Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гарантии деятельности, основные полномочия, порядок исполнения полномочий в случае временного отсутствия, условия, основания и процедуру прекращения исполнения полномочий, процедуры применения к нему мер конституционной ответственности и основы взаимодействия с иными органами государственной власти.

Наибольшие сложности при характеристике правового положения высшего должностного лица возникают с таким признаком, как «высший» – в какой системе государственных органов субъекта РФ, по отношению к каким видам органов? Исходя из общеправовых и государственно-управленческих принципов, наличие признака высшего в статусе государственного органа (должностного лица) всегда означает определенный стандартный набор функций и полномочий – кадровых, организационных, регулятивных, юрисдикционных. Наиболее значимые из них реализуются высшим должностным лицом в системе исполнительной власти (при формировании органов, координации и контроле за их деятельностью, применении мер ответственности), но федеральный закон не случайно говорит о высшем должностном лице субъекта РФ, а не системы исполнительной власти, возлагая на него тем самым значительные представительские, арбитражные и координационные функции и полномочия, выводя его на «высший уровень» в межсистемных отношениях с законодательной и судебной властью, органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти

высшее должностное лицо не может рассматриваться, как государственное установление, находящееся вне системы исполнительной власти, по аналогии с правовым статусом Президента РФ. Во‑первых, обращает на себя внимание необязательность наличия в системе региональной государственной власти высшего должностного лица – согласно статье 2 Закона «Об общих принципах» конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (этот редкий пример диспозитивности демонстрирует попытку федерального законодателя обеспечить хотя бы минимальный уровень реализации принципа федерализма применительно к ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Во‑вторых, федеральный законодатель исходит из единства правового положения высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа, которого, в свою очередь, никак нельзя представить вне системы исполнительной власти. В‑третьих, необоснованно не учитывать место расположения правовых норм, определяющих статус высшегодолжностного лица – глава III Закона «Об общих принципах…» называется «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации».


Есть и другие аргументы, например, согласно федеральному закону о порядке формирования Совета Федерации высшее должностное лицо назначает представителя от органов исполнительной власти субъекта РФ. Вряд ли стоит сбрасывать со счетов и правовую характеристику высшего должностного лица, которая сложилась с начала формирования систем государственной власти субъектов РФ после принятия новой Конституции РФ. Высшее должностное лицо в большинстве конституций и уставов конституируется как элемент системы исполнительной власти, стоящий во главе этой ветви власти. Именно как представителя исполнительной власти высшее должностное лицо рассматривал Конституционный Суд РФ в многочисленных своих решениях, касающихся проверки конституционности отдельных положений федеральных и региональных законов – полномочия, которыми наделяется высшее должностное лицо, всегда оценивались им с точки зрения баланса исполнительной и законодательной власти.

высшее должностное лицо субъекта РФ безусловно является элементом региональной системы исполнительной власти, формально, т. е. юридически, входящим в эту систему в качестве органа государственной власти, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти. Этим его статус отличается от статуса Президента РФ, который не является органом государственной власти РФ, возглавляющим Правительство РФ, а значит, не является и субъектом системы федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть признано исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, одним из видов исполнительных органов. Два высших исполнительных органа в одной подсистеме единой системы государственной власти существовать не могут – единственным высшим является высший исполнительный орган государственной власти, который, в отличие от высшего должностного лица, является обязательным элементом системы исполнительной власти субъекта РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 12 апреля 2001 г. № 45‑Г01–14 указано, что Высшее должностное лицо субъекта РФ,получает свои полномочия от народа на основе свободных выборов, осуществляет государственную власть, то есть является органом государственной власти, образуемым субъектом РФ. Такой же вывод вытекает из анализа статей 2, 17, 18, исходя из их содержания и места в системе норм Федерального закона. Статьи 17 и 18включены в главу 111 «Органы исполнительной власти субъекта РФ». Статьи 2 и 17, определяющие, как следует из их наименования, систему органов государственной власти субъекта РФ, допускают возможность устанавливать в рамках этой системы должность высшего должностного лица субъекта РФ. Статья 18 предусматривает избрание высшего должностного лица на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, определяет его полномочия по осуществлению государственной власти.



Высшее должностное лицо, безусловно, обладает самостоятельной компетенцией в системе органов государственной власти субъекта РФ, реализует свои полномочия независимо от других государственных органов, в таких правовых и организационно-правовых формах, которые принадлежат только данному виду государственного установления. Его взаимодействие с иными системами государственной и муниципальной власти и их отдельными представителями свидетельствует о том, что выполняемая высшим должностным лицом функциональная, организационная, регулятивная нагрузка не может быть сведена к деятельности одной государственной должности. Думается, также, что признанию высшего должностного лица органом государственной власти не мешает тот факт, что высшее должностное лицо замещает государственную должность субъекта РФ. Замещение государственной должности следует рассматривать как организационные особенности наделения полномочиями данного вида государственного установления и порядка их исполнения одним физическим лицом.
29. Дайте характеристику конституционно-правового статуса законодательного органа субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Как следует из самого названия, этот орган выполняет функции парламента субъекта Федерации. Эти функции включают в себя:

•представительство населения;

•принятие законов;

•утверждение бюджета;

•формирование некоторых государственных органов субъекта Федерации;

•осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов;

•иное участие в руководстве делами субъекта РФ.

Наименование законодательного (представительного) органа субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. Перечислим некоторые их существующих названий: дума, государственная дума, законодательное собрание, государственный совет, государственное собрание, народное собрание, собрание депутатов, совет народных депутатов и др.

Как правило, в субъектах РФ устанавливается однопалатная структура законодательных (представительных) органов. Конституцией (уставом) некоторых субъектов Федерации предусмотрен двухпалатный парламент (например, в Республике Тыва Великий Хурал состоит из двух палат Палаты представителей и Законодательной палаты).


Число депутатов законодательного (представительного) органа

субъекта РФ устанавливается его конституцией (уставом). Например, в Хабаровском крае 26 депутатов, в Москве 35, а в Республике Башкортостан 120.

Условия деятельности депутата устанавливаются Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Депутат может осуществлять свои функции на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Так, в Московской городской думе все депутаты работают на профессиональной основе, а во Владимирской области допускается возможность депутатам Законодательного Собрания совмещать парламентскую деятельность с выполнением других трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

В отношении депутата законодательного (представительного) органа федеральным законодательством установлены следующие ограничения его деятельности: он не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные, а также муниципальные должности. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат обладает индемнитетом: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий.

Выборы в парламенты субъектов РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не менее 50 % депутатов (в двухпалатном органе не менее 50 % депутатов одной из палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе.

Срок полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, но не может превышать пяти лет. Например, срок полномочий Калининградской областной думы составляет 5 лет, Алтайского краевого Совета народных депутатов 4 года.

К полномочиям законодательного (представительного) органа субъекта РФ относятся:

•принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ним большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов;


•законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ

и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

•контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ, а также другие полномочия.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ также:

•решает вопрос о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

•назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, дает согласие на их назначение;

•назначает дату выборов в законодательный (представительный)

орган государственной власти субъекта РФ;

•назначает референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных

законом субъекта РФ;

•решает вопрос о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

•утверждает соглашение об изменении границ субъектов РФ и др.

Законом субъекта РФ регулируется (утверждается):

•бюджет субъекта Федерации и отчет о его исполнении;

•утверждение программы социально-экономического развития субъекта Федерации;

•налоги и сборы субъекта Федерации;

•порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Федерации и др.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

•принятия указанным органом решения о самороспуске;

•вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

•роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

•роспуска указанного органа Президентом РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации вправе прекратить полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Причем констатировать несоответствие нормативного правового акта Конституции РФ может только Конституционный Суд РФ.