Файл: Монография бестселлер видных американских исследователей Л.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Annotation
Монография — бестселлер видных американских исследователей Л.
Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности.
Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии личности, межличностными и семейными отношениями. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд,
Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура,
Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий впервые в столь полном объеме представлены на русском языке.
Теории личности
Предисловие к русскому изданию
Об авторах
Предисловие
Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину
Теории личности
Компоненты теории личности
Критерии оценки теории личности
Основные положения, касающиеся природы человека
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности
Метод анамнеза
Корреляционный метод
Экспериментальный метод
Оценка личности
Типы методов оценки
Резюме

Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности:
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности
Психоанализ: основные концепции и принципы
Инстинкты — движущая сила поведения
Развитие личности: психосексуальные стадии
Природа тревоги
Основные положения
Фрейда относительно природы человека
Эмпирическая валидизация психодинамических концепций
Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления:
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности
Основные тезисы индивидуальной психологии
Индивидуальная психология: основные концепции и
принципы
Основные положения
Адлера относительно природы человека
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Приложение: невроз и его лечение
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
Биографический очерк
Аналитическая психология: основные концепции и
принципы
Резюме


Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Рекомендуемая литература
Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни
Эрик Эриксон: эго — теория личности
Эго — психология: результат развития психоанализа
Эпигенетический принцип
Развитие личности: психосоциальные стадии
Основные положения Эриксона относительно природы человека
Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
Применение: американские подростки, или «кто я такой?»
Другие примеры пересмотра психоаналитической теории:
акцент на культурных и межличностных факторах
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Биографический очерк
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
Карен Хорни: социокультурная теория личности
Биографический очерк
Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности:
Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
Что такое личность
Концепция черты личности
Проприум: развитие самости
Функциональная автономия: прошлое — это прошлое
Зрелая личность
Основные положения Олпорта относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
Применение: изучение ценностей
Подход к личности с позиции факторного анализа
Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
Биографический очерк
Теория черт личности: основные концепции и принципы
Ганс Айзенк: теория типов личности
Биографический очерк
Основные концепции и принципы теории типов личности
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 7. Научающе — бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер
Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения
Подход Скиннера к психологии
Респондентное и оперантное поведение
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
Применение: лечение, основанное на оперантном научении
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 8. Социально — когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
Альберт Бандура: социально — когнитивная теория личности
Основные принципы социально — когнитивной теории
Научение через моделирование
Подкрепление в научении через наблюдение
Основные положения Бандуры относительно природы человека
Эмпирическая валидизация социально — когнитивной теории
Применение: «власть человеку» — саморегулируемое

изменение
Джулиан Роттер: теория социального научения
Биографический очерк
Теория социального научения: основные концепции и принципы
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж
Келли
Джордж Келли: когнитивная теория личности
Основы когнитивной теории
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
Основной постулат и некоторые выводы из него
Основные положения Келли относительно природы человека
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности:
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности
Основные принципы гуманистической психологии
Мотивация: иерархия потребностей
Дефицитарная мотивация и мотивация роста
Основные положения
Маслоу относительно природы человека
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
Резюме

Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности:
Карл Роджерс
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности
Точка зрения Роджерса на природу человека
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
Феноменологическая позиция Роджерса
Я — концепция: «все — таки кто я?»
Полноценно функционирующий человек
Основные положения Роджерса относительно природы человека
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
Применение: терапия, центрированная на человеке
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
Глава 12. Психология личности: новые направления
Основные положения в ретроспективе
Оценка теорий личности
Наступление эры персонологии
Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература

Теории личности

Предисловие к русскому изданию
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад,
российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики,
да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по —
новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности,
разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия,
прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность
«за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж.
Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это

трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона,
однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов,
надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея
Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии.
Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия
— далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей
— это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной)
терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов,
философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
С. — Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Об авторах
Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью — Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964),
степень доктора по социально — личностной психологии в Университете
Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и
Университете острова Принца Эдуарда. Д — р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность.
Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го
Подразделения (социально — личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в
Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года,
д — р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год,
деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог,
имеющий частную практику в Пенсильвании, д — р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К
тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.


Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования.
И наконец,
элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное,
информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов,
представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и
преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.
Что нового в третьем издании?
Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом Густавом Юнгом,
Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и
Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию конкретных теоретических подходов. В главе 5, например,
выдающиеся идеи, высказанные Эрихом Фроммом и Карен Хорни,
освещаются после детального объяснения концепций, основных положений, эмпирических данных и практического применения эго —
теории Эрика Эриксона. Мы также включили краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и недостатки его системы.
Во — вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии,
используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.
Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамической активации.
Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории