Файл: При министерстве юстиции российской федерации судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38 Закона о психиатрической помощи). Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

Для принудительного завершения судебно-психиатрической экспертизы, если лицо является подозреваемым или обвиняемым, должно быть вынесено судебное решение, и лицо может быть помещено в судебно-психиатрический экспертный стационар. Как уже указывалось выше, стационарные судебно-психиатрические экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, производятся в судебно-психиатрических экспертных стационарах <1> психиатрических больниц (отделений) со строгим <2> наблюдением.

--------------------------------

<1> Статья 33 ФЗ ГСЭД.

<2> Временное положение о психиатрической больнице со строгим наблюдением // Приложение 3 к Приказу Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225.

Территория психиатрической больницы со строгим наблюдением, ее здания, помещения, техническое оборудование планируются и организуются в соответствии с действующими Правилами устройства и эксплуатации психиатрических больниц, с учетом условий, необходимых для обеспечения строгого наблюдения за больными, и содержатся согласно требованиям санитарного законодательства. Контроль над деятельностью психиатрической больницы со строгим наблюдением осуществляют главные психиатры органа управления здравоохранением субъекта РФ, на территории которого расположена данная больница.

Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются сотрудниками органов внутренних дел или Федеральной службы исполнения наказаний.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в судебно-экспертном стационаре для лиц, находящихся под стражей, устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК. Обеспечение режима возлагается на администрацию стационара, а также на лиц, обеспечивающих охрану мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.


Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Росздравом и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

С одной стороны, согласно ст. 30 Закона о психиатрической помощи, необходимо обеспечение безопасности при оказании психиатрической помощи, т.е. меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации. В этой же статье указывается, что сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих, со стороны госпитализируемого лица или других лиц возможно применение силы.

С другой стороны, согласно ст. 44 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", физическая сила в местах содержания под стражей может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований.

В судебно-психиатрических экспертных стационарах действуют те же правила обеспечения медико-санитарных, материальных и бытовых нужд, что и в других психиатрических стационарах <1>. Содержание, режим и наблюдение за больными в психиатрической больнице должно обеспечивать условия, наиболее благоприятствующие их лечению и социально-трудовой реабилитации, не ущемлять личного достоинства больных и не подавлять их самостоятельности и полезной инициативы.

--------------------------------


<1> Статья 34 ФЗ ГСЭД.

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут использоваться далеко не любые методы исследования <1>.

--------------------------------

<1> Статья 35 ФЗ ГСЭД.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

При производстве судебных экспертиз, как и в практике здравоохранения, должны использоваться методы диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке. Запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством РФ. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться только в целях излечения пациента, но не для судебно-экспертного исследования, и только после получения его добровольного письменного согласия. Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании. При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии <1>.

--------------------------------

<1> Статья 43 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.


В случае причинения в ходе экспертного исследования повреждения здоровья гражданин или юридическое лицо, ответственное за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (расходы на лечение, усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.) (ст. 1084 - 1094 ГК).

У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается <1>.

--------------------------------

<1> Статья 35 ФЗ ГСЭД.

Получение образцов для сравнительного исследования при производстве судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе должно осуществляться в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 202 УПК, которая гласит, что если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в заключении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы. Законодатель не конкретизирует, с какой целью необходимо присутствие при отборе образцов двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Если они выполняют функции понятых, то этого не требуется согласно новому УПК. Если же они присутствуют для оказания помощи в отборе образцов или принудительном отборе образцов, то в законе должны быть четко регламентированы их права и обязанности. Тем более что далее законодатель указывает: "Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается". Зачем же тогда присутствие двух медицинских работников данного медицинского учреждения? Представляется, что данная норма Закона нуждается в уточнении и конкретизации. По нашему мнению, во многих случаях отбор образцов, например крови, волос, подногтевого содержимого и проч., вполне осуществим одним экспертом.

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством РФ. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя <1>.


--------------------------------

<1> Статья 36 ФЗ ГСЭД.

В соответствии со ст. 197 УПК следователь вправе присутствовать при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Однако если судебно-медицинское исследование требует обнажения лица, в отношении которого производится судебно-медицинская экспертиза, то присутствовать может только следователь того же пола, что и испытуемое лицо. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта.

Право с разрешения следователя присутствовать при производстве экспертизы (с учетом пола) предоставляется защитнику, другим подозреваемым и обвиняемым (п. 5 ч. 1 ст. 198 УПК). Если судебно-медицинская или судебно-психиатрическая экспертиза производится в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, то с разрешения следователя могут присутствовать его родители, опекуны, попечители или иные законные представители несовершеннолетнего (п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК).

При производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе, если не возражает лицо, в отношении которого производится экспертиза, а также руководитель экспертного учреждения или эксперт, могут присутствовать представители стороны и иные лица.

Глава 11. ОЦЕНКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА

СЛЕДОВАТЕЛЕМ И СУДОМ

Известно, что под оценкой заключения судебного эксперта понимают процесс установления достоверности, относимости и допустимости заключения, определения форм и путей его использования в доказывании. Суд, прокурор, следователь, должностное лицо или орган, осуществляющий рассмотрение дела об административном правонарушении, руководствуясь законом, оценивают заключение по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. Заключение эксперта не является особым доказательством и оценивается по общим правилам оценки доказательств (ст. 88 УПК, ст. 67 ГПК, ст. 71 АПК, ст. 26.11 КоАП). Однако к его оценке требуется специфический подход, поскольку это доказательство основано на использовании для его получения специальных знаний, которыми не располагают суд, следователь, прокурор, должностное лицо или орган, осуществляющий рассмотрение дела об административном правонарушении. Заметим также, что процессуальная процедура получения этого доказательства после назначения судебной экспертизы осуществляется не субъектами, ее назначившими, и поэтому обязанностью последних является проверка соблюдения этой процедуры.