Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Недостатки в деятельности правоохранительных органов, в частности, низкий реальный уровень раскрываемости имущественных преступлений, непрофессиональное расследование уголовных дел, повышение уровня латентности имущественных преступлений, коррупция породили утрату большей частью населения доверия и готовности оказать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием имущественных преступлений.

К недостаткам необходимо отнести функциональные противоречия между различными подразделениями правоохранительных органов,осуществляющих противодействие имущественной преступности; низкий уровень координации их деятельности, например, отсутствие систематического обмена информацией, совместного планирования и осуществления мероприятий по выявлению и пресечению преступлений.

Несовершенство технических средств по предупреждению и пресечению как традиционных, так и новых форм преступлений против собственности, например, мошенничества, а также преступлений, связанных с использованием электронных сетей и коммуникаций.

Неэффективность организационно-технического обеспечения механизма немедленного реагирования на большую часть имущественных преступлений, что нередко обусловлено ненадлежащим материально-техническим обеспечением правоохранительных органов, недобросовестностью и низким уровнем профессионализма сотрудников, недостаточностью штатов.

Недооценка важности виктимологической профилактики, которая уже давно нашла широкое распространение и признание в зарубежных странах.

V. Предупреждение имущественной преступности.

В предупреждении имущественных преступлений специалисты выделяют следующие направления.

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России. Решение этих задач предполагает предоставление гражданам равных возможностей в сфере экономики, которое позволит сформировать массовый слой экономически активных, правособлюдающих и материально обеспеченных людей. Сегодня в мире считается аксиомой, что масштабы и успехи в развитии мелкого предпринимательства - одна из важных показателей степени развития демократического общества. Это объясняется тем, что:

  • широкое развитие малого предпринимательства способствует включению в состав собственников всё большего числа индивидов - изменяя тем самым их статус и обеспечивая соответствующий уровень экономической свободы и независимости;


  • малые предприятия являются важнейшим элементом самого гражданского общества, а не только принадлежностью хозяйственной системы. Иначе говоря без развития малого предпринимательства Россия не получит широкого слоя (класса) мелких собственников, а значит и той опоры, на чём держится гражданское общество.

Это важнейшая составляющая предупредительной деятельности пока только декларируется.

Второй важнейшей составляющей является повышение материального благополучия россиян. Расширение объёма малого и среднего бизнеса обеспечит повышение уровня материального обеспечения населения, сократит уровень безработицы. Но поскольку, как указано выше, этого пока не наблюдается, улучшение возможно в основном за счёт отчислений из государственного бюджета. В этом вопросе есть определённые сдвиги. По статистике, в 2000-х годах произошло увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2009). В ноябре 2010 года среднемесячная начисленная заработная плата в России составляла 21599 рублей200.

Последовательное решение проблемы социальной защищённости населения и избавление его от острой материальной нужды и нищеты. В этом комплексе целая система мер, которые начинают применяться в России: К ним относится, в первую очередь, наведение порядка в государственном бюджете, эффективное использование бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально-слабых слоёв населения.

Сюда следует отнести:

  • своевременную выплату заработной платы, постепенное повышение её уровня, опережающего уровень инфляции в стране;

  • повышение пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий;

  • обеспечение государственной семейной политики, развитие социального обслуживания семьи и особенно детей, оставшихся без попечения родителей, повышение пособий для многодетных семей;

  • постепенное решение жилищной проблемы для малообеспеченных семей и семей с небольшим достатком;

  • решение проблемы занятости населения, снижение безработицы до уровня не выше 5-6% трудоспособного населения и обеспечение необходимыми пособиями вынужденно безработных;

  • оказание реальной материальной помощи российским гражданам, ставшим беженцами и вынужденными переселенцами, в обустройстве их на новом месте жительства;

  • государственное поощрение благотворительной деятельности и благотворительных организаций.


Совершенствование законодательства. Правовое обеспечение противодействия имущественной преступности включает также постоянное совершенствование нормативной базы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

В конце 2010 года подготовлен проект поправок в УК РФ, в соответствии с которым снимается нижний предел в виде лишения свободы по 68 составам преступлений, к 11 составам добавлено как основное наказание - штраф, к 12 составам - исправительные работы.

Человек, совершивший преступление не представляющее большой общественной опасности, может быть наказан штрафом или исправительными работами. Раньше такое каралось лишением свободы. Не будет обязательным лишение свободы по наиболее распространённым преступлениям: кражам, грабежам, разбоям. Это заставит суды отказаться от практики давать, как правило, средний срок между минимальным и максимальным.

Будет введено и новое наказание: принудительные работы. Все это, по словам министра юстиции, позволит довести средний срок наказания с 6-9 до 2-3 лет, что уменьшит население колоний на треть (на 1 октября 2010 года в колониях находилось 707 100 человек)201.

Вместе с тем, по словам Председателя следственного комитета России, вопросы обоснования необходимости криминализации или декриминализации деяния выходят за рамки идеологии гуманизма, а обуславливаются исключительно факторами, определяющими опасность самого деяния или его последствий для охраняемых уголовным законом интересов. Обоснование же декриминализации деяний исключительно гуманным отношением к лицам, их совершающим, может привести к снижению уровню защищённости лиц, пострадавших от таких деяний, и общественных отношений в сфере экономики в целом.

Параллельно с этим идёт реформирование Министерства внутренних дел (МВД) РФ, в основе которого сегодня лежит федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3 - ФЗ «О полиции). В ближайшее время предстоит серьёзное реформирование системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Виктимологическая профилактика, в ходе которой необходимо использовать все средства массовой коммуникации для информирования население о совершённых и предотвращённых преступлениях, о принимаемых к преступникам мерах, о целях преступников и их сообществ, об опасности преступности для общества и государства в целом. В ходе данной профилактике также необходимо объяснять населению: способы для защиты личности и имущества; как надо или не следует вести себя; о криминогенных зонах в городе или населённом пункте; о рекомендуемых мерах защиты и самозащиты от преступлений; о недопущении излишней доверчивости к незнакомым людям и т.д.


В рамках виктимологической профилактики было бы целесообразно подвергать экспертизе архитектурные строения на предмет их «криминогенности». В зарубежных странах это делается уже давно. Ведь известно, что например, архитектура многих жилых зданий содержит в себе элементы, облегчающие совершение преступлений. Например, закрытые от социального контроля парадные, лифтовые площадки; многоэтажность зданий (6 и выше этажей).

Нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причинённого жертвам корыстных преступлений.

Статья 52 Конституции Российской Федерации гласит: "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". Соответственно статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет защиту прав потерпевших как первоочередную задачу уголовного судопроизводства. На деле, однако, и в настоящее время по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым и, таким образом, фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного процесса, что позволяет говорить о неполной реализации как принципа равенства сторон в уголовном судопроизводстве, так и принципа состязательности. Объясняется это следующими обстоятельствами. Установленные факты нарушений прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого могут сделать неприемлемыми собранные следствием доказательства по делу и, в конечном счете, существенно повлиять на судебное решение. Напротив, нарушение прав потерпевшего на судебное решение никак не влияет. Видимо, по этой причине не предусмотрено и никаких санкций за нарушение прав потерпевшего.

Сложившийся дисбаланс начал постепенно изменяться лишь в последние десятилетия. В результате сегодня считается общепризнанным, что процесс отправления уголовного судопроизводства должен быть справедливым не только к правонарушителям, но и к их жертвам. Для этого законодательство должно регулировать отношения не только между государством и обвиняемым, но и между обвиняемым и потерпевшим, а также между государством и потерпевшим. Иными словами, уголовному правосудию необходимо решать задачу достижения равновесия между законными интересами трех сторон - государства, обвиняемого и потерпевшего. При этом нельзя не отметить, что интересы государства защищаются органами прокуратуры, интересы обвиняемого - адвокатом, в то время как потерпевшие имеют возможность отстоять свои права и законные интересы с помощью адвоката лишь в редких случаях. Ведь у потерпевшего нет права воспользоваться услугами бесплатного защитника. Такое право предусмотрено только для обвиняемого.


По словам Лукина, Уполномоченного по правам человека, такой подход «не вполне оправдывает назначения уголовного судопроизводства - защиту прав и законных интересов потерпевшего». Лукин предложил создать соответствующий фонд, осуществляющий компенсационные выплаты из бюджета, и дополнить федеральный закон «О бюджетной классификации РФ», внеся в него недостающий вид расходов. Он же предложил внести поправку в УПК РФ, предусматривающую предоставление бесплатной юридической помощи потерпевшему. Ведь сейчас, по его мнению, «за нарушение прав потерпевшего не предусмотрено никаких санкций». В итоге около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, поскольку уверены, что защиты от них не получат202.

Определённые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать законопроект, предусматривающий обязательную государственную компенсацию жертвам преступлений.

Таким образом, анализ состояния, структуры и динамики имущественной преступности показывает, что она занимает доминирующее место в структуре преступности России. Большинство россиян являются жертвами данных преступлений. Поэтому предупреждение совершения имущественных преступлений позволит не только существенно снизить показатели преступности, но и оздоровит психологическую ситуацию в стране.