Файл: Самостоятельного исследования практики выбрана в интересах работы над вкр, а именно изучение влияния детскородительских отношений на развитие личности ребёнка.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наглядно результаты данной методики представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Типы детско-родительских отношений (тест Варга-Столина), %
Результаты исследования показывают, что большинство семей - 5 (50%) используют неэффективные типы отношения с ребёнком с ЗПР. Преобладающий тип родительского отношения к ребенку с ЗПР выявлены по шкале «авторитарной гиперсоциализации» - 80,0%. Хотя ребенку в семье уделяется внимание, в отношении отчетливо просматривается авторитаризм, ему не оказывают достаточной эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями. Испытуемые утверждали, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль, необходимость безоговорочного послушания и строгой дисциплины. При этом, наказание используется как основной метод воспитания. По шкале «принятие-отвержение» средний показатель составил 60,00%. У этих родителей наблюдается ярко выраженное эмоциональное отвержение ребенка. Родители отмечали, что поведение их ребенка отклоняется от нормы, он им неприятен; воспринимали его не приспособленным, т.к. его трудно чему-либо научить. Некоторые отмечали, что, общаясь с ребенком, они испытывают к ребёнку злость, раздражение, досаду. Часто говорили о переживаемом ими чувстве стыда и огорчения. Психологическая ситуация в семьях, использующих названные типы родительского отношения к своему ребенку, приводит к разрастанию у них невротических проявлений, высокой степени тревожности, страхов и пр.
К нейтральному уровню можно отнести 4 семьи (40%) - по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. По шкале «симбиоз» - 40,0% большинство родителей не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается удовлетворять его основные потребности, оградить от неприятностей и трудностей, реальных жизненных проблем. Ситуацию по этой шкале можно характеризовать как благоприятную.
По шкале «инфантилизация» показатель - 40,0%, т.е. родители считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.
Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений
, как «кооперация» (20%) - это социально желаемый образ родительского поведения. Эти родители отмечали, что испытывают к ребенку чувство расположения, жалости, стараются быть с ним на равных, понимают его, но не всегда заинтересованы в делах ребенка и считали его не способным справиться со сложными ситуациями.
В целом, проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 2 семьях; к нейтральному уровню можно отнести 3 семьи; родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях. Таким образом, результаты указывают на преобладание деструктивного отношения к ребенку и дает основание полагать, что:
ребенок эмоционально отвергается родителями, раздражает неадекватным поведением, неумелостью и не успешностью;
в процессе семейного воспитания преобладал авторитарный контроль поведения и психической жизни ребенка, неадекватные видению ребенка требования успехов и достижений;
родителям трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку;
родители не понимают психологии ребенка, не могут адекватно общаться с ним, у них нет желания играть с ребенком, заниматься общими делами;
родители воспринимают своего ребенка как инфантильного, отдавая себе отчет в его личностной и социальной несостоятельности;
родители испытывают чувство стыда и огорчения по поводу имеющегося дефекта у их ребенка.
Итак, мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию у детей с ЗПР тревожности, страхов и других невротических проявлений. Данный факт подтверждают и результаты тестирования детей, связанные с выявлением уровня тревожности и полученные с помощью методик «Рисунок семьи» и «Выбери лицо».
Результаты теста «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана), показали следующее: из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести всего 2 семьи (20%), к среднему 3 семьи (30%) и к низкому 5 семей (50%). Результаты диагностики в Приложении 9.
Наглядно результаты данной методики можно увидеть на диаграмме (рис. 2)
Рисунок 2 - Показатели детско-родительских отношений по методике «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса, С. Кауфмана), %
По результатам теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят деструктивный характер.
Как видно из диаграммы, к низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 5 семей (Никиты К., Влада М., Маши Р., Кати Ш. и Насти Ш.). На рисунках, отражающих неблагополучие в семье, состав семьи искажен, исключение себя из состава, использование в основном холодных темных тонов (коричневый, серый, черный), хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. Линии рисунка резкие, угловатые, что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении, чувстве тревоги. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. Ни на одном рисунке члены семьи не держатся за руки, а в ряде случаев - отделены друг от друга видимыми границами. Это свидетельствует о том, что ребенок считает, что между членами его семьи большая психологическая дистанция. В качестве примера рассмотрим рисунок Никиты К. Мальчик изобразил только себя и отца, при этом они удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, отец занимает агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые, а мамы на рисунке вовсе нет. По рисунку можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
К среднему уровню детско-родительских отношений отнесены 3 семьи (Данилы С., Андрея М. и Насти П.). Дети изображают полный состав семьи, используют более теплые тона, однако себя они рисуют отдалено от всех. Например, на рисунке Андрея М. это выражено так: ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Андрея. Руки у всех расставлены в стороны. Это свидетельствует о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 2 семьи (Ивана Г и Даши Ж.). Интерпретация рисунков показала, что дети, изображающие благополучную семейную ситуацию, рисовали яркими цветами, декорированы, на них изображены все члены семьи. Так, Ваня Г. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. А на рисунке Даши Ж. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка - улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
После того, как дети нарисовали семью, им предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили понять причины, вызывающие у детей тревожность в детско-родительских отношениях: физическое наказание - 5; отсутствие общения с родителями - 5; неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей) - 2; общение с ребёнком на повышенных тонах - 8.
Таким образом, итоги тестирования по данной методике позволяют нам говорить о том, что доверительные, близкие, дружеские отношения родителей и детей наблюдаются далеко не во всех семьях: 5 детей, не удовлетворены своим положением в семье, они испытывают дискомфорт в отношениях с родителями; 3 ребенка часто испытывают дискомфорт в семье, внимание родителей к ним сводится только к удовлетворению физиологических потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад).
Результаты исследования детской тревожности по методике «Выбери лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки) представлены в Приложении 10.
Наглядно уровень тревожности испытуемых показан на диаграмме (рис. 3).
Рисунок 3 - Уровень тревожности дошкольников с ЗПР по методике «Выбери лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки), %
Как мы видим на диаграмме, высокий уровень тревожности обнаружен у 6 (60%) детей с ЗПР (ИТ=70-80%), у 2 детей (20%) - средний уровень (ИТ=36-50%) и также у 2 (20%) дошкольников выявлен низкий уровень тревожности (ИТ=18-20%).
Во время тестирования дети проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности (учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи). При этом, в ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой». Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми в семье. Установлено также, что больше всего вызывает тревогу у дошкольников с ЗПР страх изоляции, одиночества. У них появляется чувство тревоги, когда родители уделяют им меньше внимания, чем другим детям; оставляют в одиночестве. При этом, 100% детей чувство тревоги вызывает ситуация, когда их ругают родители.
Чтобы избежать критики взрослых, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Таким образом, обнаружена закономерная взаимосвязь влияния детско-родительских отношений на показатели тревожности детей с ЗПР. Достаточное число исследований, в том числе и наше, убедительно свидетельствует в пользу утверждения, что корни тревожности следует искать в семье, в нарушенных детско-родительских отношениях.
Таким образом, сопоставляя результаты диагностических методик, направленных на выявление уровня детско-родительских отношений и суммируя полученные данные, мы обнаружили, что у многих обследованных нами детей с ЗПР ситуация детско-родительских отношений носит неблагоприятный, дисгармоничный характер. Родители больше проявляют такие типы отношения, как «отвержение» и «авторитарная гиперпротекция». Все это оказывает влияние на нервно-психическое состояние детей, и выражается в травмирующих переживаниях, связанных с семьей. Связано это с тем, что запоминание преимущественно негативных событий, а значит накопление отрицательного эмоционального опыта выражается в устойчивом высоком уровне тревожности, в возникновении невротических симптомов, всякого рода страхов, капризах; ребенок в таких семьях подвержен конфликтности, враждебности и агрессии.
Исследование подтвердило гипотезу о влиянии детско-родительских отношений на нервно-психическое здоровье детей с ЗПР. В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель: выявлены и описаны взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и нервно-психическим здоровьем детей дошкольного возраста с ЗПР. Решены поставленные задачи:
. Проведен теоретический анализ психологической и педагогической литературы по выбранной проблематике.
. Выявлено влияние детско-родительских отношений на психическое здоровье детей, посещающих ДОУ коррекционного типа.
По итогам всех диагностических методик, мы видим, что в большинстве случаев, обследованным детям с ЗПР характерна высоко выраженная тревожность, страх, неуверенность в себе, невротические проявления. Одновременно выявлено, что в этих семьях родительское отношение к своему ребенку с ЗПР является неблагоприятным: родители высокотревожных детей авторитарны, требуют дисциплины и послушания; относятся к своему ребенку как к неуспешному, несамостоятельному, неспособному. Следовательно, для полноценного развития ребенка с ЗПР в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения, от которых напрямую зависит и его нервно-психическое здоровье.