Файл: В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу - знаменитую
Академию (она просуществовала более 900 лет) , и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.
Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах "Государство" и "законы".
В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии:
"династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писаных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,
"аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое, такое состояние государства и общества, которое может быть названо "идеальным".
Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри поселения. Государство и общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей.
Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном государстве. Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие.
Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами на селения непроходима, как непроходима грань между кастами.
Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея разделения общественных функции между разными социальными группами.
По мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи
(воины) живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество - общее, Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников. Отсюда становиться понятным, что Платон безоговорочно признает приоритет общественных, общих интересов над интересами личными, выше ста вит государство, подчиняя ему отдельную личность.