Файл: Романэпопея М. Шолохова Тихий Дон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Колледж Воронежского института высоких технологий»

(АНПОО «Колледж ВИВТ»)

Специальность: информационные системы и программирование
Реферат на тему:

«Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе»

Выполнил студент группы ИСПоз-222

Махинов Владимир Владимирович

Воронеж 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. БЫТ И НРАВЫ КАЗАЧЕСТВА В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

2. «ТИХИЙ ДОН» — РОМАН - ЭПОПЕЯ ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ НА СТЫКЕ ЭПОХ

3. ДОНСКИЕ КАЗАКИ И РЕВОЛЮЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА (ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН”)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" занимает значимое место в русской литературе. Это великое произведение хорошо раскрывает всю трагедию донского казачества во времена революции и гражданской войны и описывает целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. В начале романа ничто не предвещает беды. Мирно течёт тихий Дон, играет всеми цветами радуги степь. Степенно идёт своим чередом жизнь казачьего хутора Татарский, где разве что молва о греховной связи солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым нарушит привычный покой. Горячая и безудержная страсть вступает в противоречие с казачьими нравственными устоями. Уже в самом начале романа видны яркие характеры героев, их сложные отношения и трудные судьбы. И именно в Григории и Аксинье очень полно и глубоко выражены характерные черты казачества, его долгий и мучительный путь ошибок, поражений и потерь.

Быт описан предельно детально, любовно описана и донская природа, воспринимаемая как отдельное действующее лицо романа, а речь, наполненная юмором, позволяет читателю почувствовать всю прелесть казачьего устоя и понять суть традиций, издревле определяющих жизнь казака. Это воинский долг защиты отечества, верность ему и нелёгкий крестьянский, дающий возможность поднять хозяйство, создать семью, растить детей, которым предстоит пройти тот же жизненный круг. История женитьбы Григория Мелехова говорит о том, что у казаков сын должен подчиняться отцу, подчиняться его решениям, даже если это определит всю его дальнейшую жизнь. Это и случилось с Григорием: подчинившись воле отца, он в дальнейшем расплачивается за эту ошибку, делая несчастными двух ярких и любящих его женщин. Драма судьбы Григория Мелехова усугубляется теми бедами, которые обрушились на тихую донскую землю в 1918 году. Война засасывает в свою кровавую пучину жителей хутора Татарский и кладёт начало классовому раздору и политической борьбе. Ломается привычный жизненный уклад, распадаются родственные связи, рушится нравственность. В жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве приносится дружба, разводя Григория Мелехова и Михаила Кошевого по враждующим станам.


Жизненный путь Григория и трансформация его характера занимает в шолоховской эпопее центральное место. Своевольный и дерзкий парень, но вместе с тем веселый и простой, буквально на наших глазах формируется как личность. В первую мировую войну он бесстрашно сражается на фронте и получает Георгиевский крест. Там он честно исполнил свой долг, будучи уверен в том, кто враг. Но следующая далее Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той непростой эпохи, должен был сделать свой сложный выбор. По пути ли ему с белыми, защищающими старый правопорядок и стремящимися к восстановлению монархии, или с красными, которые, наоборот, жаждут разрушить старый строй до основания, дабы на руинах старого мира строить новую жизнь. Григорий в поисках истины служит то у белых, то у красных. И, как настоящий казак, впитавший с молоком матери традиции этого сословия, он встает на защиту страны, ибо большевики, по его мнению, не просто посягают на святыню, но и отрывают его от земли.

Но не только Григория волновали такие мысли, но и других казаков. С болью в сердце глядели они на неубранную пшеницу и пустые гумна, и думали, как надрываются на тяжелой работе бабы, тогда как они бессмысленно воюют меж собой, поддавшись большевикам. Но Григорий становится свидетелем бесчеловечной расправы белых с подтелковским отрядом, которая оставляет в нём лишь горечь и гнев, хотя и помнит, как Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. Ненависть, зверства, жестокость, насилие с обеих сторон. Для души нормального, хорошего, честного человека, который просто хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину, это просто омерзительно. Но простое человеческое счастье в том извращенном, смутном мире просто недосягаемо. И герой не по своей воле живёт в стане ненависти и смерти. Он впадает в отчаянье и ожесточается, понимая, что сам того не желая, несёт только смерть. Он лишен всего, что дорого его сердцу: и дома, и семьи, и верных друзей. А вместо жизни в поле на пашне он должен убивать людей за идеи, которых он даже не может понять. Григорий мечется между двух огней, остро осознавая, что "неправильный у жизни ход", но он не в состоянии изменить что-либо, и понимает, что глупо цепляться за старое, как это делает его отец, без устали таща все в дом, пользуясь всеобщей разрухой. Но также он не согласен с мнением пролетария, предлагающим ему всё бросить и бежать к красным, ведь если ничего нет, то и терять нечего. Но Григорий не может просто взять и бросить нажитое тяжелым трудом, равно как и не хочет, отгораживаясь от всего мира, улучшать свой быт. Он, во что бы то ни стало, желает понять, каковы те силы, что взялись управлять жизнью, и хочет докопаться до главного. И он хоть и крестьянин, но взгляд его цепок, и сразу отмечает разницу между громкими коммунистическими лозунгами и реальными делами: у красного командира - хромовые сапоги красного командира, у рядового Ваньки - рваные обмотки. И если лишь через год в глаза начинает бросаться материальное расслоение Красной Армии, то после укоренения советской власти равенство исчезает окончательно. Мелехов поражает точностью предвидения в своих иронических рассуждениях, когда из чиновников формируется новый класс – партийная номенклатура. Но также во время службы в белой армии Мелехова унижают презрительные слова полковника о народе.


Путь Григория Мелехова – это своего рода бегство нормального, честного человека от плоского, узколобого догматизма. Его терзания и скитания говорят о том, что якобы гуманные и справедливые призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа – ничто иное, как истребление этого самого народа, борьбе за власть и диктат.

Созидательный труд, забота о детях, любовь, согревающая души и сердца, несущая в мир свет милосердия, красоты, человечности – вот высший смысл человеческого бытия. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить. Именно эту простую истину заставляет нас осознать роман М. А. Шолохова, возвращая нас к трагическим страницам нашей истории.

 

 1. БЫТ И НРАВЫ КАЗАЧЕСТВА В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Михаила Александровича Шолохова, лауреата Нобелевской премии и великого донского писателя неспроста называют певцом казачества. Рассказывая о жизни и нравах казаков, он буквально заставляет полюбить Тихий Дон и людей, живущих на его берегах показывая нам трагедию казаков в годы революции.

Революция и гражданская война — главные темы великого романа "Тихий Дон". И на хуторах, и в станицах было много зажиточных казаков. У казаков была масса привилегий как у людей, служивших государству. Их образ жизни воспитывал в них независимость, верность царю и недоверие к разной смуте. И легко понимаешь, читая Шолохова, почему большинство казаков так и не приняло революцию.

Ничто не может оправдать приказ о раскулачивании, исходящий от советской власти. Сегодня, благодаря историкам, мы имеем довольно объёмную картину происходящих событий и можем судить о них достаточно полно. Этот приказ – ничто иное как преступление против казаков, где были предусмотрены и массовые казни участников в борьбе с советской властью, но и помогающих повстанцам. И теперь становится понятно, почему казаки боролись с красными.

Шолохов подробно описывает расстрелы и казни, начавшиеся в станицах сразу же после революции, с появлением отрядов Подтелкова и Кривошлыкова. Один эпизод запомнится на всю жизнь. Это революционер Бунчук, который в 1918 году каждую ночь расстреливал арестованных контрреволюционеров десятками. В ответ казаки стали расстреливать красных.

Своей непокорностью Дон был костью в горле у глав пролетариата. Донские повстанцы удерживали свои позиции несколько месяцев. Будучи талантливым военачальником
, Мелехов становится командиром дивизии.

Григория Мелехова ждёт очень сложный жизненный путь. Через весь роман семья Мелеховы проходит как единое целое. Мир казака сложен из таких крепких устоев и простых вещей, что долгое время остаётся незыблемым. И в самом начале роман наполнен дыханием времен года в донской степи и неторопливой хуторской жизнью с простыми заботами.

В конце же более нет ничего, за что можно было бороться, нет ни семьи, ни дома. Пламя революции уничтожило и дом, и людей, и привычный порядок. Писатель показывает нам процессы на стыке двух эпох, и этот стык проходит через всю судьбу главного героя -Григория Мелехова.

Гражданская война кровавой мясорубкой перемолотила крепкое казачье братство. Сын пошел на отца, брат восстал против брата. Каждый был прав, но у каждого была своя правда, и каждый принял за неё смерть. Мелехов воюет за повстанцев, белых, но он дорог нам. И у читателя появляется гневное чувство к псевдо-борцам за лучшую жизнь, творящим на Дону бесчинства. Видя это, герой тщетно ищет свой путь, которого, увы, тогда попросту не было.

Думаю, трагедия казачества в невозможности сделать выбор из двух зол.

Несмотря на то, что к концу романа Мелехову неполных тридцать лет, мы видим состарившегося человек, который прожил жизнь чуть не до самого донышка, как он сам и говорит. Долгие годы, живя как маятник и раскачиваясь между белыми и красными, между женой Натальей и любимой Аксиньей выжали и истрепали сердце и душу главного героя. И его не спасает даже целительная любовь Аксиньи. Но Мелехов не отказывается от своих ценностей и только этим одерживает победу. Вся семья Мелеховых — это образец нравственности казачества и твердыня русской народной культуры.

Роман "Тихий Дон" посвящен как гражданской войне на донской земле, так и укладу жизни казаков, их традициям, культуре, быту, языку, и неповторимой природе, простирающейся по обеим берегам величественной реки. В романе много героев, политических событий, картин мира и труда, а также история казачества с 1912 по 1922 год. Начало романа в канун первой мировой войны описывает жизнь и нравы казачьей станицы, показывая нам сердечные проблемы героев. Слова казачьей песни двумя эпиграфами начинают повесть о страшных боях, о классовой розни жителей хутора, о сложных метаниях героев в поисках своего места под солнцем революционной пучине, об их неутомимой тяге к простому житейскому счастью, к мирному ежедневному труду на земле-матушке.

Естественное и спокойное течение жизни закончилось, а нравственные устои были смяты неумолимой безжалостной коммунистической машиной. Но весь роман пронизан мыслью о бессмертии казачьего свободолюбия, вековой мудрости и любви к родным степям. И Григорий Мелехов в шолоховской эпопеи обладает всеми этими чувствами в полной мере. Он как бы являет собой собирательный образ всего донского казачества в целом во времена гражданской междоусобицы. Ведь писатель неспроста начинает повествование с с рассказа о казаке Прокофии Мелехове, воевавшем с турками. В том, как хуторяне расправились с женой Прокофия, турчанкой по происхождению, раскрывается сила и мужество пращура семьи Мелеховых. Он самоотверженно восстал против односельчан и бесстрашно встал на защиту своей любви. И именно эта смелость и отвага передалась его внуку Григорию. С младых ногтей тот познаёт кодекс казачьей чести, тягу к свободному сельскому труду, учится укреплению хозяйства и заботится о создании семьи. Казачьи традиции наполнены простыми человеческими нравственными ценности. Они явственно показаны в "Тихом Доне", как на хуторе, у себя дома, так и на полях сражений первой мировой войны и революции. Герои романа Шолохова — характерные персонажи со сложными судьбами. Их мир наполнен весёлыми песнями с донским колоритом, щедро приправленным поговорками, прибаутками и ёмкими словечками, в которых и мудрость, и народный юмор. В казачьих песнях и лирика, и любовь к родине, и молодецкая бравада. Обилие фольклора, казацкая романтика, и чудесные описания природы: тут и Дон-батюшка, и привольная донская степь-матушка. Красивое описание донской земли — не просто фон для повествования романа, но и мощное дополнение к характерам героев.


Степные просторы и ласковое солнце наделяют героев широтой души, и вселяет в них жажду действий и стремление к счастью.

Основное внимание в романе направлено на несколько семей: это Мелеховы, Кошевы и Коршуновы. Семьи занимают разное материальное положение и олицетворяют собой всё казачество в то неспокойное десятилетие. Мы видим все возникающие разногласия по идейным соображениям, разбросавшим друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, по враждующим лагерям. У бедняка Кошевого нет ничего за душой и ему нечего терять, он легко принимает сторону большевиков. В отличие от Мелехова он не колеблется и не сомневается в своем выборе. Он настолько пропитан идеей социального равенства, всеобщей справедливости и коммунизма, что попирает прежнюю дружбу, любовь и родственные связи. Его не останавливает даже то, что Мелехов - брат его жены Дуняшки, Сватаясь к Дуняшке, ему безразличен гнев Ильиничны, хотя именно он расстрелял ее сына Петра. Шолохов пытается хоть как-то обелить образ представителя "передовой идеологии": он описывает Мишку табунщиком и человеком, потрясенным окружающей красотой и раздольем, отдыхающим от пережитых страстей. Но это быстро улетучивается, как только тот задумывается о долге большевика, выпавшего на короткий срок из классовой борьбы. Он размышляет о том, что пока он наслаждается выпасом лошадей, кто-то там решает людские судьбы, и что пора с этим заканчивать, пока совсем тут не остался. Его жизненная философия сводится к фанатичному и слепому служению чужой идее. И эта же ущербность отличает и прочих героев-коммунистов, убежденных в своей правоте и непогрешимости. В романе явно обесцвечены чувства людей революции. Любовь Анны Погудко и Бунчука пресна и безвкусна. Она не идет ни в какое сравнение со страстной и красочной любовью красавицы Аксиньи и Григория, сплошь пронизанной глубокими переживаниями.

И хотя автор ставит себе весьма чёткую задачу – показать казачество во время революции, внутренний художник в нём всё-таки побеждает внутреннего политика. И то, что в начале кажется слабым местом произведения, оказывается наиболее высоким достижением. Шолохов, как советский писатель, должен был показать победу коммунизма, которая ведёт народ в славное будущее при помощи насилия. Но жизнь героев романа оказалась многограннее и сложнее, а их судьбы – запутанные и неоднозначные. И их нельзя просто поделить на два — красных и белых. И вся трагедия и заключена в том, что такой многогранный, яркий персонаж как Григорий Мелехов как раз таки понимает, что обстоятельства сложились в нравственный тупик, из которого нет выхода, и это делает его ещё более сложным и ещё более трагичным. Соединив в себе все лучшие качества донских казаков, его образ запомнится нам также как Болконский или Вронский Толстого. В его многострадальной судьбе отражены судьбы всех людей того времени. Служа то у красных, то у белых, Мелехов кажется безвольным и беспринципным. Вначале он воюет с Калединым в рядах красных, а следом против них же, но уже с Всевеликим войском Донского, под командованием генерала Краснова. А зимой 1920 года и вовсе вступает в банду Фомина. Возникает резонный вопрос: почему Мелехов не прибьётся к одному берегу окончательно? Его нельзя обвинить в безволии и несознательности. Он – человек чести, храбрый воин, благородный и великодушный человек. Будучи от природы наблюдательным и награждённый пытливым умом, Григорий видит всё зло и несправедливость, равномерно лежащие по обеим сторонам баррикад, и он не может этого принять ни одной клеткой своего тела. Хладнокровное и безжалостное убийство офицеров под Глубокой председателем Донревкома Подтелковым для него просто омерзительно. Его раздирает бессильный гнев при виде женщины, униженной казаками. Когда белогвардейский полковник Георгидзе презрительно высказался о народе как о хаме, гордость Мелехова пострадала и тут. Ему отвратительны расправы над пленными и грабежи. И он прекрасно понимает, что все эти обещания равенства и справедливости – не более чем простая демагогия: пока один ходит в хромовых сапогах, Ванек - в обмоточках. Он трезво рассуждает о том, что видит: уже год, как красные у власти, а комиссары как ходили все в коже с ног до головы, а голытьба босиком, так ничего и не поменялось, а коли они всю власть заберут, то равенства будет и вовсе не видать. То, что наблюдает Мелехов, никак не похоже на те идеалы, за которые нужно воевать до последнего, жертвуя всем. Он тщетно, хотя и старательно, пытается понять то, что теперь правит миром.