Файл: Анализ конкурентоспособности продукции предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет
Кафедра Экономика предприятия
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические указания
к выполнению лабораторной работы № 5
по дисциплине «Маркетинг»
эк/б-21-2-озфо
Бабушкина К.А.
Севастополь
2023
Цель: Приобрести теоретические знания и практические навыки определения уровня конкурентоспособности продукции предприятия и разработки практических рекомендаций по ее повышению.
Условие задачи и исходные данные.
4.1 Постановка задачи
Оценить конкурентоспособность продукции на основе сопоставления параметров анализируемого изделия и товара-конкурента и сделать выводы о возможных направлениях повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
4.2 Ход выполнения работы
Для оценки конкурентоспособности по вариантам, приведенным в приложении А, на основе приведенных выше формул рассчитать единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции и заполнить таблицу 1.
При этом, условно считается, что все товары произведены в соответствии с принятыми стандартами качества, а деятельность предприятия не противоречит законодательству.
Таблица 1 Решение задачи
Параметр | Параметры | Коэффициент значимости параметра (аi) | Единичные показатели | |
Оцениваемая продукция | Продукция конкурента | |||
Технические параметры | ||||
Надежность, ресурс, тыс. час | 130 | 110 | 18 | 1,181 |
Наработка на отказ, тыс. час | 65 | 60 | 11 | 1,083 |
Экономичность, кВт/сутки | 1,3 | 1,75 | 15 | 1,346 |
Температура низкотемпературного отделения (НТО) | -18 | -10 | 12 | 1,8 |
Емкость НТО, дм3 | 60 | 40 | 12 | 0,667 |
Объем, л | 265 | 240 | 11 | 1,104 |
Дизайн в баллах по 10-балльной шкале | 5 | 3 | 10 | 1,667 |
Сохранность продуктов при отключении электроэнергии, ч. | 10 | 5 | 10 | 2 |
Экономические параметры | ||||
Цена, руб | 1400 | 1700 | 50 | 0,824 |
Общие затраты потребителя за весь период эксплуатации | 6600 | 4500 | 50 | 0,682 |
Нормативный параметр | 1 | |||
Групповой технический параметр | 131,794 | |||
Групповой экономический параметр | 75,267 | |||
Интегральный показатель конкурентоспособности | 1,75 |
В качестве выводов привести возможные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Вывод: Интегральный показатель конкурентоспособности равен 1,75 и означает, что анализируемый товар превосходит по своим параметрам товар-конкурент
Вывод: Приобрела теоретические знания и практические навыки определения уровня конкурентоспособности продукции предприятия и разработки практических рекомендаций по ее повышению.
5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое экономическое содержание имеет категория конкурентоспособности?
Конкурентоспособность предприятия – экономическая категория, отража-ющая его способность выпускать конкурентоспособную продукцию, его конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, поэтому оценка степени конкурентоспособности предприятия предполагает в первую очередь выбор базовых объектов для сравнения.
2. Для чего нужно изучать конкурентов? Что такое бенчмаркетинг?
Анализ конкурентов помогает эффективно продвигать продукт на рынке. Конкурентный анализ показывает:
-
кто выступает настоящим соперником в борьбе за клиента; -
какую стратегию применяет конкурент; -
какое у конкурентов уникальное торговое предложение; -
в каком направлении вам развиваться, чтобы увеличить охват рынка и прибыль; -
как отстроиться от конкурентов и найти свое преимущество; -
как показать уникальность продукта и привлечь дополнительную ЦА.
Бенчмаркинг (эталонное оценивание, англ. benchmarking) — сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы.
3. На ваш взгляд, что первично: конкурентоспособность предприятия или конкурентоспособность его товара?
Я считаю, что эти 2 понятия связаны между собой, то есть одно выходит из другого. Я предполагаю, что конкурентоспособность товара претерпевает некие метаморфозы, и мы видим влияние на конкурентоспособность предприятия, но уже в другом амплуа.
4. Как связаны качество и конкурентоспособность товара?
С понятием качества неразрывно связано такое понятие, как конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
5. Какую роль играют нормативные, экономические и технические показатели товара для его конкурентоспособности?
— технические — это параметры назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические параметры (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), конструктивные параметры (технологические решения, надежность, долговечность);
— нормативные — параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, действующим на рынке, где данный товар предполагается продавать.
«Мягкие» параметры характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т.п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.
В настоящее время, когда рынок заполнен множеством товаров, у которых «жесткие» параметры в значительной степени схожи, возрастает роль «мягких» параметров, придающих товарам своеобразие и привлекательность.
Экономические параметры связаны с затратами покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода эксплуатации (потребления). Сюда входят цена изделия, расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страховые взносы и т.д. Среди экономических параметров можно назвать также действующую систему скидок, условия поставок и платежей, сроки и условия гарантий и т.д.
6. Какие методы могут использоваться при исследовании конкурентоспособности товаров или услуг?
При исследовании конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности применяются следующие методы:
- метод социологического опроса,
- метод фокус-группы,
- метод сравнительного анализа.
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия используют сопоставительный анализ.
7. Какими показателями оценивается конкурентоспособность?
Потребности | Описание |
Технические | Где используется товар, как используется и для чего. |
Экономические | Сколько стоит, есть ли гарантия и сервисное обслуживание. |
Нормативные | Соответствует ли продукция установленным стандартам и нормам. |
Эстетические | Привлекательность и удобный дизайн. |
Эргономические | Удобство использования. |
8. Наиболее распространенные пути повышения конкурентоспособности.
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности компании:
-
применение нововведений в производстве, -
курсы по повышению квалификации для работников, -
переподготовка кадров, -
применение материалов и сырья с лучшим качеством, -
изучение конкурентов, -
повышение качества условий труда, -
применение качественных маркетинговых мероприятий, -
создание и регистрация собственного товарного знака, -
применение фирменных марочных изделий.