Файл: Лексическое значение слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка в 4 классе

ТемаЛексическое значение слова

Дата: 05.10.2022

Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Ход урока


  • Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут _______________, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Присаживайтесь.

Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Будем мы учиться.



  • Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, сегодня пятое октября. Классная работа.




  • Минутка чистописания




  • Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.

— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы(Вежливый — учтивый.)

— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)

Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить.»

— Как вы понимаете эти слова?

— Почему слово обладает этим даром?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке(О слове и его лексическом значении.)

  • Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

— Прочитайте высказывания.

— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

- Запишите любое понравившееся высказывани

Упр. 58 (с. 42).— Рассмотрите рисунки.

— Объясните лексическое значение слов - названий предметов.
(При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)

— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)


— В какие тематические группы можно объединить эти слова(Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».


  • Работа у доски с карточками (соотнести слово и лексическое значение)

— Для чего служат слова в речи(Они называют предметы, их признаки и действия.)

— Что такое лексическое значение слова(Это то, что обозначает слово.)

— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение словсловарный состав языка(Лексика.)

- В каких словарях разъясняется значение слов(В толковых.)

- Какие толковые словари вы знаете(Толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова.) Показать


  • Физкультминутка




  • Филворд (Работа в паре. Задание: найти как можно больше слов, по итогу работы подумать как можно одни словом назвать все предметы)




  • Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

  • Тестовая работа

  • Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).