ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Творчество Роберто Бурле Маркса
ГРАФОРЕФЕРАТ
Выполнила: студентка группы 100-104
Яковлева Т.А.
Руководитель: Разетдинов И.М
Казань-2021
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Биография………………………………………………………………………………3
Глава 2. Основные работы
2.1. Поместье Роберто Бурле Маркса…………………………………………………………..4
2.2. Набережная Копакабана в Рио-де-Жанейро………………………………………………5
2.3. Резиденция «OlivoGomes»………………………………………………………………….7
Глава 3. Анализ творчества………………………………………………………………...…...9
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованных источников………………………………………………………….15
У
-
Биография
Роберто Бурле Маркс - всемирно известный ландшафтный архитектор 20-го века (рис.1). Помимо ландшафтного дизайна, он занимался живописью, скульптурой, дизайном ювелирных изделий, музыкой.
Рисунок 1 – Портрет Роберто Бурле Маркса
Дизайнер родился в Сан-Паулу 4 августа 1909 года. В 1913 году Роберто Бурле Маркс переехал в Рио-де-Жанейро. С 1928 по 1929 гг. учился живописи в Берлине. Там архитектора часто можно было увидеть в теплицах Далемского Ботанического сада, где он в первый раз обратил внимание на красоту тропических растений и бразильских флоры.
Первым ландшафтным проектом Роберто Бурле Маркса был частный сад для дома по проекту архитекторов Лусио Коста и Грегори Варшавчика в 1932 г. С тех пор его ландшафтные проекты улучшилась также, как и работы в живописи и графике.
В 1949 году он купил поместье площадью 365 кв. м. на окраине Рио-де-Жанейро, где начал собирать свою большую коллекцию растений. Бурле Маркс приобрел также в 1949 году ситио Санто Антонио да Бика, чтобы сохранить свою коллекцию растений. Это одно из самых красивых мест за пределами Рио. В ситио имеется прекрасный дом и маленькая часовня, которая датируется 16 веком. Оба здания были любовно восстановлены, и Бурле Маркс жил там с 1973 года до своей смерти в 1994 году. В 1985 году всё имущество было передано правительству Бразилии в доверительное управление и стало национальным достоянием. Теперь это место, этот сад-музей называется Ситио Роберто Бурле Маркса.
На территории площадью около 100 акров посетители могут увидеть более 3500 видов растений, экстраординарную коллекцию религиозных изображений и керамики из долины реки Жекитиньонья и, конечно, картины самого Бурле Маркса.
Здесь поразительная коллекция Бромелиевых, геликоний и многих других растений.
В 1955 году Бурле Маркс создал ландшафтную компанию, которая называется Burle Marx & Cia. Ltda. (Burle Marx & Company). В ней он занимался ландшафтным дизайном, распространял и внедрял свои идеи в частных и общественных садах.
В 1955 году Бурле Маркс организует ландшафтную студию. В ней создаются и реализуются ландшафтные проекты для поддержания и восстановления садов.
К этому времени у Бурле Маркса был уже небольшой питомник. Здесь он выращивал, а затем продавал растения.
Роберто Бурле Маркс умер в Рио-де-Жанейро в 1994 году в возрасте 84 лет.
За свою жизнь художник сделал около 3000 ландшафтных проектов и воспитал огромное количество талантливых учеников, которые продолжают дело своего наставника. Он оставил след в истории как архитектор, дизайнер, скульптор и создатель садов, которые выглядят словно картины художника-абстракциониста. Создавая геометрические ландшафтные планы, Бурле Маркс стремился придать двумерным изображениям 3D эффект и произвел настоящую революцию в садовом дизайне.
2. Основные работы
2.1. Поместье Роберто Бурле Маркса.
Представители ЮНЕСКО объявили дом-музей Роберту Бурле Маркса частью своего всемирного наследия. Имение бразильского ландшафтного дизайнера площадью более 400 000 кв. метров внесли в список объектов Всемирного наследия. Имение расположено в районе Барра-де-Гуаратиба, в окружении пышного тропического леса с мангровыми зарослями. Огромная ферма, купленная братом Бурле Маркса в 1949 году, стала колыбелью ботанических экспериментов бразильского гения. В поместье, постепенно превращавшемся в настоящую лабораторию, разместилась уникальная коллекция тропических растений из более чем 3,5 тыс. видов (рис.2).
Рисунок 2 – Поместье
Роберто Бурле Маркса
Рисунок 3- Поместье
Роберто Бурле Маркса
Ситио Бурле Маркс в западном Рио-де-Жанейро выращивает более 3500 видов растений, произрастающих в Рио, и считается лабораторией для ботанических и ландшафтных экспериментов.
Признание было вручено во время заседания Комитета наследия ЮНЕСКО в Китае. Это место было признано культурным ландшафтом - категорией, посвященной местам, позволяющим взаимодействовать между окружающей средой и людьми.
«Сад имеет ключевые характеристики, которые стали определять ландшафтные сады Бурле Маркса и повлияли на развитие современных садов во всем мире», - говорится в заявлении ЮНЕСКО.
Место, названное в честь Бурле Маркса, было его домом до 1985 года, когда он передал его в дар федеральному правительству (рис.3).
Он был признан одним из самых выдающихся художников-пейзажистов 20-го века, и ему приписывают создание концепции современного тропического сада.
На территории, которая открыта для посетителей, тропические и полутропические растения соседствуют с естественным атлантическим лесом и 3000 произведений доколумбового и современного искусства.
Рисунок 4- Сад
Роберто Бурле Маркса. Искья. Италия.
Частный сад на острове Искья, в Италии. На территории в два гектара собрано более трех тысяч редких видов экзотических растений, привезённых со всех уголков мира.
Сад Бурле Маркса считается одной из самых важных работ художника.
Это 23-е место в Бразилии, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
2.2. Набережная Копакабана в Рио-де-Жанейро.
Данный проект является самой обширной и известной работой Роберто Бурле Маркса, который принес ему всемирную известность. Именно в этом ландшафте видно, как цвет может изменять форму объекта. Необычные мощения, яркие цвета, интересные фактура и различные динамичные формы- все это наполняет пляж Копакабана.
Рисунок 5- Прогулочная зона набережной Копакабана
В данной композиции центром является ландшафтная картина из двух деревьев и насаждений вокруг них (рис.5). Вокруг него происходит динамическое многообразие покрытий, дорожек, тропинок, растений. Ни одна из аморфных линий в данной композиции не повторяется. Все дорожки имеют разные цвета, что позволяет пешеходам выбрать по какой идти. По бокам площадка закрыта ландшафтными композициями в целях шумоизоляции и облагораживании территории. Необычным является то, что из совершенно простой прямоугольной формы за счет колористических и пластических решений была достигнута неповторимая формальная композиция. Все элементы делят ее и расчленяют начальную форму, меняют ее первоначальный вид.
Рисунок 7- Мощение пляжа Копакабана. Вид 2.
Рисунок 6- Мощение пляжа Копакабана. Вид 1.
В данном ландшафте Роберто Бурле Маркс использует всего три цвета- черный, серый и оранжевый (рис.7). В работе дизайнером применяется цвет не только как фактор визуального комфорта, но и цвет как средство информации. Каждый из цветов характеризует определенную расу, населяющую Рио-де-Жанейро, и то, как они сливаются выражает единство человека на свете. Можно заметить волнообразную текстуру, ведущую к самому пляжу (рис.6). Волнообразный мотив стал характерной чертой и подписью Бурле Маркса.
2.3. Резиденция «OlivoGomes»
Сад, созданный для резиценции OlivoGomes в 1950 году, послужил ярким примером того, как мастер подчеркивает воду (рис.8). Вода во всех проектах Роберто Бурле Маркса играла важную роль – вода-отражение, вода-зеркало – чтобы еще раз подчеркнуть красоту необычной флоры Бразилии. Так, в данной территории необычным является то, как мастер выделил озеленением красоту и пластику территории. На задний план он высадил пальмы, которые разбивают пространство озера и обращают внимание зрителя на задний план участка. Подбивают деревья растения «птицы» (Thyphonodorum Lindleyanum), которые будто присели на воду и вот-вот взлетят. На переднем же плане мы видим низкую растительность, которая открывает вид на средний и задний план.
Рисунок 8- Резиденция Olivo Gomes
Данный ландшафт является одним из лучших примеров создания концептуального сада. По берегу огромного озера высажены «Schirolobium parahybum» (в народе Tower tree), которые разбивают пространство озера и обращают внимание на задний план участка. На переднем плане расположены Thyphonodorum Lindleyanum (рис. 9).
Рисунок 9- растительность сада
Роберто Бурле Маркс создал здесь уникальный парк, где было высажено большое количество пальмовых деревьев, в отдельных зонах устроены небольшие садики с использованием водоемов, водных растений, лотоса, традесканции – и все без единого изъяна – все четко просчитано, цветовые акценты подобраны с большим вкусом.
-
Анализ творчества
Для абстрактных садов Бурле Маркса характерно использование волн из растений. Эти волнистые, плавные линии переходят в ряды крупных растений.
Волны - своего рода характерная черта, подпись ландшафтного дизайнера Бурле Маркса. Примечательно, что Роберто использует для проектов в основном местные растения (можно сказать, сорняки).
Он был одним из первых людей, кто призывал к сохранению тропических лесов Бразилии. Более 50 растений носят его имя. Он собрал значительную коллекцию растений в своём доме, в том числе более 500 филодендронов. В его творчестве также популярной темой были водные сады (рис.10, 11).