ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это далеко не все полномочия, которые существуют у ФСВНГ РФ, подобных полномочий не имеет ни одно российское федеральное силовое ведомство. Помимо этого, в случае введения военного положения на гвардию будут возложены задачи по организации тыловой защиты и охраны коммуникаций страны, противодействие диверсионно-разведывательным группам, несение гарнизонной службы и т.д.
1.3 Применение сотрудниками Росгвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
Помимо общих полномочий сотрудники имеют специальные полномочия, установленные 3 главой ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а именно: статья 19 (применение физической силы), статья 20 (применение специальных средств), статья 21 (применение оружия), статья 22 (применение боевой и специальной техники).

Физическую силу военнослужащие применяют во всех случаях, когда разрешено применять оружие, боевую и специальную технику и специальные средства, т.е. в случаях, предусмотренных третьей главой настоящего ФЗ.

Специальные средства военнослужащие имеют право применять во всех случаях, когда необходимо применить оружие. Применять оружие можно при осуществлении общих полномочий, а также без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

В обязанности сотрудников Росгвардии входят прохождение специальной подготовки, проверки профессиональной пригодности при исполнении возложенных на них задач. Так, перед применением разрешенных полномочий сотрудник обязан сообщить, что он является сотрудником ФСВНГ РФ, предупредить о своих намерениях исполнить свой долг, дать возможность выполнить законные требования сотрудника. Если же будет такая ситуация, что сотрудник будет не один, а группа лиц, предупреждать должен только один из всех. Но есть исключение: военнослужащий имеет право не предупреждать о своих намерениях в случае, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни или здоровью гражданина, или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях и собственные объекты войск национальной гвардии.

Также, при необходимости сотрудник Росгвардии обязан оказать первую медицинскую помощь, если сложилась ситуация для применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и в возможно короткий срок, но не более 24 часов сотрудник Росгвардии обязан сообщить близким или родственникам гражданина, в отношении которого эти средства были применены, а также уведомить прокурора.


За превышение полномочий сотрудник несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 286 УК РФ.

Касаемо применения специальных средств, их перечень также оговорен в вышеуказанном законе в ч. 1 ст. 20: палки специальные; средства раздражающего действия; средства ограничения подвижности (при отсутствии средств ограничения подвижности военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе использовать подручные средства связывания); водометы; специальные окрашивающие и маркирующие средства; ударно – шоковые средства; электрошоковые устройства – в случаях; светошоковые устройства; световые и акустические специальные средства; светозвуковые средства отвлекающего воздействия; средства разрушения преград; средства принудительной остановки транспорта; средства сковывания движения; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; служебных животных.

Для того чтобы пресечь преступления или административное правонарушение, можно использовать также физическую силу. Военнослужащий вправе применять физическую силу для задерживания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушения или преступления, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении. Задерживать и применять специальные средства, а значит и физическую силу можно, если совершается преступление, попытка скрыться, если лицо имеет возможность оказать вооруженное сопротивление, для доставления в полицию. Если же совершаемое деяние имеет признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и есть попытка скрыться либо оказывается вооруженное сопротивление, военнослужащий имеет право применить оружие. В законопроекте предполагалось, что военнослужащие Росгвардии наделяются правом доставления в полицию не только предполагаемых правонарушителей, но и любых лиц с целью установления их личности. То есть, фактически такая формулировка создавала угрозу произвольного (необоснованного) вмешательства в личную жизнь граждан.

Для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств можно пользоваться оружием, применением специальных средств, и физической силой, но последними двумя средствами можно пользоваться и при захвате зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, плавучих средств (судов) и земельных участков.


В случае если есть законная необходимость в остановке транспортного средства или судна, можно применять специальные средства, применять оружие и повреждать транспортное средство, и только если лицо, которое управляет данным средством передвижения, пытается скрыться, тем самым, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, можно применить боевую и специальную технику. В этих случаях можно применять физическую силу. Такими же полномочиями наделены сотрудники в случае попытки завладеть всеми видами оружия, которые находятся в собственности ФСВНГ РФ, и, если пресекается деятельность незаконных вооружённых формирований, а также для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Применение оружия, а значит и специальных средств и физической силы может быть для защиты охраняемых войсками национальной гвардии объектов, сооружений, блокирования движения групп, совершающих противоправные действия; для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом.

В статье 21 ФЗ № 226 дается разъяснение групповому или вооруженному нападению - это нападение или сопротивление, совершаемые с использованием не только всех видов оружия, но и предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. В этих случаях применяются все перечисленные средства пресечения. Данная ситуация может произойти как на объектах, охраняемых сотрудниками ФСВНГ РФ, так и со специальными грузами, сооружениями на коммуникациях, с объектами, находящимися в собственности Росгвардии и другими.

При вхождении на частные территории, за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций, для беспрепятственного вхождения военнослужащие могут применить такие свои полномочия как применение физической силы, специальных средств, применение оружия.

Наряду с полномочиями по применению мер пресечения закон устанавливает запреты применения данных полномочий в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц. Однако эти полномочия можно применять к данным лицам, если они оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповые или иного характера нападения, угрожающие жизни или здоровью гражданина, или военнослужащего (сотрудника) ФСВНГ РФ (ст. 20 – 21).


В ч. 5. ст. 20 установлены ограничения по применению специальных средств в определенных погодных условиях. Так, при температуре ниже нуля по Цельсию не допускается применение средств для принудительной остановки транспорта, предназначенного для перевозки людей, в случае, если в таких транспортных средствах находятся люди, если транспортные средства принадлежат дипломатическим представителям правительства, консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях. Нельзя применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Какое количество людей является значительным, закон не уточняет. Но и в данном запрете есть исключение: можно применять оружие даже при значительном количестве людей в случае, если целью применения оружия является предотвращение террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии Российской Федерации, и на собственные объекты войск национальной гвардии Российской Федерации».

Иные ограничения может устанавливать руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Нельзя применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, но закон, не конкретизирует, какое именно количество людей является значительным. Но в данном запрете есть исключение: можно применять оружие даже при значительном количестве людей в случае, если целью применения оружия является предотвращение террористического акта, освобождение заложников, отражение группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

Перечисленные полномочия сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации дают основание оценить их обширные, разнообразные, но вместе с тем типичные для большинства специальных правоохранительных органов.