Файл: Романэпопея М. Шолохова Тихий Дон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Побывав по обеим сторонам, Григорий понимает, что и там, и там – везде неправильно. Белые жаждут восстановление монархии, одержимые большевики мечтают о коммунизме и казарменном положении. Но и одни, и другие действуют одинаковыми методами - используют насилие, уничтожение всех, кто с ними не согласен и не хотят решать вопросы без крови и жертв. А при такой политике появляются лишь новые зверства, из душ людей выветривается всё человеческое, оставляя там лишь жестокость, и лишая жизнь главного смысла. Григорий чувствует это как никто другой, проводя всю настоящую жизнь средь людской ненависти и боли, к нему приходит осознание, что он - мерзкий убийца, который просто без числа истребляет обычных людей. Он всеми силами хочет вернуться к своим истокам, к родной земле и мирному труду. Во всём образе главного героя мы видим олицетворение поиска смысла жизни, где бы сочетались и счастье, и справедливость. Все его поступки полны благих помыслов и нравственности, благодаря чему он балансирует между крайностями. Григорий не бросает отлаженное хозяйство и свою семью ради Аксиньи и города, где ему, дитю степей, нечем было бы даже дышать. Но он также прогоняет с фронта родного отца, приехавшего за военными трофеями. И пока отца Пантелея Прокофьича заботит лишь благосостояние своей семьи, т Григорий грезит о спокойствие и мире во всем казачестве. И на первых порах большевистские лозунги о равенстве находят в нём отклик. Но вскоре он уже и сам видит необоснованность коммунистических лозунгов, обильно политых кровью инакомыслящих. Так к каким же выводам приходит главный герой Шолохова? Жизнь Григория — попытка вернуть всё то, чем он обладал: это и семья, и земля, и страстная любовь. Единственное, что у него осталось – это чистая и светлая любовь к Аксинье. Но её смерть отобрала у Григория малейшую надежду на счастье. И единственным лучиком света в беспросветном жизненном мраке для главного героя становится сынок Мишатка, поднятый им в конце романа, чтобы навсегда с ним проститься.

Шолохов в своём романе на первый план выводит душевные муки сильного, независимого и свободного человека, который в страшное время приходит к выводам, что старый уклад несовершенен, но и новый – максимально жесток и негуманен. Несмотря на то, что он остался почти в одиночестве со своими убеждениями, Григорий сохраняет в себе и любовь, и милосердие, и мудрость русского народа. В эту кровавую борьбу за вечные ценности втянуты и остальные герои романа. Они борются в неравной битве за свою честь, достоинство, свободу и житейское счастье. Женщины в этом произведении занимают отдельное место: не являясь участницами политических сражений, они сохраняют и созидают, восстанавливая всё, до чего дотягивается и разрушает кровавое время. Всё, построенное на обмане, лжи и насилии, нежизнеспособно и безнравственно. И только такие вечные ценности как семья и дом выходят в романе на первый план, что очень хорошо показывается на примере Ильиничны и Натальи, в характерах которых ярко отображены лучшие черты женщины-казачки: преданность, верность, безграничное терпение и житейская мудрость, сохранность домашнего очага, трудолюбие и материнская любовь. Три столпа, на которых зиждется основа жизни казачки – это дом, муж и дети, и это требует порой куда больших сил и мужества, чем политическая борьба. Мать и жена Григория Мелехова – Ильинична и Наталья - яркие, незаурядные личности. И несмотря на то бесчинство и мерзость, которая творится во круг, где люди потеряли человеческий облик, они обе остаются духовно чистыми, сохраняя в себе стержень нравственности. И если Аксинья в романе наделена ярким темпераментом, броской красотой и дерзким характером, то жена главного героя – Наталья – скромна, застенчива, верна и терпелива. Для неё главные ценности в жизни – это дом и дети, и в борьбе за простое бабское счастье она тратит все жизненные силы. Ей далеки вечные колебания ее мужа и её не трогает его искренняя исповедь. Она осуждает его, пеняя ему на то, что Григорий пытается всё свалить на войну. И только
лишь мать принимает боль и ужас сына, после того, как он зарубил четырех матросов. Ильинична, как всякая добрая мать, пытается пробудить в своем неразумном и заблудшем сыне всё то хорошее, что вкладывала в него, к милосердию и совести. Она взывает к его чувству отцовства, напоминая Григорию о его собственных детях и что у убиенных им они тоже были. Она пытается предостеречь его от верной гибели, говоря, что и на его шею шашка лихого человека найдется.

На то Григорий лишь ухмыляется да целует руку матери. Но в нехитрых словах простой крестьянской женщины и есть вся правда жизни: жизнь человека превыше всего и цены не имеет, и никто не может отбирать её по своей воле или делать её невыносимой. Рано или поздно, но главный герой с истерзанной душой и сам приходит к этой мысли. И средь всего ужаса гражданской войны, пустых коммунистических лозунгов и несбыточных обещаний, Григорий слышит голос матери - простой донской казачки – и её мольбу о милосердии и судьбе собственных детей.

 

 2. «ТИХИЙ ДОН» — РОМАН - ЭПОПЕЯ ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ НА СТЫКЕ ЭПОХ

«Тихий Дон» - пожалуй, самый известный роман XX века, который вызвал большое количество обсуждений, как похвалу, так и откровенную брань. Долго не утихали споры об истинном авторе романа, и только в девяностые годы зарубежная комиссия окончательно поставила точку в этом вопросе, признав Шолохова однозначным автором романа. И на сегодняшний день мы имеем возможность читать его и размышлять.

«Тихий Дон» родился в то непростое и смутное время, когда страну рвали на части междоусобные войны и раздоры. Две непримиримые политики белых и красных пополам разорвали общество, которое в этой распри потеряло и смысл существования, и веру в Бога. И беда отечества в целом, как кровавая мозаика, складывалась из миллионов людских бед и невосполнимых потерь.

Автор показывает читателю мир казачества, чей яркий быт устоялся много веков назад. Рассказ о роде Мелехова похож на былинное сказание, степенное, наполненное множеством интересных деталей. Язык романа «Тихого Дона» удивителен и красочен, он наполнен сочным донским диалектом, гармонично входящим в канву произведения.

Первая мировая война разрушает привычный ход вещей и устоявшийся быт. Призыв казака на войну – это не то же самое, что и для простого тульского мужика. Расставание с семьёй и домом одинаково тяжело для них обоих, но казак как никто верен долгу – защите отечества, а стало быть, пришло время послужить родине, царю и богу. Но на смену честной схватке в ратном поединке пришло мощное оружие, танки, артиллерия, пулемёты и снаряды, а против них – смелые всадники-казаки с шашками наголо. На главного героя и его боевых товарищей обрушивается сокрушающая мощь индустриальной войны, уничтожающей все живое и духовное.


В гражданской войне брат воюет с братом, а отец - с сыном. Вся революционная идеология шла вразрез с устоями донского казачества, и не была ими принята: казаки всегда отличались крепостью традиций, а их достаток был выше чем у среднего жителя. Но они не смогли остаться в стороне от кровавых событий. По сведениям историков известно, что большая часть казаков ушла к белым, меньшая поддержала за красных. В лице главного героя мы видим все человеческие терзания по поводу верности своего решения, к которой стороне примкнуть, с кем и против кого воевать. Эта дилемма разрывает душу Мелехова. Он был и красным, и белым, и зелёным. Но везде он видел лишь смерть и разрушения. Война не оставляла в людях ничего живого, и эта, гражданская, лишнее подтверждение тому, что в войне нет справедливости. Обе стороны в равной степени расстреливали, пытали и предавали. Несмотря на идеологическое влияние, автор смог передать нам весь беспощадный дух тех времён, где соседствуют молодецкая удаль и средневековая жестокость, человеколюбие и жажда убийства.

Назвав роман старинным именем казачьей реки, автор в который раз показывает нам неразрывную нить между эпохами, и вскрывает всю противоречивую трагедию революции, ведь величественную реку никак нельзя назвать «тихой»: Дон «буйный» и даже «кровавый», и его водам вовек не смыть всей той крови, что пролилась по обеим его сторонам, и не вернуть к жизни погибших там казаков.

Финал «Тихого Дона» наполнен особым смыслом: герой возвращается в родные пенаты. Но красные никогда не забудут Григорию его дел и подвигов, и в этом заключена главная драма сюжета. Он приговорен к расстрелу либо мученической смерти в ежовских застенках. И в этом судьба Григория Мелехова не одинока. Скоро и весь остальной народ осознает, что есть самом деле - революционные преобразования. И терпеливый народ становится разменной монетой в бесчеловечном историческом эксперименте протяженностью почти в семьдесят лет...
 

3. ДОНСКИЕ КАЗАКИ И РЕВОЛЮЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

Для любого из нас слово «казак» тождественно слову «смельчак», «удалец», «герой». Это воспевалось и в казачьих песнях, и в кинематографе. Очень интересной оказалась история донского казачества. В течение веков сюда сбегались люди – кто от крепостничества, а кто и от любви к разбойному образу жизни. Жили как умели: обрабатывали землю, сеяли хлеб, грабили зажиточных купцов да воевали с турками и татарами. А то и устраивали целые казачьи войны. Но русские цари вовремя разглядели силу и мощь казачества, и уже после Пугачевского бунта привлекло их на службу большими льготами. Взамен казаки долгое время верой и правдой служили русским царям, и воевали за славу отечества. Конец этой жизни и описывает автор в первых книгах романа.


Степенную, размеренную казачью жизнь, наполненную житейскими радостями и хлопотами, безжалостно прерывает I мировая война, разрушая все уклады и устои. Над донскими степями дует ветер, несущий запах гари и разрушений, казаки уходят воевать, и в их обители заползает разруха и запустение. Любой казак не сторонится войны, но революция для него – дело новое и непонятное. В феврале 1917-го года казаки остаются без царя, которому присягали, и становится совершенно не понятно, кому теперь подчиняться. Дни Корниловского мятежа стали особенно трудными: Корнилов призывает свергнуть Временное правительство. И казаки выходят из Петрограда.

Но не за горами Октябрьская революция, и у казаков снова встаёт вопрос – за кого воевать? Большевики сулят всем землю, но у казаков её с избытком. Обещают мир, и война уже всем опостылела. Григорий Мелехов как и все казачество, терзается теми же вопросами. Вначале он склоняется к красным и воюет за них, но в душе все еще никак не может определиться. С тяжелым сердцем он возвращается в свой дом после ранения.

Он сомневается правильностью выбора, его мучают тяжелые воспоминания о расстреле офицеров красными, который начал Подтелков. Так и началось расказачивание – великое истребление своего же народа советской властью. Тех, кто как-то противился новой власти, Я.М. Свердлов, с согласия ЦК, приказывал расстреливать. Не пришелся Мелехову чуждый донцам новый порядок. И вскоре он с другими казаками воюет против Подтелкова.

Взятие в плен отряда Подтелкова Шолохов описывает с особым трагизмом. Он эмоционально описывает встречу близких людей, приходящихся друг другу, кто кумом, кто просто земляком, у которых одна родина и один Бог. Они радостно погружаются в общие воспоминания, а поутру их, пленных, ставят к стенке и расстреливают. И по донской земле проливается братская кровь. И нет места ни доблести, ни чести, забыты традиции и устои, рушится многовековое течение жизни. А Григорий, всеми силами души стоявший против кровопролития, теперь и сам становится чужим палачом. Так начиналось время смены власти, и те, кто вчера праздновал победу, сам становился побежденным. И даже женщины не остаются в стороне: чего стоит одна сцена убийства Котлярова, которому Дарья мстит за смерть мужа Петра. Советская власть чужда казачеству, но были и такие как Михаил Кошевой, которые хранили ей верность с самого начала. Но так или иначе, против советской власти начинается масштабное повстанчество.

По мнению Осип Штокмана, который немало поднаторел в политике, основная причина антисоветских настроений и восстание на Дону – это богатеи, кулаки и атаманы. Он не видит ничего противоестественного в том, чтобы ломать чужие жизни и силой продавливать новый порядок. Показав себя как опытный командир, Мелехов становится военачальником повстанцев. Но многолетняя бойня наложила свой отпечаток на его душу: он забывает о семье, предается пьянству и разврату и совершенно теряет в этом всём самого себя. Восстание потерпело поражение, и Григорий волею судьбы-злодейки
снова оказывается на стороне тех, против кого сражался: он против воли мобилизован в Красную Армию, где воюет с Врангелем.

Главный герой выдохся от войны длиной в семь лет, он жаждет возвращения к семье и мирному труду. Но по возвращении на родную землю, он видит, что беспощадная братоубийственная резня обездолила каждый дом. И как нельзя верно звучат слова одного из героев, что «нету казакам больше жизни, и казаков нету!» Советская власть не даёт Григорию возродить жизнь, грозя тюрьмой или даже расстрелом за то, что прежде воевал против нее. Но вновь недовольные вместе с Григорием объединяются в отряд Фомина. Но люди устали воевать, а власть обещает не мешать крестьянскому труду. Но как всегда, обманывает, дав передышку всего на несколько лет. Отряд Фомина оказывается в тупике.

Весь трагизм главного героя заключен в том, что в этой бессмысленной войне он потерял всё, что имел – всех родных и любимый людей и своих детей. Григорий у порога родного дома, на руках у него сын — последнее, что осталось от прошлой жизни. В конце романа Аксинья рассказывает Мишатке про отца: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так, несчастный человек». И эти слова наполнены состраданием и милосердием. Но Аксинья погибает, и у Григория не остается ни капли надежды. Он идет к родному дому, где уже не хозяин. Последняя сцена жизни исполнена веры и жизнелюбия. Но жизнь идёт дальше. Революция разрушила не только жизнь Григория Мелехова, но и нанесла непоправимый вред всему казачеству. И это было только начало испытаний, выпавших на долю этой части нашего народа. Но сильно и живуче казачество, и оно возрождается.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 «Тихий Дон» М. Шолохова относится к жанру романа-эпопеи. Его целью, по замыслу автора, было показать «тот колоссальный сдвиг в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции». Это наложило свой отпечаток и на характер героев, и на способ изображения исторических событий. Навсегда остаются в памяти читателя. Каждый из них даже в самые сложные для себя времена старается оставаться человеком, даже если вокруг для этого нет никаких возможностей.

Каждый из них буквально через своё сердце пропускает всю боль того времени и эхом откликается на каждую трагедию страшной эпохи.

Григорий Мелехов в этом смысле выписан наиболее ярко: он всюду ищет правды, хоть поиск невероятно труден. В метаниях между красными и белыми он видит лишь ложь, бессмысленные убийства и несправедливость. И его обостренное чувство вины за совершаемые бесчинства и муки совести являют собой главную трагедию Он говорит Наталье, как его гложет и гложет вина за содеянное. И именно в этом дисбалансе рождается облик главного героя романа, чья душа пропускает через себя всю трагедию этой истории.