Файл: Самостоятельного исследования практики выбрана в интересах работы над вкр, а именно изучение влияния детскородительских отношений на развитие личности ребёнка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для обеспечения благоприятной ситуации и оптимизации детско-родительских отношений в обследуемых семьях с детьми с ЗПР, необходима разработка коррекционно-развивающей программы, включающая в себя систему занятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений. При этом, коррекционная программа должна быть направлена на работу, как с детьми, посредством совместной деятельности с родителями, так с и родителями, посредством информационно-просветительской работы и тренинговых занятий.

Во временных рамках практики, подготовлена консультация к родительскому собранию на тему: «Роль детско-родительских отношений в развитии неврозов у детей с ЗПР», которая имеет своей целью выявление ошибок в воспитании ребенка с ЗПР и оказание непосредственной помощи родителям.

Заключение
Я проходила производственную (преддипломную) практику в ДОУ.

В соответствии с задачами практики, я получила опыт работы практическим психологом в дошкольном образовательном учреждении, закрепила и углубила теоретические знания, отработала умения использовать различные формы, средства и методы психолого-педагогической деятельности, а также практические навыки разработки и осуществления психологического исследования и коррекционной работы. В ходе прохождения практики подготовила и провела самостоятельное практическое психологическое исследование. Позитивное общение с родителями - является основой нервно-психического здоровья детей. Поэтому в интересах работы над ВКР, проведено исследование по изучению влияния детско-родительских отношений на нервно-психическое здоровье детей ДОУ коррекционного типа.

В исследовании принимали участие 10 семей детей с ЗПР, посещающих ДОУ коррекционного типа. Была составлена и апробирована диагностическая программа, которая состоит из трех методик:

) Тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО),

) Тест «Кинетический рисунок семьи»» (КРС) (Р. Бернса и С. Кауфмана),

) Тест детской тревожности «Выбери лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки).

Результаты эксперимента подтвердили влияние детско-родительских отношений на нервно-психическое состояние детей. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования получила подтверждение, задачи решены и его цель достигнута. Для обеспечения благоприятной ситуации и оптимизации детско-родительских отношений в обследуемых семьях с детьми с ЗПР, необходима разработка коррекционно-развивающей программы, включающая в себя систему занятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.


По итогам практики составлен отчет, который обобщает результаты практики и содержит краткую характеристику проделанной работы, перечень мероприятий, таблицы, диаграммы, выводы о проделанной работе и необходимы приложения; заполнен дневник, в котором отражены основные этапы практики.

Кроме того, собран необходимый практический материал для написания ВКР.

Список используемой литературы
1. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т.Г. Авдеева // Актуальные вопросы современной психологии. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 97-99.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

. Бражкина Д.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста / Д.А. Бражкина // Дни науки - 2010: Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С. 17-25.

. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков / Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ, 2008. - 656 с.

. Бучилова И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития / И.А. Бучилова, Н.Т. Соловьева // Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 2696-2700.

. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А.Я. Варга // Вестник МГУ. - 1985. - № 4. - С. 32-38.

. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

. Глоба Л.Г. Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Глоба // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 363-377.

. Головнева О. Родительский практикум: тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений / О. Головнева // Школьный психолог. - 2006. - № 10. - С. 23-32.

. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 146 c.

. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Н.А. Деревянкина. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - 77 с.

. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. - Томск: ТГПУ, 2006. - 290 с.

. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011 - 576 с.

. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 376 с.

. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей / Е.В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 156 с.


. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений / Е.В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. - 176 с.

. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие / М.П. Краузе; пер. англ. К.А. Назаретян. - М.: Академия, 2006. - 199 с.

. Логинова Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е.В. Логинова, Е.В. Шиврина, И.А. Александрова // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 79-84.

. Мазурова Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова // Вопросы современной педиатрии. - 2013. - №12 (3). - С. 82-88.

. Малявко Н.Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н.Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 36-38.

. Маркина А.Ю. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития / А.Ю. Маркина, О.Ю. Герасимова, Л.Н. Семченко // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015. - №3(10). - С. 19-22.

. Наумова Д.В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях / Д.В. Наумова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 537-540.

. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 46 с.

. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Норма, 2000. - Т. 2. - С. 144-152.

. Саенко Н.С. Дисгармоничные детско-родительские отношения как фактор проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.С. Саенко // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. - 527 с. С. 75.

. Сидоркина Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению / Т.Ю. Сидоркина // Психология обучения. - 2014. - № 4. - С. 101-107.

. Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями / В.О. Смирнова // Вестник ПГГПУ. - 2014. - С. 176-183.

. Токарева В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско-родительских отношений / В.О. Токарева // Фундаментальные исследования. - 2013. - №8. - С.970-973.

. Фомина Л.К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 815-816.


. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.

. Юдина Н.В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей / Н.В. Юдина // Психологические науки- М.: Буки-Веди, 2014. - С. 17-18.

Приложения
Приложение 1


Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО)

Одну анкету совместно заполняют оба родителя, придя к обоюдному ответу/решению

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.