Файл: Лекции по теме 5 Конфликтное общение, по теме 6 Деловое общение, по теме 7 Культура общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.
Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.
Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды.
Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета. [3]
Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.
Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:
 общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
 высокого уровня личных взаимоотношений;
 высокого уровня развития группы;
 высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;

 академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
 способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр. [10]
7.4.Культура речи и деловое общение
Основную часть рабочего процесса любого руководителя занимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.
Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации.
Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций. [5]
Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.
На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение

тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.
♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.
♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.
♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения.
Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.
♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи
«говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности. [10]
7.5. Культура общения и этикет
Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

 точность речи, которая представляет собой умение отчетливо и ясно выражать свою позицию;
 понятность, которая обязывает информацию быть доходчивой и доступной для понимания среднестатистического носителя языка;
 чистота речи, которая выражается в отсутствии жаргонизмов или лишних слов-паразитов;
 выразительность речи заключается в поддержании внимания слушателей и их интереса в течение всего разговора;
 уместность, которая проявляется в соответствии задачам высказываний и ситуации. [4]
Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы». [7]
Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.
Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, индивид более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более

низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую. [8]
Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.
Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.
Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.
Вопросы для самопроверки:
1. Деловое письмо, как культура общения.
2. Культура речи в деловом общении.

Список использованных источников
1. Г.М. Андреева. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 2004г.
2. Ключников С. «Будь в контакте! Азы эффективной коммуникации»
Издательство: "Беловодье", 2015г.
3. Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2005г. –
365 с.
4. Бодалев А. А. Психология общения: избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014. С. 279.
5. Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., 2015г.
6. Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие. М.,
2010. 304 с.
7. Конева Е.В. Психология общения. М., 2014г.
8. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.,2005 9. В.Е.Рева. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ. 2014г.
10. Сидоров П.И. Деловое общение: учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-
М, 2013, 384 с.
11. Психологический словарь сайта azps.ru http://azps.ru/handbook/