Файл: Методическая разработка по финансовой грамотности дошкольника Основы финансовой грамотности для старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«Какие бывают доходы».

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход- заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и т.д.). и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и т.д.). дающие дополнительный доход.

Содержание: дети рассматривают карточки, называют деятельности взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Кто как работает».

Цель: расширить представления о том, что в сказке герои по- разному приобретают богатство: одни трудятся. А другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Ход игры:

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше –трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисовано на доске «на листе ватмана» лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем познакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижней ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что доже на солнышке весь день лежит».

«Хочешь есть, калачи – не лежи на печи».

Дети рассказывают о том , что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устройте дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.


«Услуги и товары».

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображение труда – изготовление товаров или предоставление услуг – в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т.д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры.

Из –за театральной ширмы слышатся голос героев: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услуги?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы которые производят) и что такое услуги (это помощь , которую можно предоставить другим). Дети говорят, что люди каких профессий производят товары : пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: -мама печет пирожки бабушке . Пирожки – это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. И так, девочка предоставляет услуги.

- Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончанию детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

«Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессиях. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку – труженику.

Материал. Кукла – загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры.

Покажите детям картинки, на которых изображены людьми разных профессий. Дети, ориентируются по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображение сказочных персонажей, а мальчикам – с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, что бы с помощью движения, имитации других образных действий они показали профессию своего героя.


Ориентируйте постепенный переход к сюжетно – ролевым играм на эту тему. Можно провести беседы о том, как относятся к своему труду герои, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

«Размен».

Цель. Научить считать деньги.

Материал. Монеты и купюры разных номиналов.

Ход игры.

Выдайте детям мелкие монеты, по два три десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного наминала. Эта игра – соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достанется. В конце игры считаем сумму выигрыша.

КВЕСТ – ИГРА

«Гуси - Лебеди».

Методический блок .

Цель.

Формирование у детей 5-6 лет основных экономических понятий через игровую деятельность.

Задачи.

Расширить представления детей о необходимости рационального использования денег, а том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.

Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства. Развить сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. Сформировать навыки командной работы.

Форма занятия.

Квест – игра.

Время занятия. 20 – 30 минут.

Оснащение, дидактический материал.

Запись музыкальных фрагментов и сказки «Гуси - Лебеди», видео- запись обращения Бабы –Яги к детям, картинки с заданиями, монеты достоинством один рубль, два рубля, пять рублей, десять рублей.

Предварительная работа.

Изготовление атрибутов, раздаточного материала и т.д.

Оформление помещения в соответствии с игрой.

Беседы по заданной теме. Ключевые понятия: заработная плата, экономия, растраты, бюджет, деньги.

Методы и приемы : игровой, словестный, исследовательская деятельность, практическая деятельность.

Методы создания мотивации: самостоятельная работа, приемы сравнивания, самоконтроль, чередование приемов работы.

Методические рекомендации организаторам игры6 игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками; умение детей работать в команде и индивидуально, самостоятельно.


В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с различными видами денег. Приобретают умения рационального распределения доходов.

Содержательный блок.

Аннотация.

Игра состоит из шести этапов движения по сюжету. Группа детей составляют единую команду которая продвигается по помещению детского сада. В ходе развития сюжета дети выполняют различные задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели. Деятельность построена с учетом интеграции образовательной областей, отвечая требованиям ФГОСТ ДО.

В квест – игре отображены задачи инновационных проектов, реализуемых ДОУ, а именно : «эффективные технологии социализации в образовательном комплексе ДОУ», «возрастная модель формирования дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий».

Содержание деятельности.

Во время игры воспитателя и детей звук скайпа, на экране появляется Баба – Яга.

Баба – Яга: Ой, куда это я попала? Снова что – то не то нажала. Ох, уж эти компьютеры! (замечает детей).

А… вы – то мне и нужны! Ну что доигрались, ваша Алёнушка с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку – то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдите, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать. (экран выключается).

Воспитатель: Что же делать нам ребята? Как нам помочь Аленушке братца найти? (ответы детей).

Воспитатель: Ну а для начала нам нужно попасть в сказку.

Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся,

Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях!

В гостях у сказки, а вот и Аленушка, посмотрите, она плачет!

Аленушка: Помогите мне ребята, очень помощь мне нужна.

Воспитатель: О беде своей поведай, что случилось, расскажи,

Мы на помочь тебе сумеем. Не печалься, не тужи!

Аленушка: С братцем маленьким Ванюшей возле дома мы играли. Я пошла гулять, а братца гуси – лебеди украли! (плачет).

Воспитатель: Знаем Аленушка, появлялась у нас вредная Баб – Яга, но мы постараемся тебе помочь, только где искать избушку Бабы – Яги?

Аленушка: Когда Гуси пролетали , что – то здесь пролетали здесь вот потеряли.


Воспитатель: Ребята, посмотрите это маршрут к избушке Бабы – Яги!

По тропинке мы пойдем,

Вместе мы Ягу найдем,

Сил своих не пожалеем,

Все преграды преодолеем!

Ну, а в дорогу мы возьмем вот эту книгу, посмотрите, она пока пустая, но мы будем заполнять ее добытыми знаниями.

По тропинкам и лесам пробираться надо нам, весело за мной шагайте, только чур не отставайте.

Ой, ребята, смотрите, болото, на каждой кочке загадка. (на кочках лежат монеты за каждую отгадку один рубль, два рубля, пять рублей и картинки отгадок).

  1. Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек. (деньги).

  2. У меня игрушка есть, и монеток мне не счесть. Моя игрушка – свинка, дырка у нее на спинке. Монетки в дырку я кладу, и когда их станет много, жду. (копилка).

  3. Кто товары продает – молоко, сметану, мед? (продавец).

  4. Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (покупатель).

  5. Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? (магазине).

Ну, вот мы и перебрались через болото, куда же дальше?

Дети: к печке.

Воспитатель: по дорожке, по дорожке

Скачем мы н6а правой ножке

И по той же по дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим и до поля добежим.

Поле чистое в пути печку видим впереди.

Воспитатель: Здравствуй печка!

Аленушка: Печка, ты ответь скорее, не ведала ль ты гусей?

Печка: я ответить вам бы рада,

Мне помочь немного надо.

Напекла я пирогов видимо не видимо

Пирожки мои купите и ребят всех угостите

Стоит каждый три рубля.

Вот их сколько у меня.

Воспитатель: ребята, давайте купим у печки пирожки, а то они могут испортится, если долго пролежат.

(дети разбирают заработанные монеты и каждый покупает пирожок добавляя или получая сдачу).

Печка6 гуси мимо пролетели, что то здесь вот потеряли! (достает кошелек с монетами).

Воспитатель : Ребята, Аленушка, смотрите, это же кошелек Бабы – Яги! Спасибо печка!

Печка: Дальше прямо вы идите, том, у яблони спросите.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки – топ – топ – топ.

По камешкам, по камешкам прыг- прыг – прыг

Шли мы, шли, к яблоньке пришли.

Аленушка: Здравствуй яблонька, скажи, скорее не ведала ль ты гусей!

Яблоня : Я ответ бы вам дала, помогите мне сперва.

Яблоки мои срывайте, на них задания выполняйте

Аленушка: Яблочки мы все собрали, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?