целью «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» 

Выше уже касались Комитета против пыток, организованного во исполнение положений европейской Конвенции по борьбе с пытками 1987 года. Данный Комитет осуществляет свою деятельность только в одном узком направлении. В рамках Совета Европы функционирует еще один такой же специализированный орган - Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Она была организована в 1993 году и наделена рядом полномочий. К таким полномочиям относится:



  • 1) проведение мониторинга в области защиты прав человека в странах-участницах в контексте проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости в этих странах;

  • 2) составление докладов и рекомендаций общего характера по результатам проведенных исследований;

  • 3) распространение примеров успешной борьбы с расизмом и нетерпимостью.

Итак, европейская система защиты прав человека включает два основных элемента: международные правовые акты и деятельность таких органов как ЕСПЧ и функциональные комитеты в рамках Совета Европы. Осуществляя свою деятельность на более локальном уровне, чем, например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и его подконтрольные органы стремятся к интеграции представителей развитых и развивающихся государств к европейскому сообществу. При этом права человека по-прежнему остаются одним из основных идеалов.

9) Как складывалась американская система защиты прав человека?

Американская конвенция по правам человека, принятая 22 ноября 1969 г. в ходе Второй специальной межамериканской конференции в Сан-Хосе (откуда происходит и второе название данного договора -- Пакт Сан-Хосе) и вступившая в силу в 1978 г., является, как и Европейская конвенция, многосторонним международным договором «закрытого типа»: правом подписания, ратификации или присоединения к нему обладают только государства - члены ОАГ.

Вступление Конвенции в силу завершило 30-летний процесс формирования в рамках ОАГ региональной системы защиты прав человека и означало переход от преимущественно нормотворческого периода в деятельности этой организации к фазе непосредственной практической реализации норм и положений, содержащихся как в самой Конвенции, так и в Уставе ОАГ и Американской декларации прав и обязанностей человека. Таким образом, данный процесс у американских стран отнял значительно больше времени, нежели аналогичный в рамках Совета Европы.Перечень прав и свобод, закрепленных в Американской конвенции, содержит традиционные гражданские и политические права. Он, как и в Европейской конвенции, уже того списка, который закреплен в Пакте о гражданских и политических правах. Однако следует отметить, что этот перечень прав в Американской конвенции значительно шире, чем в Европейской конвенции. В частности, в ней содержатся такие права, как право на имя (ст. 18), права ребенка (ст. 19), право на гражданство (ст. 20), право на равную защиту закона (ст. 24), право на убежище (ст. 22 п. 7) и др.


После принятия Конвенции и Протокола кодификационный процесс был направлен на конкретизацию отдельных фундаментальных прав, закрепленных в них. Так, в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ОАГ была принята Конвенция по предупреждению пыток и наказания (1995 г.), Межамериканская конвенция по предупреждению, наказанию и искоренению преступлений против женщин (1995 г.), Межамериканская конвенция о принудительно исчезнувших лицах (1994 г.), Межамериканская конвенция об уничтожении всех форм дискриминации инвалидов (1999 г.).

Межамериканский контрольный механизм включает в недоговорные органы (как входящие в структуру ОАГ, так и не входящие в нее) и конвенционные органы. совет европы хартия конвенция декларация

Компетенция конвенционных органов детально регламентируется Конвенцией о правах человека 1969 г. Согласно Конвенции (ст. 33) полномочия по контролю за выполнением обязательств, принятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека.

В состав Межамериканской комиссии по правам человека входят лица, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Комиссия представляет все страны - члены Организации американских государств (ОАГ). Семь членов Комиссии избираются в личном качестве Генеральной Ассамблеей ОАГ из числа кандидатов, предложенных правительствами государств- членов, на четырехлетний срок.

Межамериканская комиссия по правам человека рассматривает как межгосударственные, так и индивидуальные жалобы. Комиссия принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Индивидуальные жалобы не должны быть анонимными либо являться предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования.

Комиссия составляет доклад, содержащий факты и излагающий ее заключение. Доклад направляется соответствующим государствам. В случае, если вопрос не был решен, Комиссия дает относящиеся к делу рекомендации и определяет срок, в течение которого государство обязано предпринять меры, которые возложены на него для исправления ситуации. В течение трех месяцев с момента передачи соответствующим государствам доклада Комиссии государства - стороны спора либо Комиссия имеют право направить спор в Межамериканский суд по правам человека.


Межамериканский суд по правам человека состоит из семи судей, граждан государств - членов ОАГ, избранных в личном качестве среди юристов, наделенных высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека, которые обладают квалификацией, необходимой для занятия высших судебных должностей в соответствии с правом государства их гражданства или государства, которое предложило их кандидатуры. Судьи избираются тайным голосованием сроком на шесть лет из списка кандидатов, предложенных государствами - участниками Конвенции.

Если Суд установит, что имело место нарушение прав или свобод, закрепленных в Конвенции, то постановляет, чтобы потерпевшей стороне было обеспечено пользование ее правами и свободами, которые были нарушены. Он также может постановить, если сочтет нужным, что последствия мер или ситуации, которые созданы нарушением таких прав и свобод, были исправлены и что справедливая компенсация должна быть выплачена потерпевшей стороне. Решение Суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Американская конвенция предоставила Суду универсальную компетенцию в области толкования всех договоров, связанных с защитой прав человека в американских государствах по запросу государств-членов ОАГ, а также органов ОАГ. Хотя в последние годы наблюдается активизация деятельности Комиссии и Суда, тем не менее, практика свидетельствует о недостаточной их эффективности.

В 1988 г. был принят Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в сфере экономических, социальных и культурных прав. Протокол вступил в силу в 1999 г. Он предусмотрел форму международного контроля в виде отчетов сторон о «принятых ими мерах, направленных на обеспечение должного уважения к правам, установленным в протоколе» (ст. 19), которые должны направляться в адрес Генерального секретаря ОАГ для дальнейшей их передачи в Межамериканский совет по экономическим и социальным вопросам и в Межамериканский совет по вопросам образования, науки и культуры. Хотя Протокол не предоставляет права подавать индивидуальные петиции, тем не менее, Межамериканская комиссия по правам человека может сформулировать рекомендации по соблюдению прав, закрепленных в Протоколе.

10) Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов?

Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?
Африканская хартия прав человека и народов — региональный правозащитный договор, принятый