Файл: Самостоятельная работа 3.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культурология. Самостоятельная работа 4.3.


Задание 1. Разработайте презентацию по теме «Всемирно-историческое значение русского реалистического направления в искусстве». Отразите в своей презентации следующие аспекты:

  • особенности реализма как направления в искусстве;

  • яркие представители этого направления;

  • проблемы, к которым обращались представители литературы и искусства;

  • характерные черты русского реализма.


Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.

Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.


Критический реализм базируется на следующих принципах:
объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», - писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);

  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);

  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);

  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);

  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.


Как направление реализм складывается в 30-е гг. 19 в. Реализм возник как реакция на романтическое искусство. Разочарование в революции – толчок к возникновению нового метода. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм первоначально не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Реализм имеет свои философские предпосылки – философия позитивизма – необходимость существования позитивных, научных знаний. Позитивизм предполагает рассматривать проблему человека и общества (развитие социологии).

Художественные предпосылки – литература просвещения. Реализм на первый план выдвигает идею понимания действительности, отвергает двоемирие. Действительность как материя, полнота окружающего мира, реалисты стремятся показать множественность действительности. Взаимодействие человека с действительностью всегда существует независимо от воли человека. Человек не может быть противопоставлен действительности (как у романтиков).

Реалисты, как и романисты, критикуют действительность, но критика основана на анализе, на научном подходе. Важна категория правды. Истина – одна, правды много. Реалисты предлагают этический идеал, новую концепцию истории – актуальность, злободневность. История понимается как становящееся событие, которое происходит здесь и сейчас, человек становится участником событий, художественно создает хронику своего времени.



Характерна новая концепция героя: типическое и индивидуальное. Акцент на типичность. Персонажи – индивидуальность – своя внешность, поведение и т.д.

Характерен процесс дегероизации, подчеркивается обыденность, повседневность.

Характерно обращение к крупным жанрам: история живопись, бытовая.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIXв. после революции 1848 г. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.

Ж.Ф. Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»). Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832 - 1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нина»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма - его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования.

Расцвет английской живописи приходится в XIXв. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851). Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Он прославился также и как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Диана, строящая Карфаген» и др.).


Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIXв. этюды. Лучшие его работы - «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др. Дж. Констебль сыграл важнейшую роль в развитии европейской пленэрной живописи.

Реализм в русской литературе и искусстве

В литературе
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии.
Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения. Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма. Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления. В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов. Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах. Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, — всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.


Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX—XX вв., «социалистический реализм»

Основные черты реализма:

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;

Историзм;

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;

Отражение связи человека и среды;

Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.

Реализм в русской живописи
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века. Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877). открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.


Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями (в России – передвижничество).