ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ст. 12 Конституции РФ определено, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Основой Российского законодательства о МСУ являются принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные государством.
Для МСУ важнейшей является Европейская хартия МСУ, принятая в 1985г.
-
Разрабатываются местные правовые акты– обязательны для исполнении на территории МО, решения приняты непосредственно населением или органами, или должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных полномочий переданных муниципальным органам.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Признаки:
-
Обязательны для исполнения -
Территория распространения – муниципальное образование -
Могут быть отменены органы местного самоуправления.
Система муниципальных правовых актов:
-
Устав муниципального образования -
Главный правовой акт -
Применяется на всей территории
-
Правовые акты принятые на местном референдуме -
Нормативные акты представительного органа муниципального образования -
Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения местной администрации.
46. Дайте характеристику правового статуса представительного органа муниципального образования.
Представительные органы — это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительные органы состоят из депутатов, численность которых определяется уставом самоуправляющейся единицы. Закон 2003 г. количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования (ст. 35).
Особо оговаривается численность Депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна быть не менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Закон 2003 г. возвращается к советскому варианту: увеличение количества депутатов сопровождается одновременным установлением запрета на осуществление депутатских обязанностей на освобожденной основе. В ч. 5 ст. 40 Закона 2003 г. указывается, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от численности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек — один депутат. В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов в состав представительного органа района по должности могут включаться главы поселений, Расположенных в границах муниципального района.
В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан.
Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципальных, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав не может превышать пяти лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В соответствии с Законом 2003 г. срок полномочий депутата не может быть менее двух лет.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона 2003 г. представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. В отсутствие этой нормы аналогичные положения содержались в уставах муниципальных образований, которые и восполняли пробел, существующий в законодательстве..
Полномочия представительных органовпрекращаются поистечении срока их деятельности. Одновременно прекращаются полномочия депутатов. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются Законом 2003 г. Их несколько: вступление в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом); преобразование муниципального образования; роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.
Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы; функционально-отраслевые подразделения- (постоянные и временные комиссии); территориальные органы (депутатские группы); аппарат.
К руководящим органам следует отнести председателя, его заместителей. Как правило, они избираются из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Возможен вариант, предусмотренный Законом 2003 г., когда организацию Деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.
В составе представительных органов имеютсяфункционально-структурные звенья. Это постоянные (функционируют в течение всего срока полномочий думы) и временные (действуют в течение определенного времени) депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом. Комиссии несут перед думой ответственность, они ей подотчетны.
В ведении комиссии находится, как правило, решение следующих вопросов: разработка проектов решений представительного органа; подготовка заключений по правовым актам думы; проведение депутатских слушаний; контроль за исполнением решений представительных органов. Комиссии выполняют преимущественно организационно-подготовительные и контрольные функции. Постоянные комиссии выполняют роль консультативных, совещательных и контрольных органов и не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения муниципального образования".
В настоящее время определение количества и профиля комиссий — прерогатива самого представительного органа. Наиболее распространенными являются комиссии: по бюджету; муниципальной собственности; правоохранительной деятельности; местному самоуправлению; социальной политике. Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.
Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах.
Впервые в законодательном порядке местные представительные органы получили право формировать собственныеаппараты в 1991 г. Аппарат создается с целью правового, организационного, информационного, материально-технического обеспечения деятельности представительной власти. Функционирование аппарата регулируется актами представительного органа о структуре и штатах аппарата, должностными инструкциями его сотрудников. Руководители представительных органов местного самоуправления (председатель думы, глава муниципального образования, являющийся председателем представительственного органа) издают распоряжения и приказы по вопросам организации их деятельности. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими с сопутствующими их статусу правами и обязанностями, ограничениями и привилегиями.
Организационно-правовыми формами деятельности
местных представительных органов являются их заседания.
47. Дайте характеристику правового статуса главы муниципального образования.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г №131 Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
5) в случаях, если представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, - является председателем представительного органа муниципального района.
Эти ограничения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица[6].
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;