Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
Г.В. Токарева
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Иваново 2013
2
УДК 811.161.1
Т 54
ТОКАРЕВА Г.В. Культура речи: Учеб. пособие/ ФГБОУВПО «Ивановский го- сударственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново,
2013. – 201 с.
ISBN
Учебное пособие содержит материалы, обеспечивающие изучение курса
«Русский язык и культура речи». Данная дисциплина является неотъемлемой частью гуманитарной подготовки студентов заочной формы обучения техни- ческих вузов. Представленные материалы позволяют организовать самостоя- тельную работу, контроль знаний и умений студентов по курсу. Пособие включает конспекты лекций, материалы для подготовки к практическим заня- тиям, итоговые тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца- ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.
Пособие создано в соответствии с ФГОС, с учетом педагогических из- мерительных материалов (ПИМ), разработанных «НИИ мониторинга качества образования», и новых учебных планов ФЗВО ИГЭУ, в которых, кроме лек- ций, предусмотрены практические занятия.
Предназначено для студентов заочной формы обучения технических ву- зов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУВПО
«Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Лени- на»
Научный редактор В.А. Фалина, канд. филол. наук
Рецензент С.Н. Зайцева, канд. филол. наук
ISBN © Г.В. Токарева, 2013
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня к выпускникам технических вузов предъявляются серьез- ные требования в области профессиональной и общей гуманитарной подготовки. Повышение речевой культуры является одной из клю- чевых проблем подготовки будущих специалистов.
Данное пособие позволяет обеспечить учебный процесс по курсу
«Русский язык и культура речи», улучшить качество языковой под- готовки студентов-заочников технических специальностей.
Особенность пособия, которое выполнено на базе Ивановского го- сударственного энергетического университета, состоит в том, что оно имеет комплексный характер:
1. Включает теоретические сведения, которые дают возможность студентам самостоятельно освоить базовые знания по предмету, эффективно подготовиться к выполнению контрольной работы, а впоследствии к зачету, осознанно воспринимать лекционный мате- риал во время сессии.
2. Содержит задания для практических занятий и для самостоятель- ной внеаудиторной работы студентов, направленные на формирова- ние современной языковой личности и повышение уровня комму- никативной компетенции будущихспециалистов.
3. Позволяет студентам с помощью тестов диагностировать качест- во знаний по каждому разделу и курсу в целом, самостоятельно подготовиться к практическим занятиям, качественно выполнить контрольную работу, которая является промежуточной формой кон- троля по дисциплине, подготовиться к зачету.
4. Содержит приложения, ориентированные на тематику практиче- ских занятий и материал заданий контрольной работы.
Теоретический материал излагается в последовательности, отра- жающей логику курса. Модуль первый (Культура речи) представлен двумя темами: «Теоретические основы культуры речи», «Нормы со- временного русского литературного языка». Во втором модуле (Ри- торика) рассматриваются следующие темы: «Риторика как наука»,
4
«Речевое взаимодействие. Основные единицы и принципы обще- ния», «Оратор и его аудитория», «Подготовка публичного выступ- ления». Включение этого материала обосновано тем, что владение устным словом становится в настоящее время существенным при- знаком деловой квалификации современного специалиста. Публич- ная речь играет все более активную роль в жизни общества. Владе- ние умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успе- ха во многих областях и видах профессиональной деятельности.
Четвертый модуль (Стилистика) знакомит с темой «Функциональ- ные стили современного русского языка». В пособии уделяется особое внимание тем стилям, изучение которых имеет особенно важное значение для студентов технических специальностей, − на- учному и официально-деловому.
В пятом модуле (Деловой русский язык) рассматривается тема
«Служебные документы. Нормы делового письма. Деловое обще- ние». Этот материал окажет большую помощь студентам в усвоении норм делового этикета, а также современных требований к оформ- лению служебной документации. В приложениях к модулю пред- ставлены модели написания ряда служебных документов.
Учебное пособие (раздел «Варианты контрольной работы») позво- ляет оценить качество знаний и умений студентов по следующим модулям курса:
1. Модуль 1. Культура речи (задание № 1 – орфографические нор- мы, задание № 2 – орфоэпические нормы: нормы ударения, зада- ния № 3-7 – лексические нормы, задания № 8-10 – морфологиче- ские, задание № 11 − синтаксические нормы).
2. Модуль 2. Риторика (задание № 12).
3. Модуль 3. Стилистика (задание № 13 − функциональные стили современного русского литературного языка: научный стиль ре- чи).
5 4. Модуль 4. Деловой русский язык (задание № 14 – правила оформления документов).
Пособие содержит пять вариантов контрольной работы по курсу.
Студенты, шифр которых оканчиваетсяна 1-2, выполняют первый вариант, 3-4 – второй, 5-6 – третий, 7-8 – четвертый, 9-0 – пятый.
При оформлении контрольной работы следует выполнять следую- щие рекомендации:
контрольная работа выполняется аккуратно в тетради с полями для замечаний рецензента (возможно оформление работы в ком- пьютерном варианте − формат А 4);
задания и образцы их выполнения переписывать не надо;
на титульном листе (на обложке) указывается вид работы и на- звание дисциплины (контрольная работа по дисциплине «Рус- ский язык и культура речи»), номер варианта, а также фамилия, имя, отчество, шифр, курс, группа студента;
задания должны выполняться в той последовательности, которая предложена в учебном пособии и в соответствии с образцами.
Образцы выполнения заданий и предложенные в задании № 13 тексты в тетрадь не переписываются;
словари (в том числе электронные, онлайн-словари), справочни- ки, указываются в том разделе контрольной работы, в котором они использовались. Обращаем внимание на важность использо- вания при работе над заданиями контрольной работы авторитет- ных словарей и справочников, а также оформления выпускных данных изданий в соответствии с современными требованиями;
ошибки и недочеты, отмеченные преподавателем-рецензентом при проверке контрольной работы, исправляются студентом; исправленный вариант записывается в этой же тетради под заго- ловком «Правильный вариант» и предъявляется на зачете;
положительная оценка за контрольную работу обеспечивает до- пуск к зачету.
6
I. МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1. ТЕМА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
1.1. Предмет культуры речи.
1.2. Основные аспекты культуры речи.
1.3. Коммуникативные качества речи.
1.4. Язык и речь.
1.5. Функции языка.
1.6. Формы национального русского языка.
1.1. Предмет культуры речи
Непременная оставляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе куль- турные и исторические традиции народа. Языковое образование – залог овладения культурой. Вот почему курс «Русский язык и куль- тура речи» входит в программы подготовки специалистов нефило- логического профиля.
То, что язык – основа любого качественного образования, прекрасно понимали наши великие предки. Вот почему, согласно университет- скому уставу времен М.В.Ломоносова, студент должен был сначала окончить курс словесных наук и лишь потом учиться по избранной специальности.
Сегодня российскому обществу нужны профессионалы, умеющие четко и ясно выражать свои мысли, грамотно работать с информа- цией, правильно оформлять деловые бумаги, владеть навыками эф- фективного делового и личностного общения.
7
Культура речи – языковая дисциплина, направленная на формиро- вание навыков эффективного речевого общения как в устной, как и в письменной форме.
Под культурой речи понимается выбор и организация языковых
средств, позволяющих в определенной речевой ситуации при со- блюдении языковых норм и этики общения обеспечить наиболь- шую эффективность в достижении поставленных коммуникативных
задач.
Речевая ситуация включает следующие компоненты:
1) адресант (человек, создающий текст);
2) адресат (человек, которому адресован текст);
3) совокупность условий и обстоятельств, создающих между участ- никами такие отношения, которые требуют определенных речевых действий.
Эффективность в достижении поставленных коммуникативных за-
дач – это достижение своей цели посредством речевого общения при сохранении баланса отношений с собеседником (нормальных отношений), то есть коммуникативного равновесия.
1.2. Основные аспекты культуры речи
Выделяют четыре аспекта культуры речи.
1. Нормативный – соблюдение норм литературного языка: норм языковых, коммуникативных (связанных с этическими и эстетиче- скими представлениями нации), стилистических.
2. Коммуникативный – выбор и организация языковых средств в соответствии с ситуацией речевого общения и поставленной ком- муникативной задачей (целью общения). В этом аспекте уделяется большое внимание коммуникативным качествам речи.
8 3. Этический – знание и соблюдение речевого этикета. Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств (напри- мер, этикетных формул приветствия, просьбы, извинения), а также правила их использования в тех или иных ситуациях общения. Эти правила основаны на нормах морали и национально-культурных традициях.
4. Эстетический – соблюдение красоты речи.
1.3. Коммуникативные качества речи
К коммуникативным качествам речи относят:
1) Правильность – соблюдение языковых норм (знание того, что твоя речь правильная, придает человеку уверенность, не отвлекает внимания слушателей от содержания информации, позволяет судить об уровне образованности человека).
2) Точность – точность словоупотребления, то есть употребления слова в том значении, которое за ним закреплено в словаре; стрем- ление избегать двусмысленности (точность определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умением отбирать нужные слова для выражения смысла).
3) Информативность – содержательность, насыщенность новой, актуальной и значимой для раскрытия темы информацией.
4) Ясность (понятность, доступность), которая достигается, на- пример, благодаря отсутствию непонятных аудитории иноязычных слов или профессиональных терминов, мешающих восприятию ре- чи, отвлекающих от понимания смысла.
5) Чистота речи – отсутствие слов, чуждых литературному языку по нравственным или эстетическим представлениям; засоренность лишними словами: словами-сорняками, словами-паразитами (как
бы, это самое, вот, да и др.).
9 6) Уместность (целесообразность) – соответствие речи цели обще- ния, теме и жанру речи, характеру аудитории, ее настроенности, ус- ловиям общения (месту, времени и др.).
7) Логичность – соответствие речи законам логики: наличие после- довательности, смысловой связности, непротиворечивости при пе- реходе от мысли к мысли, соблюдение причинно-следственных свя- зей. Основные логические ошибки, как правило, заключаются в ут- верждении взаимоисключающих понятий, в смещении плана изло- жения, сопоставлении логически неоднородных понятий, неверном установлении причинно-следственных связей, нарушении логиче- ских связей между частями предложений.
7) Богатство речи – богатство словаря, использование разнообраз- ных языковых средств, например, синонимов, фразеологизмов, по- словиц, поговорок.
8) Образность (изобразительность) – умение с помощь слова соз- дать образ, используя изобразительно-выразительные средства язы- ка, стилистические фигуры.
9) Выразительность – это такое качество речи, которое вызывает и поддерживает внимание и интерес аудитории; выразительность дос- тигается самыми разнообразными средствами.
1.4. Язык и речь
Язык и речь – основные понятия курса «Русский язык и культура речи». Язык – это абстрактное понятие. Это система знаковых еди- ниц общения. Говоря, что язык – это система, мы подчеркиваем, что он имеет внутренний порядок, организацию частей в единое це- лое (слово система – греческое по происхождению, буквально оз- начает «целое из составных частей»). Указывая на то, что язык – это система знаковых единиц, мы учитываем, что знак – это замести- тель: он лишь указывает на предмет, признак, действие, но не явля- ется ими. Слово в этой связи является полноценным знаком.
10
По своему назначению единицы языка делятся:
1) на номинативные;
2) коммуникативные;
3) строевые.
Основной номинативной единицей является слово (лексема), ком- муникативной – предложение (его синтаксическая модель).
Строевые единицы языка служат средством построения и оформле- ния номинативных и коммуникативных единиц. Строевыми едини- цами являются:
1) фонемы;
2) морфемы;
3) формы слов;
4) синтаксические модели словосочетаний.
Номинативные, коммуникативные и строевые единицы образуют
уровни (ярусы) языка: фонетический, лексический, морфологиче- ский и синтаксический.
Язык как абстрактное понятие и знаковая система рассматривается в отвлечении от многообразия конкретных, индивидуальных выска- зываний отдельных людей. Знать язык – значит знать структуру языка (его единицы, уровни) и законы использования его единиц
(например, звуков, слов, словосочетаний, предложений). В отличие от языка, речь конкретна и индивидуальна.
Язык – это средство создания речи. Речь – это способ и результат
(продукт) использования языка.
Различают такие виды речи, как монолог, диалог, полилог (форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих).
Выделяют устную и письменную форму речи. Они различаются:
1) по форме реализации: устная форма – звучащая, письменная – графически оформленная;
11 2) по цели: у устной формы – быстрая передача и воспроизведение определенной информации, у письменной – длительное хранение информации;
3) по отношению к адресату: устная форма ориентирована на слу- шателя, зависит от того, кто и как ее воспринимает; письменная форма обращена к отсутствующему человеку, мысленно представ- ляемому; на нее не влияет реакция тех, кто читает;
4) по порождению формы: говорящий создает речь сразу: одновре- менно работает над содержанием и формой, следствием чего явля- ются паузы; пишущий может неоднократно возвращаться к напи- санному, исправлять текст;
5) по характеру восприятия: письменная речь рассчитана на зри- тельное и неоднократное восприятие, устная речь воспринимается на слух; ее содержание должно сразу быть понято и легко усвоено слушателями, поэтому при устном выступлении важна простота языка, в том числе простота лексики, синтаксиса, повторы, выделе- ние ключевых слов и мыслей.
Также выделяют функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
1.5. Функции языка
Как средство и способ общения язык выполняет коммуникативную функцию. Это основная функция языка. Язык выполняет и другие важные функции:
мыслеформирующую (язык − средство и способ мышления: с по- мощью языка осуществляется деятельность сознания и отраже- ние ее результата (формирование мыслей и их выражение);
кумулятивную функцию (накопление, хранение, передача ин- формации, сохранение национальной культуры);
познавательную (когнитивную);
номинативную (называния);