Файл: История моей родословной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Высшего Образования

«Ингушский государственный университет»

ЭКОНОМИческий факультет

Реферат

по дисциплине «История Республики Ингушетия»

на тему: «История моей родословной»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Экономического факультета

Группы «Цифровая экономика»

Эсмурзиева П.М

Научный руководитель:

К.и.н., доцент кафедры истории

Долгиева М.Б.

г. Магас

2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. История тейпа «Кхорхо»………………….………………………4

    1. Родовое поселение……………………………………………………..6

    2. Башни тейпа «Кхорхо»… ……………………………………………..7

    3. Видные представители рода……………………………………….…10

Глава 2. Генеалогическое древо родословной тейпа «Кхорхо»………..12

Заключение……………………………………………………………....14

Список истОЧНИКОВ…………………………………….……………15

ВВЕДЕНИЕ
Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности. Народ, не знающий своей истории, похож на человека, потерявшего память. Многие люди не знают своих корней. Они живут реальностью и не хотят углубляться в прошлое. Не зря говорят, что без прошлого не может быть будущего.

Как писал А.С. Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

Дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, так же и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.

Так, знание своей родословной является неотъемлемой частью культуры Ингушского народа.

Актуальность: «Почему важно знать свою родословную?» - Часть культуры ингушского народа.

Целью исследования работы является изучение родословной тейпа «Кхорхо» посредством решения следующих задач:

  • Происхождение фамилии Эсмурзиевых;

  • Перечисление ингушских фамилий, входящий в тейп;

  • Генеалогическое древо Эсмурзиевых.

Структура данного реферата представлена в виде введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. История становления тейпа «Кхорхо»


Корахой, Кхорхой, (Кхорахой) — тайп из Мецхальского общества, выходцы из аула Койрах (Кхейрах), Кошке, Эрзи. Проживают в Назрани, Барсуках[1].. Исторически расселён на территории современного Джейрахского района республики Ингушетия, из башенных комплексов Аьрзи и Кхерахь. В Аухе существует тайп с похожим названием Кхархой.

К. Чокаев название тайпа привел в форме «КхуорагӀой». Он сообщает, что название тайпа происходить от аула KxoparӀe//Кхиерах. Он приводит две версии первая от «кхуор» слива и суффикс -гӀ или от Кхиер - камень. Так он сообщает, что Корохоевы имеет корень от тайпа[3].

Состав

Тайп Кхорхой входят фамилии:

1.Корохоевы-Назрань,Барсуки;

2.Гиреевы-Кантышево,Плиево,Назрань,Карабулак;

3.Танкиевы-Малгобек,Назрань;

4.Муружевы-Барсуки,Малгобек;

5.Часыговы-Яндаре,Карабулак,Сунже;

6.Баймурзиевы-Курпе,Плиево;

7.Ахциевы-Малгобек,Сунжа;

8.Шейховы-ср.Ачалуки;

9.Эсмурзиевы-Назрань,Ачалуки,Экажево,Плиево,Карабулак,Троицкая,Али-юрт;

10.Шакриевы-Долаково,Малгобек,Назрань;

11.Батыжевы-Долаково,Малгобек;

12.Чириковы-ср.Ачалуки;

13.Измайловы-Ачалуки;

14.Эльдиевы-Кантышево,Малгобек;

15.Чариевы-Долаково,Майское;

16.Баразгиевы-Карабулак.

Съезд

Представители тейпа Кхорахой регулярно проводят съезд тайпа[4]. Так на съезде тайпа проведенного в 2013 году принял участие в качестве почетного гостя Глава республики Юнусбек Евкуров[4.15 июня является традиционным днем,для проведения встреч и съездов, представителям тайпа Кхорхо.

Версии происхождения фамилии

Род Эсмурзиевых уникален по своей сути,уникальность заключается в том, что у Эсмурзиевых три родовых башен, и две нации « Оарстхой-Эсмурз-наькъан» и «Кхурхой-Эсмурз-наькъан. Общая прародина «Эрзий Б1ий», родина Кхурхой-«Кхирий», родина Орстхой-«Мержи» «Эсмарз лоам».Имя Эсмурза с тюрского языка переводится как « мудрый князь».Во времена нашего предка Эсмарза, у одной вдовы грузины украли мальчика.Она обратилась за помощью к Эсмарзу.Эсмарз был смелым и сильным.Он отобрал ее мальчика у грузин и еще забрал в плен сына похитителя.И тейп Хьулхой подарил Эсмарзу «Кхерахе-юрт».Эсмарз и является основателем рода Эсмурзиевых.

Истории

В далеком прошлом,в маленьком горном селении Эрзи,жили два брата Корохоевы.Родителей они лишились в раннем детсвтве и, предоставленные судьбой самим себе, они с малых лет вынуждены были искать пути выживания.Хотя сородичи и помогали им,сиротам многого не хватало.Борьба за существование была трудна,но именно она научила их противостоять трудностям и защищать себя от разных напастей.Они рано возмужали, повзрослели раньше времени. Недалеко от них жила вдова по имени Ч1аси. Ее муж и несколько сыновей были убиты из-за кровной мести. У нее остался один единственный сын. Несмотря на то,что она была богатой женщиной ( после мужа осталась башня,скот,земли), ее некому было защищать, так как у нее не осталось близких родственников. Ч1аси была умной,доброй,мужественной женщиной из знатной семьи. Однажды ее сына похители с целью выкупа, что нередко случалось в те времена. Не нашлось никого, кто помог бы ей и сыну. И тогда смелые, но еще совсем юные ( если не с казать маленькие),
братья Корохоевы, рискуя жизнью вступили в борьбу с похитителями и смогли вернуть ее сына. Ч1аси была так им благодарна, что приютила братьев-сирот в своем доме. Она относилась к ним как к своим собственным детям. Они выросли. Пришло время, и каждый из них решил создать свою семью. Два старших брата женились и разъехались. А самый младший, как водится у ингушей, остался в доме своей матери. Со временем он перестал считать себя Корохоевым, потому что окружающие стали называть его в честь матери Ч1аси, отсюда и происхождение фамилии « Часыгов». До сих пор в горах, в селении Эрзи стоит башня, где жила и воспитывала своих детей Ч1аси.

1.1 Родовое поселение

Ингушский род «Корхо» исторически проживал в Джейрахском районе Ингушетии в башенных комплексах Аьрзи и Кхерахь. « Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп»,-так говорили предки ингушей. Каждый род имел свое фамильное кладбище. У каждого ингушского рода была своя башня и свой склеп. Склепы были фамильные, даже сейчас в наше современное время у каждого ингушского рода свое родовое кладбище. Родовое кладбище тайпа Кхорхой, расположенный в горном селении Кхейрах до сих пор сохранился в первозданном виде.Старожилы его называет «Тенк-каш» («Могила Тенка»). Согласно преданиям, этот мавзолей был воздвигнут над могилой храброго предводителя местной воинской дружины по имени Тенк. Поэтому и сам мавзолей именуется старожилами «Тенк-Каш».



1.2 Башни тейпа «Кхорхо»

1.Эрзи средневековое башенное поселение в Джейрахском районе горной Ингушетии. Башенный комплекс Эрзи состоит из 8 боевых, 2 полубоевых и остатков около 50 небольших жилых башен и стен. Высота некоторых сооружений достигает 30 метров.Эрзи в переводе на русский язык означает «орел».Согласно одной из местных легенд,Однажды жители из аула Кербите пришли в это место и срубили дерево. На нем они увидели орлиное гнездо с птенцами. Так поселение, появившееся на этом месте, стало называться Эрзи. Орел, по-видимому, стал священной птицей для местного населения. Так, во время исследования в XIX веке в святилище Эрзи была найдена бронзовая курильница, выполненная в виде фигуры орла, высотой 38 сантиметров. Объект был датирован VIII веком до нашей эры. Однако, не исключено, что предмет в ауле оказался случайно, поскольку он, по видимому, был изготовлен далеко за пределами поселения. Также, рядом башенного комплекса находилось ущелье АланскиеВорота - важный проход через главный Кавказский Хребет . Возможно, предмет находился в одном из следовавших через данное ущелье торговых караванов.Согласно известным данным, это была деталь военного штандарта. Некогда Эрзи был большим аулом. О его богатстве можно судить по большим каменным башням, сохранившимся до настоящего времени. На территории Ингушетии есть много башен, но именно в Эрзи их больше всего. Башни Эрзи были сложены из речных валунов и лишь по углам мастера клали массивные тесаные камни. Аул Эрзи известен большими тейпами. Из этого поселения вышло большое количество известных тейпов. В башенном поселке Эрзи расположены боевые башни тейпа периметру, в полном вооружении. Сегодня, башенное поселение Эрзи частично отреставрирован. Многие жилые башни, склепы, храмы и святилища нуждаются в реставрации..


2.Кхейрах древнее башенное поселение тейпа Кхорхой в Джейрахском районе Ингушетии.В башенном поселении Кхейрах сохранились полуразрушенные, полубоевые, жилые башни,склеповые могильники и руины Кхейрахской обсерватории...Башенное поселение Кхейрах было сильно разрушено и разгробленно после депортации Ингушского народа в 1944 г. и последующие годы продолжало разрушаться.На сегодняшний день башенное поселение в плохом состоянии и нуждается в срочной реставрации...

На северной окраине поселка Кхейрах, на пологом горном склоне, фиксируется круглая выкладка из очень крупных каменных блоков - остатки поздней средневековой обсерватории... Это место местными жителями именуется "Сеткъа боссе" (Склон звёзды).

Согласно преданиям, данную обсерваторию в плоть до середины XIX столетия обслуживали мудрые старцы Эсмурзиевых. Памятник в первые был упомянут А.

Сулеймановым... Затем он осматривался Д. Чахкиевым в 1982 году. Д.Ю. Чахкиев "Древности горной Ингушетии"

1.3 Видные представители рода

Хотелось бы еще и отметить видных представителей тейпа Кхорхо (включая присущие ему фамилии).

Эсмурзиев Хьусен Абукарович один из лучших представителей рода Кхорхо

Эсмурзиев Хьусейн родился в 1915 году, в горах, в селение Кхерах.

Был участником великой отечественной войны, воевал на украине. Его, как и других, честно воевавших ингушей, сняли с фронта и отправили в ссылку. У них была большая семья: мать, отец,5 братьев, 4 сестер, и только он один в семье пережил депортацию, остальные остались в казахстане и похоронены там же. Из-за тяжёлого условия жизни и отнятого здоровья, он так и не смог навесить их могилы. Это было для него большим горем в жизни. Хусейн, был изумительным рассказчиком событий, связанные с ним и с его многострадальным народом, и не смотря на годы,обладал прекрасной памятью. Он был глубоко верующим, честным, добродушным человеком и истинным мусульманином, искренне любящим свою родину. Не смотря на недуг, до последних дней своей долгой и праведной жизни, он сохранил ясность ума и твердую память. Многие, часто

Прибегали к мудрости старейшины и всегда получали от него мудрые советы и наставления. Он щедро делился опытом с молодежью, передавал свои знания, воспитывал, учил определять правильные жизненные ориентиры и приобщал к высоким моральным ценностям. Со слов односельчан, а также известных богословов и имамов, которые часто обращались к нему, он очень любил гостей и до конца своей жизни, всей душой болел за свой народ. Гости из Чеченской республики, прибывшие в Ингушетию на его похороны, выступили словами соболезнования и благодарности Хусейну - "Пусть Всевышний Аллах отблагодарит его за то, что он приютил нас и предоставил кров,
окружил нас вниманием и заботой, делился с нами последним, что у него

было, когда мы оказались на улице из-за военных событий. Хусейн, лично следил за тем, чтобы мы ни в чём не нуждались. С уверенностью можно сказать, что Хусейн, достойно прожил свою долгую и тяжёлую жизнь. Он всегда будет жить в наших сердцах и в памяти. Да помилует его Всевышний Аллах! Дата смерти 6 Января 2015 г.

Эсмурзиев Муса Магомедович родился 17.10.1971г.

Муса рос тихим и незаметным ребенком, выходец из хорошего рода и семьи, и предки его славились своей богобоязненностью. В 10 лет оставил светскую школу и пошел учиться в медресе, решив продолжить учебу и углубиться в исламские науки поехал обучаться в город Бишкек (Киргизия), а затем перебрался в Алма-Аты (Казахстан).В 1989 г. Муса поступает в медресе города Фрунзе.Закончив учебу на отлично и получив степень богослов,он не остановился на достигнутом и продолжил учиться там у богослова Мухаммада Сайт-Магомедова до 1993г..В том же году для продолжения изучения религиозных знаний он поехал в Дагестан,к известному богослову- шейху Рамзанову Мухаммад-Хабибулаху Муртазалиевичу. Усовершенствовав свое знание, в 1996г Муса приехал домой и , по воле Аллаха, открыл медресе,и в том же году поехал в Мекку,для совершения Хаджа. 19 апреля 2009г. Муса,совершив омовение, хотел поехать на зикр в город Магас.Перед поездкой он пришел в дом родителей.Во дворе его сразилавтоматная очередь.

До последних дней Муса преподавал в медресе, у него училось много муталимов, из них около 60 стали алимами.Самым любимым его занятием было чтение религиознных книг, а также обучение знаниям других. Но вместе с тем, он любил шутить и слушать забавные истории.Он лечил людей Кораном и сунной от душевных недугов.Очень много людей вылечил.Я уверенна,что Муса обрел счастье,которого всегда желал.Как бы не злорадствовали сегодня,уже после его смерти,те самые люди «вершители судеб»,пусть знают,что своим поступком они обеспечили ему мир и пой на том свете,и бессмертие на этом.Пусть знают,что когда-нибудь, несомненно, придет тот самый день, день неминуемой расплаты.

Эсмурзиев Мовлид Асланбекович (1916-1942)- младший лейтенант авиации,штурман 288-го ближнебомбардировочного авиационного полка 216 истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной Армии. Участвовал в Малгобекской оборонительной операции. Был награжден орденом «Красной Звезды».