Файл: Методическая разработка по финансовой грамотности дошкольника Основы финансовой грамотности для старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №21 посёлка им. М.Горького

муниципальное образование Кавказский район

Методическая разработка по финансовой грамотности дошкольника

«Основы финансовой грамотности для старших дошкольников»

Подготовила:

Баранник Светлана Анатольевна

Воспитатель

2021г.

Оглавление

  1. Актуальность проблем обучения старшего дошкольного возраста финансовой грамотности.

  2. Цель

  3. Задачи

  4. Описание форм и методов проведения занятий

  5. Конспекты организованной образовательной деятельности

  6. Развивающие альбомы

  7. Загадки, поговорки, пословицы

  8. Веселые стихотворения

  9. Сказки

  10. Дидактические игры

  11. Квест – игра

  12. Памятка для родителей

  13. Консультация для родителей

  14. Анкета для родителей

  15. Заключение

  16. Литература


Многие детские игры-

Подражание серьезной

Деятельности взрослых.

Я.Корчак

Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности.

Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общественной культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в не6й без экономических знаний. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.


К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность концепций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим, детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушения. Проведенные статистические исследования говорят о том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследования в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т. д.

Новизна.

Создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Цель.

Создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово – грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи.

Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена и т.д.). Формировать представления детей о финансовой грамотности,

организации производства; формировать понятия основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливого отношения к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; воспитывать нравственно - экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Описание форм и методов проведения занятий.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводятся в различных формах: беседы по финансовой грамотности, виртуальная экскурсия, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно – ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в хорде игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Конспекты организованной образовательной деятельности.

Тема: «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотра мультфильма.

Оборудование:

- мяч;

- копилка с набором различных монет и банкнот;

- изображение пластиковой карты;

- бумага и цветные карандаши;
Предварительная работа: следует продолжить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.


1.Организация детской деятельности.

- Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует копилку.

- Что такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
2. Игра «для чего нам нужны деньги?»

- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю , для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны :

Для покупки продуктов питания;

Для оплаты бытовых услуг;

Для оплаты развлечений ( воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

Для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

Для оплаты проезда на транспорте;

Для покупки подарков;

Для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едем на автобусе, мы платим?

-Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.
3. Беседа о монетах.

- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим .

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно монеты. Какая монета?

Ели дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в копилке еще что – то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достает банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
4. –Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признаки монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота….
Банкнота бумажная, а монета…..
Монета звенит, а банкнота….
Монета металлическая, а банкнота….

- Где мы носим деньги, монеты, банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставить в банкомат и знать пароль).


- Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.

Просмотр мультфильма.

- Что удобнее носить с собой: наличные(монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты (можно забыть пароль).
Физ. Минутка
5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в тором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания дети презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

6. Заключительная часть .

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (наличные деньги).

- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Тема: «Путешествие с монеткой по стране Экономики»
Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе.
Задачи:

-закрепить представления детей экономических понятий6 деньги, семейный бюджет: доход и расход;

-развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

-выделять слова и действия, относящееся к экономике, обогащать словарный запас;

-закреплять умения участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

-воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;

-формировать положительные взаимоотношения детей.
Ход занятия:

Воспитатель:

-дети , вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей).

Путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.

- Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране – ЭКОНОМИКЕ. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись». А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:

- Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)