Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

КонсультантПлюс: примечание.

Об ответственности за разглашение государственной и иной тайны см. Федеральные законы.

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.


3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
71. Объясните различия между аттестацией и квалификационным экзаменом на государственной гражданской службе.

В ситуации, когда «отдельные государственные органы… не видят разницы между аттестацией и квалификационным экзаменом как близкими, но не тождественными формами оценки государственных гражданских служащих», приобретает большое теоретическое и практическое значение вопрос разграничения этих административных процедур в целях исключения неточностей и ошибок в их понимании и в непосредственном применении нормативно-правовой базы.

Ранее действовавшее законодательство Российской Федерации о государственной службе определяло комплекс взаимосвязанных задач аттестации государственных служащих: 1) установление уровня профессиональной подготовки; 2) определение соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы; 3) решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (ст. 24 Федерального закона от 31.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Закон №79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы», оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 48). Вопросы присвоения гражданскому служащему классного чина решаются на основании самостоятельной административной процедуры - квалификационного экзамена.

Таким образом, с правовой точки зрения квалификационный экзамен гражданских служащих представляет собой достаточно сложное,
самостоятельное образование, которое имеет с аттестацией гражданских служащих как общие, так и отличительные черты.

Едиными для квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, на наш взгляд, выступают следующие положения:

1) основание сдачи квалификационного экзамена и проведения аттестации гражданских служащих - замещение гражданским служащим конкретной должности гражданской службы и следовательно, наличие государственно-служебных отношений, связанных с прохождением гражданской службы;

2) принятие представителем нанимателя решения о назначении квалификационного экзамена или аттестации гражданских служащих;

3) порядок организации и осуществления рассматриваемых процедур (очередной или внеочередной);

4) возможный единый субъект, уполномоченный на проведение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, - аттестационная комиссия;

5) объект оценки - гражданский служащий, подлежащий аттестации или сдаче квалификационного экзамена.

Особенностями квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, по нашему мнению, являются:

1) целевое назначение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих;

2) периодичность проведения данных процедур;

3) субъектный состав лиц, подлежащих сдаче квалификационного экзамена и прохождению аттестации;

4) предмет оценки;

5) применяемые методы оценки при реализации указанных административных процедур;

6) варианты принимаемых решений и правовые последствия квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих.

Необходимо отметить, что установление показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего согласно частям 14 - 17 ст. 50 Закона №79-ФЗ связано с утверждением отдельного перечня должностей гражданской службы, которым может определяться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, а также с закреплением обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности не только гражданских служащих, но и государственных органов. Отсутствие необходимых нормативных правовых актов, позволяющих применить особый порядок оплаты труда гражданских служащих, выступает, на наш взгляд, основным препятствием определения существа рассматриваемых показателей и оценки их достижений. Как показывает практика, такие показатели в законодательстве, например, США, Канады и многих ведущих европейских стран также не закреплены.


По мнению Н.Н. Клища, составляемые органами исполнительной власти Российской Федерации доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования могли бы «связать цели и задачи органов власти с деятельностью государственных служащих». Однако, как правильно отмечает автор, в существующей практике планирования отсутствует связь с показателями результативности, так как устанавливаются только сроки выполнения заданий и ответственные лица, а также «очень часто невозможно сказать с определенностью, на решение какой задачи направлена та или иная функциональная деятельность, нужна ли она вообще… отсутствует и возможность оценить результативность исполнения функции»

С определением эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего непосредственно связана и такая характеристика, как участие гражданского служащего в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, позволяющая, на наш взгляд, оценить периодичность исполнения предусмотренных должностным регламентом гражданского служащего должностных обязанностей за аттестационный период. Четкая оценка этого показателя во многом зависит от качества подготовки представляемого в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписываемого непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждаемого вышестоящим руководителем (п. 12 Положения об аттестации).

Согласно п. 13 Положения об аттестации в отзыве указывается: 1) фамилия, имя, отчество гражданского служащего; 2) замещаемая им должность гражданской службы на момент проведения аттестации, дата назначения на эту должность; 3) перечень основных вопросов (документы), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; 4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Непосредственным приложением к рассматриваемому отзыву согласно п. 14 Положения об аттестации являются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего
, которые, как полагаем, предъявляются гражданским служащим в порядке, определяемом представителем нанимателя.

На основе анализа выполненных гражданским служащим поручений, подготовленных им проектов документов и их сопоставления с должностными обязанностями гражданского служащего непосредственным руководителем гражданского служащего дается мотивированный отзыв. Однако анализ практики проведения аттестации гражданских служащих позволяет отметить, что при оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего возникают определенные сложности, связанные с тем, что:

а) методы оценки профессиональных качеств подлежат применению при сдаче квалификационного экзамена и определение на их основе профессионального уровня гражданского служащего является прерогативой соответствующей комиссии государственного органа, а не непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего;

б) оценка личностных качеств гражданского служащего, под которыми согласно абзацу шестому п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует понимать, например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли, «раскрывает индивидуальные способности сотрудника, а не результаты работы и профессиональные знания» и не связана с целью аттестации (предметом оценки выступает профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (п. 2 Положения о проведении аттестации)).

При мотивированном анализе результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего во внимание должно быть принято не только количество подготовленных гражданским служащим в соответствии с должностными обязанностями документов за аттестационный период, но и успешность выполнения тех или иных заданий, направленных на решение поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач.

Учитывая это, полагаем, что в отзыве об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего должна основываться на достигнутых гражданским служащим результатах работы, а его профессиональные качества - исходя из итогов квалификационного экзамена.

Предмет оценки предопределяет и способы его установления. Если проведение квалификационного экзамена предусматривает применение экзаменационных процедур с использованием методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, то при аттестации, как полагаем, основным методом оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, ее результатов будет выступать анализ переданных в аттестационную комиссию документов (их обсуждение и рассмотрение), таких, как: 1) положение о государственном органе (административный регламент государственного органа); 2) положение о подразделении государственного органа, в котором аттестуемый гражданский служащий замещает должность гражданской службы; 3) должностной регламент гражданского служащего; 4) отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; 5) дополнительные сведения, представленные в аттестационную комиссию гражданским служащим о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период; 6) заявление гражданского служащего о его несогласии с представленным отзывом; 7) пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя; 8) аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации, позволяющий сравнить сведения о гражданском служащем, проверить выполнение им замечаний и предложений аттестационной комиссии. При этом аттестуемому гражданскому служащему, полагаем, в форме собеседования могут быть заданы вопросы относительно результатов его профессиональной служебной деятельности, опыта работы; соблюдения им налагаемых законом ограничений; наличия (отсутствия) нарушений запретов; выполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе; возможных предложений по совершенствованию профессиональной служебной деятельности и организации деятельности соответствующего подразделения государственного органа, решению поставленных задач. Вопросы, предложенные гражданскому служащему аттестационной комиссией, а также ответы на них кратко отражаются в аттестационном листе гражданского служащего.