Файл: Правовые условия сети интернет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Прикладная информатика в юриспруденции»


Реферат

на тему
«Правовые условия сети интернет»

Выполнил:

Студент 1 курса

Гр. П131 Сираджов К.С.
Приняла:

Ст. преп.кафедры «ПМ и И»

Саидова З.А.


Махачкала 2022 г.

Содержание


Введение 3

2.Проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сети Интернет. 7

3.Проблемы правового регулирования исключительных прав на сетевой адрес (доменное имя). 8

4.Защита персональных данных в сети Интернет. 9

5.Правовое регулирование электронной торговли в сети Интернет. 10

6.Пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет. 11

7.Незаконное распространение порнографических материалов в сети Интернет. 12

8.Клевета в сети Интернет. 13

9.Мошенничество в сети Интернет. 13

Заключение 18

Список источников 20


Введение


В современном информационном обществе происходит активное развитие информационных технологий, колоссальными темпами развивается глобальная сеть Интернет, увеличивается число операторов и пользователей Сети, расширяется круг оказываемых услуг. Как известно, интернет называют еще - «всемирная информационная паутина». Причем не просто паутина, а Паутина, включающая в себя многочисленные базы и банкиданных. Дру­гими словами - распределенная всемирная база знаний, включаю­щая в себя множество информационных массивов (информа­ционных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телеком­муникационной информационной паутиной или сетью.

Применение интернета позволяет осуществлять следующие формы и виды деятельности:

1) подготовка членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

2) купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение;

3) возможность получения полной и достоверной информации;

4) мгновенная коммуникация.

Таким образом, с помощью интернета активно формируется мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. Необходимость законодательного регулирования отношений в интернете связана с различ­ными аспектами деятельности. Интер­нет-ресурс – полноценное средство массо­вой информации, следовательно, подпадает под вопросы соблю­дения законодательства о СМИ. Почти любой пользователь Глобальной сети в той или иной мере пострадал от непрошеных электронных писем рек­ламного характера – «спамов», а современное законода­тельство не предусматривает никаких мер борьбы с этим явлением. Не до конца решена даже такая на первый взгляд не новая проблема, как распростране­ние нелицензионных копий программ через www-страницы. Возникает вопрос: должна ли нести ответ­ственность администрация сервера, на котором раз­мещена такая страница? Для выяснения ситуации требуется рассмотреть специальные правовые нормы.


Правовое регулирование сети Интернет приобретает все большую значимость, поэтому данная тема исследования будет актуальна достаточно долгий период времени.

Целью работы является комплексное исследование правовых проблем регулирования деятельности, связанной с распространением информации в сети Интернет.

Задачи, определяющие цели исследования:



Изучить характер правовых отношений, связанных с распространением информации при доступе к информационным ресурсам (сайтам) в сети Интернет;



Проанализировать правовую природу и статус информационного ресурса (сайта) в сети Интернет;



Исследовать место и роль субъектов (информационных провайдеров) в названных отношениях и возможности, предоставляемые институтом саморегулирования;



Рассмотреть проблему защиты информационных прав граждан при доступе к информационным ресурсам (сайтам);



Определить основные направления совершенствования законодательства применительно к отношениям в сфере распространения информации в сети Интернет;

6.

Выработать и сформулировать предложения и рекомендации по защите прав субъектов информационных отношений при распространении информации в сети Интернет.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с доступом к информационным ресурсам (сайтам) в сети Интернет и использованием электронной почты.

Предметом исследования является правовое регулирование информационных ресурсов (сайтов) в сети Интернет в Российской Федерации.

Гипотеза: существование правовых пробелов в сети Интернет может привести к ущемлению прав граждан.

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, синтез, сравнение.

Основные проблемы размещения информации в сети Интернет

Отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих непосредственно отношения в сети Интернет, как и возможность их эффективного применения, уже сейчас оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений (например, в области авторских и (или) смежных прав, персональных данных, интернет-торговли, информационной безопасности и др.).

Основными проблемами в сети Интернет, нуждающимися в скорейшем нормативно-правовом урегулировании, являются:

1. Распространение экстремистских материалов.



2. Проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности.

3. Проблемы правового регулирования исключительных прав на сетевой адрес (доменное имя).

4. Защита персональных данных.

5. Правовое регулирование электронной торговли.

6 Пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ.

7. Незаконное распространение порнографических материалов.

8. Клевета.

9. Мошенничество.

Следует отметить, что указанный список проблем полностью не исчерпывает все проблемы правового регулирования отношений в сети Интернет. Из проведенного анализа научных работ И.Л. Бачило, В.Б. Наумова, В.Л. Копылова, А.С. Микаевой, А.В. Хижиной, А.Н. Прокопенко и имеющиеся законодательной базы, акцент делается именно на тех проблемах правового регулирования отношений в сети Интернет, которые наиболее распространены на сегодняшний день. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

  1. Распространение экстремистских материалов в сети Интернет.

Сеть Интернет предоставляет членам экстремистских движений и групп возможность отстаивать и пропагандировать свою идеологию в информационных ресурсах интернета, где сосредоточено огромное количество пользователей (численность аудитории может достигать сотни тысяч, а то и миллионы человек). Особенно легко воздействию данной проблемы подвергаются подростки. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [7] устанавливает недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12), ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13). На основании ст. 10.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] не допускается использование сайта или страницы сайта в сети Интернет, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм. Помимо этого, борьба с экстремизмом в сети Интернет ведется и на основе норм уголовного права(Ст. 280 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 282.1 (Организация экстремистского сообщества), 282.2 (Организация деятельности экстремистской организации)), а также используются нормы административного права — пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 20.3 УК РФ), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 УК РФ). [3] Для решения данной проблемы необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, разграничить компетенции правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в сети Интернет, ужесточить меры наказания за совершение преступлений данного характера. Так правовед С.Н. Федорко отмечает, что в структуре МВД не предусмотрен специальный антитеррористический центр, который занимался бы всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с терроризмом и экстремизмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). [19, 22]

  1. Проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.


Следует уделить особое внимание тому, что произведение, зафиксированное в цифровой форме, также является объектом авторского права. А это означает, что порядок использования произведения в сети Интернет является аналогичным, как и в случае использования любого произведения в реальном мире. Несмотря на это, нелегальное распространение фильмов, телепередач и иных видеороликов, а также музыкальных произведений, книг и программных продуктов в сети Интернет достигает гигантских масштабов, так как сеть Интернет предоставляет достаточно возможностей для фактически бесконтрольного воспроизведения и распространения таких объектов. За нарушение авторских и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Согласно Гражданскому кодексу РФ [2] защита исключительных прав осуществляется в соответствии со ст. 1252, в ст. 1253.1 говорится, что «информационный посредник несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи», ответственность за нарушение исключительного права на произведение установлена в ст. 1301, обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав — в ст. 1302. В Кодексе об административных правонарушениях данному вопросу посвящена ст. 7.12, в которой говорится, что нарушение авторских и смежных прав влечет наложение административного штрафа с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. В Уголовном кодексе — ст. 146, 147. Данному вопросу посвящена также ст. 15.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где рассматривается порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав.

  1. Проблемы правового регулирования исключительных прав на сетевой адрес (доменное имя).

Вопросы, связанные с правовым регулированием исключительных прав на сетевой адрес, приобретают всё более широкие границы. На данный момент судебные споры, касающиеся доменных имен, являются наиболее частыми в судебной практике, особенно в странах Запада (имеется большое количество судебных решений). В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. [8] Доменное имя идентифицирует сетевой информационный ресурс. Но каково соотношение исключительных прав на сетевой адрес (доменное имя) с правами на товарный знак и фирменное наименование? Этот вопрос остается без ответа. Как отмечалось в одной из работ В. Б. Наумова и интервью А. Г. Серго, «чрезвычайно полемическая проблема сети Интернет —
использование товарных знаков в ней, включая известную дилемму “товарный знак — доменное имя”, а также вопрос злоупотреблений при регистрации доменов». [14] Возможность свободного выбора доменного имени породило противоправное явление - кибер-сквоттинг (англ. -cybersquatting), означающее регистрацию доменных имен, совпадающих или сходных со средствами индивидуализации, с их последующим недобросовестным использованием как для собственных коммерческих целей, так и с целью предложения к продаже самим правообладателям средств индивидуализации. Далеко не всегда в этом случае владельцы товарных знаков добивались защиты своих прав и устранения нарушений. Например, корпорация «Eastman Kodak Company», владелец товарного знака «Kodak», в 2000 г.проиграла все инстанции в Высшем Арбитражном суде РФ по основаниям нарушений прав на товарный знак и все инстанции по основаниям нарушения прав на фирменное наименование. Суд отказал правообладателю в защите прав со ссылкой на отсутствие законодательного регулирования отношений, связанных с наименованием доменов в сети Интернет, а также на то, что доменное имя не является ни товаром, ни услугой, поэтому не подпадает под действие Закона «О товарных знаках». [17]

Необходимо сразу выделить тот факт, что юридический статус доменных имен в Российской Федерации до сих пор не определен. Но, несмотря на этот факт, между правами на доменные имена и правами на товарные знаки и фирменные наименования прослеживается взаимосвязь, так как доменные имена все же выполняют схожие функции с товарными знаками и фирменными наименованиями, что позволяет рассматривать их как средства индивидуализации сетевого информационного ресурса (сайта). [14]

  1. Защита персональных данных в сети Интернет.

Недостаточное обеспечение защиты персональных данных субъектов РФ является одной из распространенных проблем в виртуальной среде российского сегмента сети Интернет. Федеральный закон «О персональных данных» не решает большинства юридических проблем, даже дополнение Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] статьей 15.5, в которой указывается порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, оставляет данный вопрос открытым и актуальным. Несмотря на проработку данного вопроса с законодательной точки зрения, легальные пределы регулирования постоянно нарушаются: осуществляются незаконные способы завладения информацией личного характера, на основе которой создаются базы данных пользователей с адресами их проживания и другие, совершаются неправомерные покупки или обмены персональными данными пользователей. [15, 70]