Файл: Реферат по дисциплине Философия Первый позитивизм. Учения О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О. Конт произвел деление всей сферы знаний на теоретические и практические науки и поместил социологию одной из первых. Но науки, в своем смысле слова, О. Конт разделил на две части: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки отвечают за открытие законов, управляющих различными классами явлений. Конкретные науки (частные, описательные - так их называет Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории разных существующих предметов. При этом абстрактные науки являются, как считал Конт, основными, а конкретные науки являются второстепенными. Социологию он называл абстрактной наукой, такой же общей, как физика. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой скоростью достигают положительной результата и здесь наблюдается известный порядок.
О. Конт распределил ряд наук по убывающей общности и возрастающей сложности: математика, астрономия, физика, биология и социальная физика (социология). Здесь нужно прежде всего акцентировать внимание на то, какое место Конт определил для социологии. Социология получает свое прямое обоснование в такой науке, как биология. Еще один важный момент для последующего развития социологии: О.Конт не признавал самостоятельность психологии, полагая, что для изучения психических явлений достаточно всего лишь физиологии мозга. А главное, О. Конт рассматривал социальную физику как подотдел органической физики, которая занималась «феноменами организованных тел», и поэтому общество подводилось под одну категорию с организмом, и нередко рассматривалось прямо, как организм.
Как же применяется «позитивный метод» к познанию общественной жизни? Во-первых, это господство натурализма, то есть развитие общества, понимание этого развития зависит от тех же законов, от каких зависит природа. Поэтому у Конта социология выступала как часть естествознания, хотя он, естественно, различал природу и общество.
Сравнительный метод имеет большое значение в познании общественной жизни, как считал О. Конт. Он полагал, что сопоставление жизни народов, которые живут одновременно в разных местах земного шара, но не зависят друг от друга, является важным средством социологического обобщения, так как это позволяет охватить самые различные ступени развития общества, начиная с обитателей Огненной Земли и кончая самыми цивилизованными народами Западной Европы.
В то же время, исходя из теории О. Конта, сравнительный метод можно использовать успешно, если подчинить его определенную теорию человеческого развития. Отсюда наиболее важным и специфическим методом социологии О. Конт считал уже не сравнительный метод, а исторический. Как учил Конт, надо сначала хорошо изучить прошлое общественное состояние, а потом уже выводить из этого состояния последующее «современное».
2.Позитивизм Герберта Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших знаний.
Позитивизм Спенсера – это агностицизм и феноменологизм в философских вопросах. Философия мировоззрения и стихийно материалистический подход к наукам. Например, как Г. Спенсер представляет вопрос о соотношении религии и науки. Основным постулатом здесь является то, что "знание не может монополизировать сознание.
Там где заканчиваются указания здравого смысла, не начинаются обобщения науки. Практика – это убедительное свидетельство ее достоверности. Если и религия, и наука имеют основания в действительном положении вещей, то между ними существует общее согласие. Наиболее отвлеченная истина в религии и таковая в науке должны быть тем, в чем и та, и та согласны. Это является конечным фактом нашего познания.
Г. Спенсер применял в своих исследованиях эмпирический подход, связывали с ним необходимость включения в социальную теорию различных эмпирических данных- этнографической, исторической, экономической и другой информации.
Спенсер рассматривает социологию как естественную науку. Он считал, что в обществе действуют биологические законы эволюции и сохранения энергии, а также борьбы за существование. Знание этих законов позволяет объяснить динамику общественного развития, переход общества от более низких форм к высшим. Основой построения данной концепции послужила теория Дарвина об эволюции видов, их борьбы за выживаемость.
Спенсер выделяет две фазы развития общества: милитаристскую (первобытную, примитивную) и промышленную. Если на первой фазе развития общества личность полностью подчиняется диктату правителей, то на второй фазе она свободна в проявлении своих потребностей и интересов. Отсюда Спенсер выводит положение : побеждает то общество, в котором большее количество людей приспосабливается к промышленному труду, но при этом властные структуры уважают личные потребности и интересы.
На широком научном материале Г. Спенсер доказал наличие эволюции как высшего закона всего существующего, показал всеобщность прогрессивного развития и его объективный характер, что составило одну из специфических особенностей его позитивизма. В концепцию эволюции (прогресса) Спенсер впоследствии внес ряд дополнений. Он выделил две вторичные характеристики эволюционного развития: переход от однородного к разнородному, т. е. количественному усложнению ( дифференциация), и переход от неопределенного к структурно определенному (конкретизация).
Спенсер сравнивал общество с организмом, развивающимся по естественным, особенно биологическим, законам. Он приравнял общество к живому биологическому организму, и обосновал этот комбинацию с помощью следующих доказательств:
1. как живые организмы, также и каждые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;
2. те и другие усложняются;
3. их части все больше зависят друг от друга;
4. те и другие дольше живут как целые, хотя единицы, которые их составляют, постоянно появляются и исчезают;
Г. Спенсер, использовал в своих "синтетических" обобщениях новации естествознания второй половины 19 в., объективной реальности, сущность которой можно понять лишь посредством религии, но не с помощью науки. Задачей позитивных наук состоит в том, чтобы найти ответ на то, «как устроен этот мир». На вопрос, «почему так» наука не обязана давать ответ. Философия становится собранием уже установленных, испробованных научных истин. Философия имеет задачу соединить знания и познакомить с ними общественность. Наука – это постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некоторое предельное место в новой теории.
Г. Спенсер определил три возможности происхождения мира:
1. Мир сам по себе.
2. Мир кто-то создал.
3. Мир всегда есть и будет.
Спенсер утверждает, что эти три возможности не годны: человек не сможет понять все из ничего. Спенсер считает, что это невозможно, потому что невозможно это представить.
Г. Спенсер выделял три вида эволюции:
1. Неорганическая эволюция;
2. Органическая эволюция;
3. Надорганическая эволюция;
В общий эволюционный процесс включается эволюция человеческих обществ, которая представляет собой форму надорганической эволюции. В числе факторов социальных явлений в ней выделяются внешние факторы
, такие как климат, поверхность земли, флора и фауна; и также внутренние, такие как физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальных единиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам можно отнести перемену климата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауны обитаемой местности. Рост общества - одновременно и следствие и причина социального прогресса. Взаимовлияния общества с его единицами постоянно кооперируются в производстве новых элементов. По мере того как общества увеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокие изменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленных отношений. Надорганические продукты, вещественные и духовные, которые постоянно накапливаются и усложняются, образуют новый класс факторов, которые становятся более влиятельными причинами изменений.
3. Позитивизм Дж. Ст. Милль
Джон Стюарт Милль (1806-1873гг) – известный английский мыслитель и экономист. В области философии самым замечательным произведением М. является его «Система Логики» (1843г). С 1841 г. состоял в переписке с Огюстом Контом, философские и социологические взгляды которого оказали на него глубокое влияние.
Идеи И. Канта критического периода (конец XVIII века) являются очень популярными в XIX веке. Многие философы отстаивали различные версии априоризма. С другой стороны, в связи с развитием наук весьма известны различные эмпирические представления, особенно в Англии. В результате, мыслители, разделяя идеи Канта об априорном познании и восхищаясь успехами эмпирической науки, пытаются найти некоторый компромисс между ними. Это либо последовательные эмпирики, либо последовательные априористы. В этом смысле Милль последовательный эмпирик.
Милль развивает теорию индукции, пытается придать самой процедуре индуктивного обобщения статус законности. Он предлагает классификацию методов индуктивного обобщения, которая рассматривается до сих пор.
Милль разрабатывал теорию индукции. Индуктивный вывод – переход от единичного к общему, а силлогистический вывод – переход от общего к единичному. Например, возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Силлогизмом этих двух фактов будет «Сократ смертен». Милль выделял 4 метода обобщения:
Метод сходства (а похоже на б, а б похоже на ц, значит все они похожи)
Метод различия (неА похоже на неБ, значит А и Б похожи)
Метод остатков (АБ => XY, A => X, значит B => Y)
Метод сопутствующего изменения. (изменения в А сопутствую изменению в Б всегда и систематично, значит A есть причина Б)
Милль полагает, что на самом деле никакого вывода от общего к единичному в данном случае не делается. С его точки зрения, мы обычно заключаем от единичного к единичному. Например, Гомер умер, Одиссей умер, и еще умерли 150 человек. Значит, и Сократ тоже умрет. А фраза «все люди смертны» лишь удобный и компактный способ выразить это.
Милль не принадлежит к числу неограниченных приверженцев индуктивного метода, как большинство английских философов эмпирической школы, которые признавали особый статус математики. По его мнению, математика такая же индуктивная наука, как и все остальные. Он уравнял ее статус. Геометр говорит о некоторых объектах, обобщенных из опыта, а расхождения с реальным миром говорят о неточности математики.
Кант настаивал, что примеры, которые приводит Милль (например, две прямые не могут замыкать пространство или через две точки проходит ровно одна прямая), являются синтетическими и априорными. Синтетичность обозначает некоторые свойства, которые не содержатся в определении предмета, а априорность – необходимость и всеобщность. 7+5 = 12. Милль, как эмпирик, считал, что никаких синтетических априорных суждений нет. Здесь стоит вопрос об ассоциации идей. Он пытается занимать эмпирико-индуктивную точку зрения. Для него математика является естественной наукой, так как он считает, что в основе простейшей математики стоят общие ассоциации людей. Связь различных идей может быть разной прочности. Ассоциации идей, которые относятся к математике, весьма и весьма прочные.
Заключение
Вместо «метафизики» позитивисты ставят «науку». Наука здесь понимается в соответствии с той традицией, которая берет начало у английского эмпиризма — т. е. как наука чисто эмпирическая. Позитивизм не признает такую теорию как «метафизику». Поэтому он отрицает и большую часть самой науки.
В заключение еще раз нужно подчеркнуть, что позитивизм в качестве методологического учения отрицает классическую философию, которая пыталась постичь скрытые основы бытия Но, не признавая метафизические поиски старой философии и ее опору на спекулятивное (а по сути теоретическое) мышление, позитивизм не отрицает попытки познания объективного мира рациональным путем Конечно, позитивизм низводит разум до уровня упорядочения рассудком чувственного опыта, а науку, соответственно, ограничивается рамками эмпирической науки Но позитивизм при его чисто инструментальном отношении к разуму не отрицает стремления к истинным знаниям о действительном мире. И хотя он пытается придать эмпирическому знанию форму всеобщности и важной необходимости, и эти попытки с самого начала были обречены, стремление к объективности знания является тем важнейшим пунктом, с которого начинается расхождение, вплоть до поляризации, между позитивизмом и собственно неклассической философией в ХХ веке.