Файл: Реферат по дисциплине Философия Первый позитивизм. Учения О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





РЕФЕРАТ

по дисциплине «___Философия___________________________»

_________________Первый позитивизм. Учения О.Конта, Г.Спенсера, Д.С.Милля____________________________________

(тема реферата)

ФИО студента

Медведев Наум Алексеевич

Направление подготовки

Социология социальной жизни

Группа

СОД-Б-2-Д-2022-1



Москва 2021


Содержание




Введение 3

1.Позитивизм О. Конта 6

2.Позитивизм Герберта Спенсера 12

3. Позитивизм Дж. Ст. Милль 15

Заключение 18

Список литературы 19


Введение


Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Философская позиция, которая утверждает скрытость ноуменов для познающего субъекта, имеет название феноменологизм. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, - для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.

Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания - лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.


Существуют недостатки: эта концепция не отвечает на вопрос, каким образом возникает сознание. Позитивизм отрицает практически все предшествующее развитие философии, настаивает на равенстве философии и науки, но это не продуктивно, потому что философия - самостоятельная область знания, которая опирается на всю полноту культуры, в том числе и на науку.

Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которые в реальности не имели никаких представлений, например такие, как энтелехия, эфир. Научный метод имел цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Сторонники позитивизма считали надежными те знания, которые должны опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, как они думали, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения используются особые «протокольные предложения».

Возникновение позитивизма было очень тесно связано с достижениями различных наук – физики, химии, математики, биологии. Наука становилась более популярной, и она сильно влияло на умы людей. В это время наук развивалась как специфический новый социальный институт: она практически полностью освободилась из-под надзора церкви, ее идеи получали все широкое общественное признание.

Иногда естествоиспытатели воспринимали позитивизм как такую философию, которая правда отсекает от науки все спекуляции, избавляет науку от агностицизма, помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одна из причин того, что позитивизм был привлекателен и его большая жизненная сила - это тот факт, что последователями позитивизма были многие популярные ученые и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм выступает за единство философии с наукой, хотя на самом деле позитивизмом делаются попытки уменьшить роль философии, растворить ее в отдельных конкретных науках.

Позитивизм добивался звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, которая была похожа на эмпирические науки и являлась их методологией. Один из главных принципов этой методологии был феноменализм: научные теории и законы истолковывались как лишь обобщения эмпирических фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов, но не объяснение их. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, так как его собственные главные положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) не поддаются опытной проверке. Основателем позитивизма является Огюст Конт, который ввел и термин «позитивизм».



1.Позитивизм О. Конта


Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучении их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как.

Позитивистская философия, которая была основана Контом, некоторым образом связана с французской философией Просвещения XVIII вв. Следуя просветителям, Конт выразил собственное убеждение, в котором акцентировал внимание на способности науки бесконечно развиваться. Неограниченность предметной области, к которой применяются научные методы мышления. Классификация наук, которая осуществлялась Контом, во многих понятиях рассматривается как действие завета энциклопедистов.

Исходя из теории О.Конта, науки распределяются по естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.

Психология, как считает Конт, разделяется на биологию и социологию; любая наука рассчитывает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт создал новый термин "социология". Социология впервые была разработана в определенную научную систему, благодаря трудам Конта.

Основные принципы позитивистской философии по Конту: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному. Он выделял задачи философии - охват совокупностей наук, познание более общих законов, систематизация научных знаний. Свести одну науку к другой невозможно. Вывести все из одного закона невозможно. Роль философии – сделать число этих законов минимальным.

«Социология» Конта буквально означает «учение об обществе», но она не имела ничего общего с элементами учения об обществе, которые находятся во всей прошлой философии. Эти учения для Конта, также как и сама предшествующая философия, просто не существовали, и с материалистическим пониманием истории в марксизме, которое Конт просто не знал.

«Социологию», также как и все другие науки, Конт представлял как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм показал проявление у Конта в том, что «социологию» он представлял как «социальную физику». Он делил ее, так же как и физику, на «социальную статику» и «социальную динамику». По-другому говоря, О. Конт не наблюдал широкого отличия общественных процессов от естественно-природных процессов. Здесь опять же совсем выкидывается крупнейшее завоевание немецкой классики, где человеческая история была понята именно в своей специфике.


О. Конт сформировал закон трех последовательных этапах интеллектуального развития человека: теологического, метафизического и позитивного. На первом, теологическом этапе все явления объясняются на основе представлений о религии, второй – метафизический, который заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами. Второй этап дает начало третьему этапу - позитивному, который объединяет и теорию, и практику, человек рад тому, что благодаря своим наблюдениям и экспериментам выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, делает формулировку законов.

1. На теологической стадии человеческий разум стремиться либо найти начальные, либо конечные причины явлений, Стремится к абсолютному знанию. Теологический этап проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.

2. На метафизической стадии человеческое мышление тоже пытается дать объяснение внутренней природе явлений, их началу и предназначению.

3. Главный признак позитивной стадии заключается в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

По мнению О. Конта, общество проходит три этапа своего развития: военный, который соответствует теологической стадии развития ума; переходный, который соответствует метафизической стадии, и научно-промышленный, соответствующий последней стадии, позитивной. Позитивную стадию О. Конт считал завершающей. Она замыкала собой все развитие общества.

Позитивизм Конта, который порывал со старой метафизической философией прошлого, был прогрессивным явлением. Это дало начало новому направлению в науке - социологии, и новому научному социальному знанию.

О.Конт был одним из первых, кто задумался о систематическом изучении социологии, акцентировав внимание на социальную жизнь общества, как самостоятельный феномен. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.

О. Конт основал подлинно социологический подход к анализу социальных явлений и процессов. Конт описывает разнообразные социальные системы, социальные институты, институциональные взаимоотношения и стратификации – социальные неравенства, т. е. основные аспекты общей социологии.

Когда появились работы О.Конта, социальная теория обрела институциональный статус. Она получила права гражданства в научном мире.


К числу важнейших принципов позитивистской теории можно отнести:

1. Постулат онтологического натурализма, т. е. утверждение о том, что социокультурные и природные явления являются качественно однородными. Поэтому общественные процессы анализируются как не представляющую собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно только с помощью познания законов природы.

2. Постулат методологического натурализма, который утверждал, что система социологического знания строиться по модели физических наук, и использует их методологические установки.

3. Постулат феноменализма, т. е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, которые нередко преобладали в социальной философии.

4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от всяких ценностных суждений относительно природных явлений, которые изучаются, и процессов, и также получаемых результатов.

5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии, т. е. лечения социальных болезней.

О. Конт указывает пять значений слова «позитивное»:

1. Реальное в противовес химерическому

2. Полезное в противовес негодному

3. Достоверное в противовес сомнительному

4. Точное в противовес смутному

5. Организующее в противовес разрушительному

К данным значениям основатель позитивизма добавляет некоторые черты позитивного мышления, например, такие как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его социальный характер, а также тесная связь с общим здравым смыслом.

В статическом плане О. Конт выделял элементы общества и связь между ними. Он представлял общество социальным организмом, который было связано принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей. Общество целостно, оно обладает неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, которые связаны в общем состоянии цивилизации.

Первичным фрагментом, которое обеспечивало “начало общества” О. Конт выделял семью. На основе этой модели можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое с социальным являются единым. В ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи идет распространение на род, с рода идет распространение на общество, с общества распространение на человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.