ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Лексическое значение слова
Дата: 05.10.2022
Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Ход урока
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут _______________, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Присаживайтесь.
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Будем мы учиться.
-
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, сегодня пятое октября. Классная работа.
-
Минутка чистописания
-
Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.
— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.
— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)
— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)
Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить.»
— Как вы понимаете эти слова?
— Почему слово обладает этим даром?
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
-
Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 42).
— Прочитайте высказывания.
— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?
— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?
- Запишите любое понравившееся высказывани
Упр. 58 (с. 42).— Рассмотрите рисунки.
— Объясните лексическое значение слов - названий предметов.
(При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)
— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)
— В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
-
Работа у доски с карточками (соотнести слово и лексическое значение)
— Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)
- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова.) Показать
-
Физкультминутка
-
Филворд (Работа в паре. Задание: найти как можно больше слов, по итогу работы подумать как можно одни словом назвать все предметы)
-
Закрепление изученного материала. Работа по учебнику -
Тестовая работа -
Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
Домашнее задание
Упр. 61 (с. 43).