ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 11- Центральный парк в Куала- Лумпуре. Малайзия.
Рисунок 10- Дворец Итамарати. Бразилиа
Роберту Бурле Маркс всегда начинал с холста (рис. 13). Его техника гуаши кодировала каждый тип растительности. Эти картины теперь почти так же заметны, как и сады, которые они планировали. Дворец Густаво Капанема, известный бразильцам как Министерство образования и здравоохранения, стал началом «зеленой революции» Бурле Маркса (рис.12). Это был 1938 год. И он навсегда изменил ландшафтный дизайн.
Рисунок 13- Абстрактная живопись Роберто Бурле Маркса.
Рисунок 12- Дворец Густаво Капанема. Рио-де-Жанейро
Как и у многих художников, дом бразильского ботаника стал одной из его самых впечатляющих работ (рис.14). В отличие от большинства ландшафтных архитекторов, которые чаще всего сначала создают план для проекта, а затем получают выращенные готовые растения, Бурле Маркс использовал свой дом в качестве питомника и спасательной фермы для вымирающих амазонских видов (рис.15). На протяжении многих лет Бурле Маркс собирал растения, которые друзья и поклонники приносили ему в обмен на некоторые из его собственных.
Текстура – вот что является основной движущей силой всех работ Роберто Бурле Маркса. Хорошо зная растения, он добивался необычных сочетаний из обычных растений – «Ценность растений в композиции подобна ценности окраски в живописном полотне и всегда не является относительной. Растение получает ценность благодаря контрасту или гармонии, которая создается от соседства с другими растениями».
Рисунок 14- Поместье Роберто Бурле Маркса.
Рисунок 15- Ситио Роберто Бурле Маркса.
Приемы, которые он использовал, были новаторскими – плавные перетекающие линии, соединенные с крупными рядами архитектурных растений (Рис.16). Так же он любил использовать камни, булыжники, мозаику, бетон.
Рисунок 16- Перетекающие линии в ландшафтах Роберто Бурле Маркса
Роберто Бурле Маркс создал интереснейшие огромные живописные панно, украсившие новый город Бразилиа и набережные Рио-де-Жанейро. Растения выступают в них не только самостоятельно, но и в продуманном сочетании с декоративным покрытием, скульптурой, малыми архитектурными формами. Бурле Маркс перевел абстрактную живопись на язык ландшафтной архитектуры (рис.17). Сложный рисунок плоскости земли функционален, соответствует общему градостроительному замыслу, помогает ориентироваться в сложном городском пространстве, обогащает архитектуру сооружений.
Рисунок 17- Абстрактная живопись Роберто Бурле Маркса
Для ландшафтов бразильского дизайнера свойственно использование метра, примером чего является пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро (Рис.18).
Рисунок 18- Пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро.
Роберто Бурле Маркс отказался от симметрии в своих работах и привнёс новые элементы в виде абстракций и удивительных ярких красок местной растительности, устранив при этом симметрию и отказавшись от импортированной флоры и европейских шаблонов.
Для абстрактных садов Бурле Маркса характерно использование волн из растений. Эти волнистые, плавные линии переходят в ряды крупных растений. Поэтому композиции его садов наполнены динамикой и движением.
Также, дизайнер использует геометрические фигуры. Он говорил: «В саду доминирует круглая форма, повторяющаяся в разных размерах, цветах и более медленных и быстрых темпах. Круги представляют цилиндрические кадки с цветами различной высоты, покрытые разноцветной мозаикой: таким образом, цвет растения резко оттеняется другим…». Примером данного приема является прогулочная зона пляжа Копакабана (Рис.19).
Рисунок 19- Прогулочная зона пляжа Копакабана.
Композиции Роберто Бурле Маркса нюансные, присутствуют различия по цвету, фактуре, форме.
В ландшафтах Бурле Маркса доминирует палитра, представленная на рисунке 20.
Рисунок 20- Палитра Роберто Бурле Маркса
Главенствующие фактуры в проектах дизайнера:
-
Вода -
Трава -
Камень -
Бетон
Художественный стиль Бурле Маркса был авангардным и современным. Большая часть его работ воплощена в безвременье и совершенстве. Он исследовал антимимитическую и скептическую эстетику, развившуюся из модернизма с отчетливо бразильским стилем. На его проекты также повлияли кубизм и абстракционизм. Еще одним сильным влиянием было бразильское народное искусство.
Заключение
За свою жизнь Роберто Бурле Маркс создал около 3000 ландшафтных проектов и воспитал огромное количество талантливых учеников, которые продолжают дело своего наставника. Он оставил след в истории как архитектор, дизайнер, скульптор и создатель садов, которые выглядят словно картины художника-абстракциониста. Создавая геометрические ландшафтные планы, Бурле Маркс стремился придать двумерным изображениям 3D эффект и произвел настоящую революцию в садовом дизайне.
Его эстетика часто основана на природе, например, он никогда не смешивал цвета трав, применял большие группы одного и того же экземпляра, использовал местные растения и превращал каменистое поле в расслабляющий сад. Дизайнера очень интересовал характер каждого растения и то, как оно влияет на весь сад. Роберто Бурле Маркс искал глубины в своих проектах, понимая, как животные взаимодействуют с растениями и как они цветут, среди других. Бурле Маркс обладал большим мастерством в использовании скульптурных форм растений. Ощущение подвижности - важный элемент знакомства с его пейзажами. Роберто также умело использовал огромный масштаб, освещение и отражение, особенно при использовании воды. Бурле Маркс смог расширить архитектуру здания до сада. Он предпочитал работать с общественными пространствами, потому что, по его словам, они способны обеспечить достоинство масс.
Работу Маркса можно резюмировать в четырех общих дизайнерских концепциях:
- использование местной тропической растительности в качестве структурного элемента дизайна;
- нарушение симметричных узоров в концепции открытых пространств;
- красочная обработка тротуаров и использование свободных форм, водных объектов в дизайне.
Творчество Роберто Бурле Маркса может привлекать современников своими оригинальными формами и сочетаниями. Дизайнер переносил абстрактную живопись в ландшафтные проекты. В настоящее время ученики мастера продолжают превращать сады в яркие панно, состоящие из различных текстур и форм.
Список использованных источников
-
Blogger.com (https://all-begonias-tamaravn.blogspot.com/2014/11/roberto-burle-marx.html) -
Яндекс. Дзен (https://zen.yandex.ru/media/stodorog/sad-burle-marksa--dom-tropicheskih-rastenii-6122278561e786779b396c3d) -
Интерьер+ Дизайн (https://www.interior.ru/art/7025-robertu-burle-marks-i-ego-zelenaya-revolyutsiya.html) -
Gardener.ru (https://www.gardener.ru/gap/person/page49.php ) -
Hmong.ru (https://hmong.ru/wiki/Roberto_Burle_Marx )