Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 778

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Учебник


Допущено Министерством внутренних дел в качестве учебника
для курсантов и слушателей образовательных учреждений
МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов
по работе с личным составом
органов внутренних дел


Москва — 2009

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.

Авторский коллектив под руководством

кандидата педагогических наук В. Л. Кубышко
Под общей редакцией

доктора юридических наук, доктора педагогических наук,
профессора В. Я. Кикотя

Учебник разработан в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, учебной программой дополнительного профессионального образования по специальности «Управление персоналом органов внутренних дел» для обучения слушателей и курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. В нем изложены основы и принципы воспитательной работы, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в органах внутренних дел, основанные на практическом опыте.

Издание соответствует требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, учебным планам и программам подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом.

Книга рассчитана на руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом, преподавателей, научных сотрудников, докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, изучающих проблемы воспитательной работы с личным составом. Материалы учебника разработаны на машиночитаемых носителях, что предусматривает возможность их использования в учебном процессе с применением электронно-вычислительной техники.

Рецензенты:

И. А. Липский, доктор педагогических наук, профессор (Государственный НИИ семьи и воспитания Российской академии образования);

В. А. Рыбин, кандидат исторических наук, доцент (ВНИИ МВД России);

Н. А. Чалдымов, доктор философских наук, профессор (Фонд «Армия и общество).
© ЦОКР МВД России, 2009




Авторский коллектив:

Буданов А. В., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 3 гл. 2 разд. III; § 2 гл. 8 разд. III.

Будило И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — краткая характеристика пособия; §§ 1−3 гл. 1 разд. II; § 1 гл. 2 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1, 2 гл. 6 разд. III; § 1 гл. 7 разд. III; § 1 гл. 8 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV; § 1 гл. 1 разд. V; §§ 1−4 гл. 2 разд. V; глоссарий.

Воропаев М. В., д. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гришин А. А., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гузеева О. А. (Академия управления МВД России) — §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Жевлакович С. С., д. ю. н., проф. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Закатов В. В., к. п. н. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. II.

Котенев И. О., к. пс. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 2 разд. II.

Лазукин А. Д., д. п. н., профессор (Академия управления МВД России) — §§ 1, 2 гл. 1 разд. IV; §§ 1−3 гл. 3 разд. V.

Носкова Л. Г., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 4 разд. III; § 3 гл. 4 разд. III.

Пылев С. С., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — гл. 3 разд. III.

Реутов О. А. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III.

Сафронов А. Д., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 4 гл. 2 разд. III.

Сердюк Н. В., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 4 гл. 3 разд. III.

Столяренко А. М., д. п. н., д. пс. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 2 разд. I.

Стурова М. П., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 7 разд. III.

Тихомиров С. Н., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Федотов А. А., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — введение,
§§ 1−3 гл. 1 разд. I; §§ 1−2 гл. 3 разд. II; § 2 гл. 7 разд. III; §§ 1−3 гл. 2 разд. IV; глоссарий.

Шамаров В. М., д. ю. н., проф. (Академия права и управления) — §§ 1−3 гл. 1 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Щеглов А. В., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 3 гл. 3 разд. III.



Якушев И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III; §§ 2, 3 гл. 1 разд. V.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 10

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России 14

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека 14

§ 1. Воспитание как категория педагогики 14

§ 2. Общие признаки воспитания 16

§ 3. Воспитание как компонент социализации личности 18

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел 21

§ 1. Юридическая педагогика как теоретическая основа практической деятельности воспитателя в системе МВД России 21

1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени 21

1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел 23

1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал 25

§ 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел 28

2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы 34

2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел 36

2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом 39

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы 47

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом 47

§ 1. Цели и задачи воспитательной работы с личным составом 47

§ 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом 48

§ 3. Содержание воспитательной работы с личным составом 49

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы 54

§ 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел 54

§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация 58

§ 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел 73

3.1. Методы исследования в практической психологии 76

3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел 80

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива 88

§ 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел 88

§ 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом 92

Раздел III. Основные направления воспитательной работы 103

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма 103

§ 1. Воспитание гражданственности и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел 103

§ 2. Патриотическое воспитание личного состава 104

Глава 2. Правовое воспитание личного состава 108

§ 1. Формирование профессионального правосознания 108

§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников 113

2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы МВД России 113

2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел 114

2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека 117

2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел 119

§ 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 121

3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников 122

3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма 125

§ 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128

4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 128

4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 131

4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава 133

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу 139

4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав 141

4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 145

4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел 147

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников 151

§ 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания 151

§ 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел 157

§ 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика 164

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 173

4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел 174

4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел 177

4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом 184

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников 193

§ 1. Педагогическое влияние СМИ на формирование у сотрудников органов внутренних дел профессионально важных качеств 193

§ 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки 203

§ 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел 212

3.1. Культура речи сотрудника 212

3.2. Совершенствование культуры речи 219

3.3. Основные риторические правила 225

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел 231

§ 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования 231

§ 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел 243

§ 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей 253

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни 266

§ 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника 266

§ 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел 268

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов 272

§ 1. Учет национальных особенностей и традиций в воспитательной работе с личным составом 272

§ 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность 273

§ 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел 277

3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений 277

3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения 283

3.3. Формирование опыта межнационального общения 288

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях 294

§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях 294

1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях 294

1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях 298

1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях 304

§ 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности 310

2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников 310

2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования 315

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел 328

Глава 1. Технологии воспитательного процесса 328

§ 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи 328

§ 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел 340

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел 349

§ 1. Понятие о методах воспитания и их классификация 349

§ 2. Правила и порядок выбора методов воспитания 352

§ 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом 355

Глава 3. Формы воспитания личного состава 365

§ 1. Понятие «форма воспитательной работы» 365

§ 2. Классификация форм воспитательной работы 366

§ 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы 367

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе 371

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников 371

§ 1. Особенности коллектива сотрудников органа, подразделения, учреждения системы МВД России как субъекта и объекта воспитания 371

§ 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах 373

§ 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников 387

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом 404

§ 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами 404

§ 2. Система индивидуальной воспитательной работы 408

§ 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы 412

§ 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы 416

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел 418

§ 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел 418

§ 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя 426

§ 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию 428

Глоссарий 433



Введение



История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей. И именно в такие периоды осуществление воспитания сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее, любые реформы и решения обречены на провал, если они не подкрепляются усиленным вниманием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом историческом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологических разработок. При этом проблемы усложняются, если в предшествующий период работа по воспитанию была ослаблена в социальных системах. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятельности органов внутренних дел.

Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации относит воспитательную работу к одному из важнейших направленийкадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности1. К недостаткам проведения этой работы он относит: недооценку места и роли воспитательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности; декларативный и оторванный от жизни характер проведения; недостаточную ее эффективность, не выдерживающую испытаний реальной практикой, неспособность оказать должное воздействие на результаты оперативно-служебной деятельности, служебную дисциплину и законность; устаревшие подходы, организацию, принципы, формы и методы, не учитывающие реалии сегодняшнего времени; отсутствие ведомственной системы информационно-пропагандистского воздействия на личный состав; неконструктивное противопоставление материальных и нравственных начал в мотивации сотрудников; преобладание репрессивной практики в отношении оступившихся сотрудников, в то время как негативные проявления могли быть профилактированы при упреждающем систематическим воспитании личного состава; слабая связь с институтами гражданского общества; значительный отток кадров и размывание профессионального ядра органов внутренних дел (особенно уголовного розыска и службы участковых инспекторов); недостаточный уровень педагогической культуры части руководителей, занятых вопросами воспитания подчиненных и др.

Недостатки в организации воспитательной работы с личным составом рассматриваются руководством МВД как причины многих проблем в оперативно-служебной деятельности: участившихся случаев невнимательного реагирования сотрудников на сообщения и заявления граждан о совершении преступлений, укрытие их от учета, необоснованных прекращений или отказов в возбуждении уголовных дел, подтасовки отчетных данных о раскрытии преступлений, противоправных действий, снижения уровня доверия населения к государственным органам власти и др. Ошибочным признано сокращение численности воспитательных аппаратов, свертывание подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел.


Перед руководителями органов, подразделений, учреждений системы МВД России поставлена задача модернизации системы воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел, для чего в ее характер, содержание и организацию вносятся существенные изменения.

Воспитательная работа в современных условиях направлена на:

  • формирование у сотрудников комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности;

  • подготовку сотрудников, способных реализовать задачи охраны правопорядка в условиях демократического общества, готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эффективную защиту;

  • обеспечение высокой антикоррупционной устойчивости сотрудников и надежного иммунитета к профессиональной нравственной деформации личности.

Среди важнейших задач реформирования системы воспитательной работы с личным составом:

  • восстановление роли и значения воспитательной работы как важнейшего направления управленческой деятельности, обеспечивающего повышение эффективности выполнения оперативно-служебных задач органов внутренних дел;

  • определение места воспитательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

  • разработка научно-теоретических основ развития системы воспитательной работы применительно к современным условиям;

  • создание нормативно-правовой и методической базы функционирования воспитательной работы, как в масштабах Министерства, так и непосредственно в территориальных органах внутренних дел и подразделениях;

  • приведение организационно-штатной структуры подразделений по организации воспитательной работы органов внутренних дел в соответствие с изменившимися условиями, их кадровое укрепление;

  • повышение уровня профессионализма сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, организация подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел;

  • организация обучения руководителей всех уровней основам теории и практики воспитания подчиненных, повышение их психолого-педагогической и управленческой компетентности.